2 класс. РП по родному языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Жданова Ирина Александровна

Рабочая программа по предмету «Родной язык» для 2 класса составлена на основе:

  •  Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Примерной рабочей программы. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /О. М.  Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020.  — 80  с. 
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им.И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
  • учебника для второго класса «Русский родной язык», /  О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2020;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._rp_rodnoy_yazyk_34_chasa.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

предмет «Родной язык»

2 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:

                                      Жданова И.А.,

 учитель начальных классов

                               высшей квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Рабочая программа по предмету «Родной язык» для 2 класса составлена на основе:

  •  Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Федеральный закон от 03 августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Примерной рабочей программы. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /О. М.  Александрова и др. — М. : Просвещение, 2020.  — 80  с. 
  • Учебного плана МАОУ «СОШ № 5им.И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
  • учебника для второго класса «Русский родной язык», /  О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко. - М.: Просвещение, 2020;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи;
  • выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемнодиалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста;
  • выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Содержание учебного предмета, курса 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (11 ч)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Проектное задание. Почему это так называется?

Раздел 2. Язык в действии (7 ч) Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений. Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением. 37 Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов. Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (9 ч) Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища). Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращений ты и вы. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Внутрипредметный образовательный модуль «Развитие речи» (7 часов)

Пословица недаром молвится, И снова пословицы, пословицы, пословицы, …, Еще раз о синонимах и антонимах,  Работаем с фразеологизмами, Ещё раз о фразеологизмах, Текст, тема, главная мысль, Заголовок- всему голова. 

Форма промежуточной  аттестации по родному языку – административная контрольная работа (итоговая).

Форма промежуточной  аттестации по родному языку – административная контрольная работа (итоговая).

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

Внутрипредметный образовательный модуль  «Развитие речи»

11

2

1

По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети

1

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка Слова, называющие то, что ели в старину: какие из них сохранились до нашего времени.

1

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,

называющие то, что ели в старину.

1

4

«Развитие речи»

Пословица недаром молвится

1

5

Каша  — кормилица наша

1

6-7

Любишь кататься, люби и саночки возить

2

8-9

Делу время, потехе час

2

10

В  решете воду не удержишь

1

11

Самовар кипит, уходить не велит

1

12

«Развитие речи»

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …,

1

13

Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?».

1

Раздел 2. Язык в действии

Внутрипредметный образовательный модуль  «Развитие речи»

7

3

14

Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.

1

15

Для чего нужны синонимы?

1

16

«Развитие речи»

Еще раз о синонимах и антонимах

1

17

Для чего нужны антонимы?

1

18

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

19

«Развитие речи»

Работаем с фразеологизмами

1

20

Как можно объяснить значение слова?

1

21

«Развитие речи»

Ещё раз о фразеологизмах

1

22

Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.

1

23

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

1

Раздел 3. Секреты речи и текста

Внутрипредметный образовательный модуль  «Развитие речи»

9

2

24

Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета.

1

25

Составляем развёрнутое толкование значения слова

1

26

27

28

Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

3

29

«Развитие речи»

Текст, тема, главная мысль

1

30

31

32

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

3

33

«Развитие речи»

Заголовок- всему голова

1

34

Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебнонаучной речи. Административная контрольная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для обучающихся 2-4 классов "К тайнам родного языка"

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы  вызвать интерес к изучению родного языка, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; способствовать ра...

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

урок русского языка 2 класс«Звуки буквы родного языка. Природа весной.»...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Обощение знаний за 3 класс по предмету "Родной язык"

Учебный материал включает повторение основных тем за 3 класс по предмету "Родной язык": состав слова, ударение, число существительных, основные орфограммы....