Конспект по русскому языку "Синонимы и антонимы" ( УМК " Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Бабушкина Екатерина Анатольевна

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка

                                                      Тема: Синонимы и антонимы

Цели деятельности учителя: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирование умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные:

Регулятивные: корректируют  деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословиц.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: Открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                

                                                                          КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка

                                                      Тема: Синонимы и антонимы

Цели деятельности учителя: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирование умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные:

Регулятивные: корректируют  деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословиц.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Презентация, учебник, распечатанные карточки.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна.

-Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему видно каждый из вас.

Улыбка, уверенность. Что ж так держать!

За парты садитесь, пора начинать.

Приветствие учениками учителя.

Проверка  подготовки  к уроку.

Личностные

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

12-15

  1. Каллиграфическая минутка.

- Ребята, давайте сейчас  потренируемся и вспомним, как правильно пишется заглавная буква Н.

-Ребята старайтесь писать очень аккуратно.

-А сейчас у нас словарный диктант.

- Вспомните и запишите, как правильно пишутся слова.

Словарный диктант.

Мороз, душистый, ребята, машина, береза. Подчеркните простым карандашом орфограммы.

 

Ученики прописывают одну строчку заглавной буквы Н.

Ученики записывают в тетрадь словарные слова под диктовку учителя.

Регулятивные

Логические

III. Постановка учебной задачи

3-4

-Молодцы! А теперь немного поиграем!

- На доске  карточки с буквами

У Д Г Р (ДРУГ)

- составьте из этих букв слово;

- составьте предложение со словом друг;

- каким словом  можно заменить слово друг?

- У слов друг, товарищ, приятель близкое значение.

Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкое лексическое значение.

Ученики отгадывают слово.

Один ученик  выходит к доске и составляет слово.

Составляют предложение.

Заменяют слово друг на слова товарищ, приятель.

Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные

IV. Открытие нового знания

8-9

 - Откройте учебник на стр. 52, прочитайте тему урока.

- Упр. 66 на стр. 52. Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже?

- Одинаково или по-разному они произносятся?

- Запишите слова ключ, родник, источник.

Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами.

- Мы записали синонимы. Повторим это слово хором.

- В русском языке существует словарь синонимов. У нас в учебнике словарь есть на стр. 141, откройте его и посмотрите, какие слова в нём записаны. Синонимы делают нашу жизнь богаче и выразительнее.

Физминутка.

Ученики открывают учебник читают тему про себя. Один ученик читает вслух всему классу.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Повторяют слово.

Познавательные

Регулятивные

Логические

Коммуникативные

V.Первичное закрепление во внешней речи

2-3

 Упр. 69 на стр. 53. Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку?

- Как автор это показал?

- Проговорите стихотворение несколько раз.

- А теперь проговорим его хором.

- Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы.

Выполняют упражнение , отвечают на вопросы.

Регулятивные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5

Работа по карточкам:

- Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную.

Специальность - ( профессия).

Обучение животных – ( дрессировка).

Асфальтированная дорога – ( шоссе).

Игра на льду – ( хоккей).

Помещение в школе – ( класс).

Выполняют работу самостоятельно.

Личностные

Регулятивные

VII. Включение в систему знаний

4-5

-Расскажите, что такое синонимы?

-Какова роль синонимов в речи?

Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте).

Личностные

Познавательные

Регулятивные

VIII. Рефлексия деятельности

2-3

- Кто считает, что он сегодня постарался и хорошо работал на уроке?

- Кто недоволен своей работой?

- Что в работе показалось особенно трудным?

- Что вы выполнили с легкостью?

Ответы детей.

Регулятивные

Личностные



Предварительный просмотр:

                                

                                                                                                                                                                     

                                                                                  КОНСПЕКТ УРОКА Русский язык

                                                     Тема: Что такое родственные слова?

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные: проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: Презентация, учебник.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2

- Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна.

- С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Личностные

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и мотивация

12-15

1. - Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

- К нам пришёл Лесовичок  и загадал загадку:

« Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук

И тысячи ладошек».

- Сегодня мы совершим прогулку в лес.

По дорожке мы пойдём

В лес зелёный мы придём.

Беседа о правилах поведения в лесу.

Минутка чистописания.

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист.

Орфографическая минутка.

                                            Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал,

Что низко,

А мышонок – высоко,

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А теленок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем,

Что очень велико и тяжело.

А котёнку всё равно – Кислое – зачем оно?

- Что вы? – Шепчет Червячок,

- Сладкий у него бочок».

- Выпишите из стихотворения слова – антонимы.

Ответы детей.

Лес

Работа в тетрадях

Учитель даёт детям карточки с текстом.

Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое.

Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика.

Регулятивные

Логические

III. Постановка учебной задачи

3-4

Учитель читает текст:

- Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. На встречу им ползёт гусеница.

- Здравствуйте, вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками?

Родственники – это родные люди, у них много общего, общие родители, бабушки, дедушки.

Они очень похожи.

- Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? Почему?

Кого можно здесь назвать родственниками?

Среди слов тоже есть « родственники».

Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.

Ответы детей.

Гуся, гусыню, гусят.

Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные

IV. Открытие нового знания

8-9

- Откройте учебник на стр. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? 

- Какая тема нашего урока?

- Назовите родственные слова в минутке чистописания.

                                    Физминутка

Что такое родственные слова?

Родственные слова.

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист.

Познавательные

Регулятивные

Логические

Коммуникативные

V.Первичное закрепление во внешней речи

2-3

 Упр. 77 на стр. 58. Прочитайте текст.

- Чем похожи выделенные слова?

- Назовите два признака родственных слов?

Значение слова « корень»:

- подземная часть растения

- часть волоса, зуба, ногтя

- начало, источник чего-либо.

« Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».

« Слова, которые имеют общую ( одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными ( одинаковыми)».

Один ученик читает вслух.

Выполнение упражнения.

Предположения учеников.

Общая часть и близкое значение.

Регулятивные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5

Задание по группам.

« Какое слово лишнее?»

Списать однокоренные слова, выделить корень.

Лес, лесной, лестница, лесник.

Гора, гореть, горный, пригорок.

Тепло, теплица, теплый, жаркий.

Ученики зачеркивают слова.

Самопроверка.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

VII. Включение в систему знаний

4-5

Упр. 78 на стр. 59. Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

- Выполните письменное задание. Найти семью родственных слов.

« Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый ёж

И его ежиха.

Серый ёж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребёнок был у них  -

Очень тихий ёжик.

Да, есть общая часть, и эти слова близки по значению.

Аналогично разбирают остальные слова.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата.

Личностные

Коммуникативные

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3

 - Понравился ли вам урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Были ли трудности?

Регулятивные



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...

Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...

Конспект урока русского языка "Текст-описание" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «прилагательное&r...

Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...

Конспект урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России 3 класс)

Тема "Времена глаголов"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые результатыПредметные:Знать поняти...

Конспект урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как о...