Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Гилязова Марьяна Марселевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать слоги с буквой Ц;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ/ПИСЬМУ

Дата: 14.12.2021

Школа: №152

Класс: 1 «б»

Урок: 2

Время: 8.50-9.30   Кабинет: 212

Студент: Гилязова Марьяна

Группа: 45

Учитель: Кузнецова В.В._________________________

Методист: Кошкарова Л.С________________________

Тема урока «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать умение сравнивать звуки и выполнять слого-звуковой анализ слов;
  2. характеризовать звуки;
  3. развивать умение правильно писать слоги с буквой Ц;
  4. выполнять гигиенические правила письма;
  5. осуществлять анализ написанного.

Развивающие:

  1. развивать концентрацию внимания в процессе графического диктанта;
  2. развивать зрительную память при выполнении упражнений.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе парной работы;
  2. воспитывать аккуратность;
  3. воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: создание эмоционального настроя

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марьяна Марселевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята, скорей за работу! Проверим готовность к уроку

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Личностные:  освоение личностного смысла учения, желания учиться.

 Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности  к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов      

Практический метод: выполнение упражнений

Проводит графический диктант.

-Схема слова – это значит, что мы должны показать, как хорошо знаем цвет, обозначающий звуки. Ваша задача, после того, как я назову какой-либо звук, показать, при помощи «светофора» какой он. Для этого возьмите три карандаша – зеленый, синий, красный. Приступаем.

[о], [н‘], [п], [м‘], [д], [з‘], [а], [и], [т‘], [к], [у], [к‘], [с], [л‘], [ц].

-Назовите последний звук, который я произнесла?

Выполняют задание.

-     ,      ,       ,       ,      ,      ,      ,

      ,     ,      ,     ,      .  

-Звук [ц].

Предметные: уметь определять цвета, обозначающие звуки.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: звуковой анализ, моделирование

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Раздаточный материал для составления схем слов.

Постановка учебной задачи
(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: постановка вопросов

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи наводящих вопросов:

-Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. А для этого выполним фонетическую зарядку. Хором прочитаем:

Цо-Цо-Цо – курица снесла яйЦо.

Ца-Ца-Ца – брысь, котёнок, от яйЦа!

Цы-Цы-Цы – отогнали? МолодЦы!

-Какой звук встречается чаще всего?

-Скажите, какой звук  [ц] мы слышим во всех строчках?

Формулирует тему и цель урока

-Какой же звук мы только что произнесли?

-Какие буквы обозначает этот звук?

-Знакомы ли вы с этим звуком?

-Какую цель и тему урока сформулируем?

 

Выполняют задание:

-Звук [ц].

-Твёрдый звук [ц].

Формулируют тему, цель урока:

-[ц]

-Цц.

-нет.

-«Звук [ц]. Буквы Цц» Цель: дать хар-ку новому звуку, учиться читать и писать слова с новой буквой.

Предметные: знать звуки.

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л:  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Проектор. Слайд с разминкой. Слайд с темой урока и целью.

Включение в систему знаний  
(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Практический: выполнение письменных и устных упражнений

Организует выполнение упражнений.

-Итак, сейчас, ребята, откройте азбуку на странице 54. Рассмотрим, что изображено на первом рисунке? Сколько в этом слове слогов? Почему? На какой слог падает ударение?

-Назовите 1 слог. Произнесем все вместе. Сколько звуков? Назовите первый звук в этом слоге.

-Дайте ему характеристику. Почему он согласный? Почему он глухой? Почему твердый?

-Назовите 2 слог. Сколько в нем звуков? Составьте схему слова «цапля» на партах.

-Хорошо, а что ещё мы видим на изображении? Сколько в этом слове слогов? Почему? На какой слог падает ударение?  Назовите 2 слог. Произнесем все вместе. Сколько звуков?

-Дайте характеристику первому звуку в этом слоге. Составьте схему слова «птенцы» на партах.

-Кто может сделать вывод о звуке [ц]? Давайте еще раз все вместе произнесем звук [ц].

-Проведем пальчиковую гимнастику.

ФИЗМИНУТКА.

 

Выполняют упражнения.

-Цапля. Два слога.

-На первый слог.

        

-Цап. Три звука.

-Звук [ц].

-Звук [ц] согласный, глухой, твёрдый.

-Ля.

-Птенцов.

-Два слога. На второй.

-Звук [ц] согласный, глухой, твёрдый.

Предметные: уметь определять гласный согласный звук, глухой-звонкий, твердый-мягкий.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник. Пропись. Презентация.

Первичное закрепление  
(7 мин)  

Первичное закрепление изученного материала

Формы:фронтальная  

Практический метод: письменное упражнение, работа со слогами

 

Организует выполнение упражнения.

-С написанием строчной и заглавной буквы вы уже познакомились. Сейчас же мы посмотрим, как выполнить соединение буквы ц с другими буквами. Откройте прописи на странице 30, задание под синим флажком. Прочитаем слоги, которые нам даны в задании.

-Потренируемся в написании соединения буквы ц на примере слога ца.

Показ написания соединения на доске.

-Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем прямую наклонную линию вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки.

Второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз небольшую прямую палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки, не отрывая руки, ведём крючок соединения наверх, далее начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, закругляя чуть влево, доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаем вверх,вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент – прямую наклонную линию с закруглением вниз, которая соприкасается с овалом.

-Сейчас сядьте ровно. Спина прямая, ноги стоят на полу, между столом и грудью помещается кулачок. Возьмите ручку. Держим ее правильно. В воздухе выполним написание соединения буквы ц с буквой а.

Выполняют упражнение.

-Ца, цо, цу, цы, це, ци.

Предметные: знать букву [ц];

уметь писать слова с буквой ц.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Пропись.

Самостоятельная работа с самопроверкой  

(6 мин)  

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий , индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: индивидуальная

Взаимопроверка      

Словесный метод: объяснение задания        

Практический  метод: письменное упражнение  

Организует выполнение самостоятельной работы.

-А теперь по цепочке прочитаем слова, которые даны нам в задании.

-Назовите в каждом слове букву, которая стоит после буквы ц.

-Кто понял, что нам нужно будет сделать в этом задании?

-Отлично, пропишите слова самостоятельно. Проверим.

-Теперь обменяйтесь прописями со своим соседом и подчеркните друг у друга самое красивое, правильное, на ваш взгляд, написание соединения буквы ц с другой буквой

Выполняют самостоятельную работу.

-Цыпленок, цапля, целый…

-Буква ы, а, е…

-Распределить слова по написанным слогам и прописать их.

Предметные: уметь писать слова с буквой ц;

уметь проводить взаимопроверку.

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П:  ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л:  учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Пропись.

Включение в систему знаний, повторение

 (8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и  закрепление ранее изученного.

Практический: работа с прописями.

Словесный метод: объяснение задания

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Проводит гимнастику для глаз.

Организует выполнение упражнения на закрепление.

-Выполним зрительную гимнастику.

-Отлично, а теперь перейдем к следующему заданию в прописи, под зелёным флажком.

-Прочитайте слова, которые написаны сверху.

-Теперь слова, которые даны нам ниже.

-Кто догадался, что нужно сделать?

-Верно, нам нужно составить пары слов.

Выполним упражнение вместе.

Выполняют задание.

-Молодцы, царица, царевна, молодец.

-Кузнец, кузнецы, царь и, царевич и.

-Составить пары слов.

Предметные: уметь составлять схему слова.

Метапредметные: 

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Пропись.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: постановка вопросов

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку.

-Ребята, наш урок подходит к концу и пришло время подвести итоги.

-Кто напомнит, какую цель мы поставили в начале урока?

-Итак, кто даст характеристику звуку [ц]?

-Кто считает, что мы достигли цели нашего урока, поднимите правую руку?

-Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Отвечают на вопросы.

-Дать хар-ку новому звуку, учиться читать и писать слова с новой буквой.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Л:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п» (1 класс)

Тип урока: «открытия» нового знания;Цель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о согласных звуках [п], [п’] и букве Пп; совершенствование навыка слогового...

Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «общеметодологической направленности» Цель урока: совершенствование знаний об особенностях буквы Х. Задачи урока Дидактические: 1) закрепить знания учащихся об особенностях букв...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [б], [б\'] . Буква Б, б" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласных звуках [б]  и [б'], навыка письма буквы б; умения читать и писать слоги, слова с новой буквой.Задачи урока:Дидактические:1.Фор...

Технологическая карта урока обучения грамоте."Согласный звук [т], [т\']. Буква Т,т" (УМК Школа России, 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о согласных звуках [т], [т,] и букве Т, т; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;формирование алгоритм...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласный звук [ш]. Буква Ш, ш» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о согласном звуке [ш], букве Ш, ш и навыка письма буквы Ш, ш; совершенствование умения читать и писать слоги, слова с новой буквой Задачи урока Дидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» 1 класс, УМК «Школа России»

Тема урока: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [б], [б’], букве ...