Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам»(3 класс, УМК "Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в ед.ч по падежам)
Задачи урока
Дидактические:
1. Познакомить, с изменениями окончания имен прилагательных, в зависимости от числа и рода.
2. Сформировать представление о том, что род прилагательных совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Развивающие:
1. Развивать интерес учащихся к родному языку, за счет использования художественных произведений
2. Развивать мыслительные процессы, за счет проблемных ситуаций и решений их
Воспитательные:
1. Воспитывать умение работать индивидуально, в парах и взаимодействовать с другими людьми
2. Воспитывать уважение к одноклассникам, учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам» | 484.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 6.04.21 Школа: лицей №148 Класс: 3е Урок: 3 Время: 9.50-10.30 Кабинет: 112 | Студент: Соколова Мария Группа: 36 Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна Методист: Кондратьева Ирина Ивановна |
Тема урока «Изменение прилагательных по родам и числам»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в ед.ч по падежам)
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить, с изменениями окончания имен прилагательных, в зависимости от числа и рода.
- Сформировать представление о том, что род прилагательных совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относится.
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к родному языку, за счет использования художественных произведений
- Развивать мыслительные процессы, за счет проблемных ситуаций и решений их
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать индивидуально, в парах и взаимодействовать с другими людьми
- Воспитывать уважение к одноклассникам, учителю
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесные: слово учителя | Приветствие детей и установка на положительный лад. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!”. Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Л: самоопределение | Учебная презентация Слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные: подводящий диалог Наглядные: презентация Практические: Анализ языкового материала | Актуализация знаний. Подводка к теме. Для начала, давайте вспомним, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает прилагательное? Как вы думаете, все ли тайны имени прилагательного вы уже открыли? Посмотрите на доску. Что здесь записано? Весенняя капель, весенние капели Из каких частей речи они состоят? Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях? Что вы можете сказать об именах прилагательных? Определите окончания прилагательных в словосочетаниях. Почему у имен прилагательных разные окончания? Какой вопрос возникает? | Работают в парах. Выполняют задания, данные учителем. -Признак предмета. -Какой?Какая?Какие? -Не все. -Словосочетания. - Из имени существительного и имени прилагательного. - эти слова ж.р., ед.ч - Находятся в том же роде и числе, что и имя существительное. Определяют окончания, задавая вопросы. -Капель какая? весенняя, говорить о какой? капели о весенней -Изменяется род имени прил. -Изменяются ли имена прилагательные по родам? | К: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы; Л:сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем; Р: осуществлять само- и взаимопроверку; П: наблюдать и самостоятельно делать простые выводы | Учебная презентация Слайд 2 Слайд 3 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Форма работы: фронтальная Словесные: подводящий диалог | Формулировка темы и цели урока. Кто-то уже догадался, какая будет тема нашего урока? Кто сможет поставить цель нашего урока? | Формулируют тему и цель урока. -Число и род имён прилагательных. -Узнать об изменении имени прилагательного по числам и родам. | Р:планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Р:принимать и сохранять учебную задачу; | Учебная презентация Слайд 4 |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | И Практические: списывание с грамматическим заданием | Работа над темой урока. Объяснение нового материала на примере стихотворения. Давайте начнем работу над темой урока. Я попрошу вас прочитать стихотворение на слайде, а затем сказать, что интересного вы заметите. Голубое небо, речка голубая, Что заметили интересного? При определении числа имени прилагательного, как будем рассуждать? А при определении рода имени прилагательного как будем рассуждать? От чего зависит форма прилагательного? Почему прилагательное согласуется с существительным? Как же изменяются прилагательные? | Работают над стихотворение, рассуждают, отвечая на вопросы учителя. -Одно и то же прилагательное в разных формах. - В каком роде и числе существительное, в таком же роде и числе и прилагательное. - Потому что прилагательное обозначает признак предмета. -По числам, а в ед.ч. по родам. | Р.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание К: умеет составлять план действий; умеет вступать в диалог | Учебная презентация Слайд 5 |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Форма работы: фронтальная Практические: Морфологический разбор Списывание с грамм. Ряда Словесные: работа с алгоритмом | Работа с упражнением из учебника. А сейчас я попрошу вас открыть учебник на странице 101 и прочитать задание к упражнению 113. Что нужно сделать? Всё верно, приступайте. Теперь на странице 102, прочитайте следующее задание. Что нужно сделать? Хорошо, приступайте. Давайте сверим ответы со слайдом. Как изменяются прилагательные в ед. ч? Итак, как определить род и число имен прилагательных? А как определить безударные окончания имени прил.? Работа с инструкцией из учебника. На этот вопрос нам поможет ответить Маша и Анишит Йокоповна. На странице 102, мы видим диалог Маши и Анишит Йокоповны, о чём же они говорят, давайте узнаем. Я предложу вам прочитать диалог по ролям. Давайте же рассмотрим инструкцию С чем поможет эта инструкция? Верно, прочитаем вслух. Работа с именем прилагательным. Определите род и падеж имен прилагательных, где возможно. А в каких случаях мы можем определить род и падеж? шаль ( …?) тёпл.. шерстян.. платке (…?) красн… длинн… платьев (…?) летн… свадебн… Давайте сделаем вывод: как определить род и число имен прилагательных? У каких имён прилагательных род определить нельзя? | Выполняют задание, из учебника. -Прочитать существительные и устно определить, в форме какого числа стоят эти существительные. -Песня(ед.ч), небо(ед.ч), море(ед.ч), зелень(ед.ч), верблюд(ед.ч), мамы(мн.ч), песни(мн.ч) -изменяется окончание -1)найти к какому существительному относится прилагательное 2)определить род и число имени существительного 3)По роду и числу имени сущ. Определить род и число имени прил. Затрудняются ответить Знакомятся с инструкцией. -Она поможет определять безударные окончания прилагательных. Задают вопрос к прилагательному и определяют окончания. -В ед.ч род и падеж, а во мн.ч падже Шаль какая? теплая, шерстяная (ж.р., ед.ч, И.п) Платке каком? красном, длинном(ж.р., ед.ч, П.п.) Платьев каких? летних, свадебных(мн.ч, Р.п) 1) По вопросам ( какой? Какая? Какое? Какие?) 2) по формам имён существительных, с которым оно согласуется. -У имён прилагательных во множественном числе | Р: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия; Р.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание | Учебная презентация Слайд 6 Доп. материал |
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Практические: выполнение физических упражнений | Выполнение динамической паузы по теме урока. Сейчас мы с вами потренируемся в определении рода у имен прилагательных. Если я назову слово женского рода, то вы должны хлопнуть; Если слово мужского рода, то топните; Если слово ср.р, щелкнуть пальцами Интересный рассказ(м.р) Интересная повесть(ж.р) Интересное сообщение(ср.р) Веселая песенка(ж.р) Старый шкаф(м.р) Красивое дерево(ср.р) Родной край(м.р) Теплое утро(м.р) Алая лента(ж.р) Морозный день(м.р) Сладкая конфета(ж.р) | Выполняют динамическую паузу. | М:умение соотносить свои действия с действиями студента | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа. Чтобы нам совсем хорошо разбираться в теме урока, я предложу вам следующие задания. Вы должны выбрать для себя, как вы чувствуете: если вы уверены в своих знаниях – выберите задание посложнее – на желтой карточке, кто сомневается – на красной. Красная карточка. 1. Выберите верное утверждение: 1) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? 2) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? 3)Имя прилагательное изменяется по числам и родам 4) Имя прилагательное не изменяется по числам и родам. 5) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает главным членом 6) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом. 2.Списать вставить пропущенные окончания имён прилагательных, выделить окончание. Домаш…..очаг, ближн… деревня, зимн…. пальто, богат… человек, замёрзш…. озера. Желтая карточка. 1.Имя прилагательное обозначает: 1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета 2.С какой частью речи связано имя прилагательное? 1) с глаголом 2) с именем существительным 3) с местоимением 3.Как изменяется имя прилагательное? 1) по родам 2) по числам 3) падежам 4.Как узнать род имени прилагательного? 1) по роду имени существительного, с которым оно связано 2) по окончанию имени существительного 3) по окончанию имени прилагательного 5.Каким членом предложения бывает имя прилагательное? 1) главным членом предложения 2) второстепенным членом предложения Проверка на слайдах. Критерии: 1-2 ошибки – 5 3-5 ошибки – 4 6-7 ошибок – 3 8 и больше – грустный смайлик | Выполняют самостоятельно задание, за тем выполняют указания учителя. 2,3 Домашний очаг, Ближняя деревня, Зимнее пальто, Богатый человек, Замерзшие озера. 2 2 1,2 1 2 | Р: осуществлять само- и взаимопроверку; Л: признавать свои ошибки | Дополнительный материал | |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные: учебный диалог | Орфографический шторм (письмо по памяти). Нам необходимо восстановить текст четверостишия и объяснить орфограммы в этом тексте. Что кинул он в краю родном? Что ищет он в стране далекой? Найдите прилагательные, определите род и число. Прочитайте выразительно. Даю вам время, чтобы вы потренировались. Критерии: 1-2 ошибки – 5 3-4 ошибки- 4 Больше – поставьте грустный смайлик. | Выполняют задание учителя. Белеет парус одинокий -Одинокий( м.р., ед.ч) Голубом(м.р., ед.ч) Далекой(ж.р., ед.ч) Родном(м.р., ед.ч) | М: рефлексия способов и условий действия; | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф, И Словесные: беседа | Самооценка своей деятельности. Подведение итогов. Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Что нового узнали во время путешествия? Достигли мы поставленных целей во время путешествия? Вы помогали друг другу, активно работали сами, благодаря этому мы справились со всеми заданиями. Как вы думаете, теперь вы все знаете об прилагательных? Вы верно думаете, желаю вам успешных открытий в будущем. | Анализируют свою деятельность на уроке. -Прилагательные изменяются по родам и падежам. -Скорее всего нет. | М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Изменение прилагательных по родам и числам" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об основных грамматических признаках имен прилагательных...
Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...
Технологическая карта урока русского языка "Письменное изложение «Умная птичка» по М. Зощенко" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: «открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для развития умений анализировать текст, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письм...
Технологическая карта урока русского языка "Изменение прилагательных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: создание условий для формирования представления об изменении имен прилагательных во множественном числе. Задачи урока:Дидактические:1. уметь ...
Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в середине слова», 2 класс УМК «Начальная школа XXI»
Тема урока: «Парные согласные звуки в середине слова»Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление и корректировка знаний о парных согласных звуки в середине слова, определение пр...
Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)
Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...
Технологическая карта урока русского языка «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа ХХI века", 2 класс)
Тема урока: «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о том, как формир...