Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Фетисова Наталья Николаевна

Рабочая   программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс 2021 – 2022 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2021  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Шаралдайская СОШ имени И.Калашникова»

________/И.В.Гороховская /

«___» ___________2021   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «Шаралдайская СОШ имени И.Калашникова»

__________    /С.Е.Муликова/

Приказ №____от «___»_______2021  г.




Рабочая   программа

по предмету:

«Литературное чтение

на родном русском языке»

2 класс

2021 – 2022 учебный год

Всего часов на учебный год: 17 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Составлена в соответствии с программой по родному русскому языку. / О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение, 2019

Составители:

Фетисова Наталья Николаевна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

        

с. Шаралдай

2021 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ст.2п.10; ст.12 п.1, 3);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;

Курс родного русского языка и литературы в начальной школе - часть единого курса обучения предмету «Русский язык» и «Литературное чтение». Начальный курс родного языка и литературы должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в среднем и старшем звене.

Предмет «Родной язык и литература» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Цели:

–         овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

–         развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

–         обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи: - расширение читательского кругозора обучающихся;

- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); - формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» на изучение курса «Родная русская литература» во 2 классе начальной школы отводится 0,5 ч в неделю. Программа рассчитана на—17 ч (34 учебные недели).

        Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете: компьютер, проектор, интерактивная доска.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- навыки составления небольшого текста о родном крае, о природе родного края;

- понимание своей принадлежности к определённому народу России; уважительного отношения к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;

- умение размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

- умение понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

- интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни; бережного отношения к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения, к учебникам, тетрадям;

- понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

- уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

-осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-по-знавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и

иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации наоснове, выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- задавать уточняющие вопросы на основе образца;

- принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

- чётко и правильно произносить все звуки;

- плавно читать послогами целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения

- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

- соотносить иллюстрации и текст;

- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соотносить название рассказа с его содержанием;

- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

- задавать вопросы по прочитанному произведению;

- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

- пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;

- определять особенности прозаического и поэтического текстов;

- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

- сравнивать разные произведения на одну тему

2. Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. 

Умение слушать (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи. Умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание еѐ особенностей.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имѐн героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

                                                  Учебный тематический план

Название раздела

Количество часов

1

Россия – наша Родина

2 ч

2

Фольклор нашего народа

5 ч

3

О братьях наших меньших

5 ч

4

Времена года

5 ч

Итого:

17 ч

3.Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Воспитательный аспект

Дата по факту

Дата по плану

Раздел 1 «Россия - наша Родина» (2 часа)

Создание благоприятных условий для развития

социально значимых отношений школьников и,

прежде всего, ценностных отношений: к знаниям как интеллектуальному ресурсу,

обеспечивающему будущее человека, как

результату кропотливого, но увлекательного

учебного труда

1.

В. Степанов. Что мы Родиной зовём

16.09

2.

К Паустовский.  Моя Родина

30.09

Раздел 2 «Фольклор нашего народа» (5 часов)

Создание благоприятных условий для развития

социально значимых отношений школьников и,

прежде всего, ценностных отношений: к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

3.

Календарные народные праздники и обряды.

14.10

4.

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

28.10

5.

«Мир пословиц и поговорок»

11.11

6.

«Загадки и народные приметы о временах года»

25.11

7.

Проект. Сборник «Фольклор нашего края»

9.12

Раздел 3 «О братьях наших меньших» (5 часов)

8.

Г.А. Скребицкий. Пушок.

23.12

9.

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

13.01

10.

Н.И. Сладков. Топик и Катя.

27.01

11.

А.Л. Барто. Бедняга крот.

3.02

12.

Е.И. Чарушин. Рябчонок.

17.02

Раздел 4 «Времена года» (5 часов)

13.

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

Создание благоприятных условий для развития

социально значимых отношений школьников и,

прежде всего, ценностных отношений: к миру как главному принципу человеческого

общежития, условию крепкой дружбы,

налаживания отношений с коллегами по

работе в будущем и создания благоприятного

микроклимата в своей собственной семье

3.03

14.

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

17.03

15.

А.Блок.Весенний дождь. Загадки про весну

31.03

16.

И. С. Соколов-Микитов.Бурундук.

14.04

17.

Чтение стихов  русских  поэтов о природе

28.04

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке

Класс: 2

Учитель________________

2021-2022 учебный год

№  урока

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

По плану

Дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...