Конспект занятия Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Журавлева Евгения Владимировна

Конспект урока

 

 

Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».

 

 

Цель урокаформирование понятия об определении как о второстепенном члене предложения

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  • учить детей составлять короткий устный рассказ по картине по заданным вопросам из трех предложений, озаглавливать его;

  • учить детей правильно составлять предложение;

  • закрепить названия луговых цветов.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • развивать связную речь, логическое мышление;

  • обогащать словарный запас названиями цветов;

  • развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  • воспитывать бережное отношение к природе;

  • совершенствовать навыки общения.

Метапредметные результаты, формируемые на уроке:

Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).

Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре

Оборудование: карточки с заданием, картинки с изображением луговых цветов.

Технологии: Проблемного обучения

Участники: 4 класс

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

А. Работа по карточкам.

Прочитайте. Определите предложение с обращением.

 


 


 


 

Солнышко яркое светит в небесах.

 

 

Солнышко красное, мы шлем тебе привет!

 

 

Солнышко ласкает своими лучами колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер.

 

 

Самооценка. Проверка (в паре). Оценка (соседа).

-Какие знаки поставили в конце предложения?

Б. Прочитайте предложения, которые вы составили дома.

Вывод: обращение-это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Обращение отделяется от других слов запятой.

III. Самоопределение к деятельности.

-Прочитайте последнее предложение в карточке.

-О каких цветах говорится в предложении? Где растут эти цветы?


 

Давайте, дети, вместе побываем

В гостях у наших травок луговых-

Узнаем, верно ль называем,

Проверим, знаем ли мы их.


 

IY. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

-ВСЛК-это слово – название цветка, но разбежались гласные, не понять название.

Задание: пропишите слоги ВА, СИ, КИ.

-Какое слово можно составить? ВАСИЛЬКИ

2. Грамматический разбор (фонетический)

-Прочитайте стихотворение.

Возле дачи, на раздолье,
У излучины реки
Разбрелись в колхозном поле

Голубые васильки.
Я из них плела 
веночек,
Как стихи из синих строчек,

Танцевала в нём балет.
Мама нарвала букет.
Долгим взглядом провожали
Нас в деревне старики.
Рассуждали: „Горожане
Собирают сорняки!”
Неужели васильки
В самом деле – сорняки?

hello_html_m6f9e1d72.jpg


 

Выпишите название цветка. Выполните фонетический разбор.

Самооценка. Проверка (в парах). Оценка.

-Что вы узнали о васильках из стихотворения?

- Васильки кроме своей декоративности обладают и другими свойствами. Они хорошие медоносы, а лекарственные свойства растения используются уже многие века. У василька голубого  краевые воронкообразные цветы используют как противомикробное средство, при заболевании почек, печени, как мочегонное средство. При обработке паром цветков, васильковая вода используется  при глазных заболеваниях.

2. Словарная работа.

-Запишите названия цветов (картинный диктант).

Самооценка. Взаимопроверка (в парах). Оценка.

Волокно стеблей крапивы пригодно для изготовления бумаги, веревок, канатов, мешковины, рыболовных снастей, парусов, ковров. Из семян крапивы получают съедобное масло. Пигмент хлорофилл, получаемый из крапивы, применяют в парфюмерии, пищевой и фармацевтической промышленности, а также для окраски тканей в зеленый цвет. Из корней крапивы получают желтый и коричневый красители.

Полезные свойства подорожника известны издревле. Он обладает выраженными обезболивающими, противовоспалительными и антисептическими свойствами. Настой из листьев используют для лечения не только банального кашля или острого респираторного заболевания.

Y.Самоопределение к деятельности.

-Что вы знаете об одуванчике? Составьте предложение.

-Прочитайте то, что записано на доске.

А) Жёлтый одуванчик

Б) У дороги растет одуванчик.

В) Одуванчик отцвел.

-Прочитайте предложения. Почему вы так решили?

-Чем похожи предложения? (подлежащее и сказуемое)

-Чем отличаются? (второстепенные члены предложения)

-Сформулируйте тему урока.

Одуванчик используют при лечении атеросклероза, малокровия, С-авитаминоза, желтухи, геморроя, катаров желудка и кишечника, почечнокаменной болезни и других заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как общеукрепляющее и тонизирующее после тяжелых инфекционных заболеваний. Четкость подчинения определенному биологическому ритму у одуванчика ясно прослеживается в периодичности суточного распускания его соцветий: ровно в 6 часов утра желтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа дня закрываются; реагируют соцветия и на влажность атмосферы - в пасмурную погоду корзинки также закрываются, защищая пыльцу от влаги.

YI. Работа по теме урока.

1.Беседа о членах предложения.

Спишите предложение.

Весной в лесу зацветает душистый ландыш.

-Назовите главные члены предложения. (Грамматическую основу)

-Какой член предложения поясняет слово душистый? (подлежащее)

-Поставьте от существительного вопрос к слову душистый (Ландыш какой? душистый)

-Душистый – это второстепенный член предложения.

-Какой член предложения поясняет слова весной в лесу? (сказуемое)

-Поставьте от сказуемого вопрос к этим словам (зацветает когда? весной, зацветает где? в лесу)

--весной, в лесу – это второстепенные члены предложения

Вывод: в предложении есть главные и второстепенные члены предложения.

  • С.27. Правило в таблице.

YII. Физкультминутка.

На лугу я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена).
Наклонюсь к цветам поближе (наклониться),
Красоту их всю увижу (покачать головой),
Нежный, чудный аромат ощутить я тоже рад (сделать несколько вдохов носом),
Рвать не буду я цветы - много будет красоты (выпрямиться, повороты головы вправо - влево, развести руки в стороны)!

 YIII. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с текстом.

А. Прочитайте.

Б. Прочитайте первое предложение. Назовите подлежащее и сказуемое. Назовите второстепенные члены предложения.

В. Прочитайте второе предложение. Выпишите главные члены предложения.

Г. Спишите четвертое предложение. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

Самооценка. Взаимопроверка.

НЕЗАБУДКИ
      На самом берегу ручья густо цветут незабудки. Эти маленькие голубые цветы растут на глухих луговинах. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба.
      Тихо струится живой лесной ручеек. Колышутся над водою зеленые травинки.
      Приятно смотреть на чистый голубой ковер незабудок. Летают над ним стрекозы, порхают бабочки.
2. Работа по учебнику.

  • Упр.37 с.26

  1. Прочитайте. Разделите текст на предложения.

  2. Сколько предложений в этом тексте?

  3. Докажите. Назовите главные члены предложения.

  4. Спишите текст, разделив на предложения.

  5. Какие знаки вы поставили в конце предложения?

IX. Рефлексия.

-Прочитайте загадку.

- Какой это цветок? (ромашка)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.

-Какие члены предложения пропущены? (второстепенные).

-Спишите загадку, рядом напишите отгадку.

X. Подведение итогов.

-Что нового узнали на уроке?

-На доске записана пословица.

Жгуча крапива родится, да во щах уварится.

-Назовите грамматическую основу предложения.

-Как понимаете смысл пословицы?

XI. Домашнее задание.

С. 28, упр.41, распространите предложение второстепенными членами.

Урок окончен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glavnye_i_vtorostepennye_chl_predl.ppt756.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные члены предложения. 4 класс

Слайд 2

Подлежащее Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Задание 1. Определите по картинкам, о ком или о чём пойдет речь в предложении.

Слайд 3

Сказуемое Главный член предложения. Он обозначает, что говорится о подлежащем. Задание. Дополните предложение подходящим по смыслу сказуемым. Кошка ………….. . Чайник …………. . Солнышко ……….. . Птички ………... . Песня …………….. . Грамматическая основа Подлежащее + сказуемое =

Слайд 4

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО 2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3) ДОПОЛНЕНИЕ

Слайд 5

Определение Чаще всего обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы: Какой? Чей? Который? Найдите определение в предложении. Засияла яркая звёздочка. Пошёл первый снег. Расцвела душистая черёмуха. Полил проливной дождь. Зазвонил мамин телефон.

Слайд 6

Обстоятельство расцвела белая роза расцвела белая роза расцвела белая роза расцвела белая роза В саду На клумбе Вчера Неожиданно Где? Куда? Откуда? Когда? Как ? место время Способ действия

Слайд 7

Дополнение Вчера у мамы расцвела белая роза. Задание. Выполните разбор предложения по членам. Найдите грамматическую основу. Обозначьте второстепенные члены предложения. Какой член предложения вы не смогли определить? Задайте к нему вопрос. Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Слайд 8

Наступила скучная осень. Падают на землю жёлтые листочки. Часто льют дожди. Ласточки и соловьи улетели на юг. ~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~

Слайд 9

Итог урока Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое? Какие ещё члены предложения знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения»."

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

"Главные и второстепенные члены предложения" Конспект урока по русскому языку 3 класс+презентация

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Школа России" +презентация.Использется технология оценивания учебных достижений...

Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложений по членам.

Дата: 18.09.2018                                                    ...

Проверочная работа для 4 класса "Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения"

Проверочная работа по русскому языку на повторение падежей имени существительного и закрепление темы «Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения» в 4 классеЦе...

Интересные задания на тему: "Предложение. Виды предложения. Главные и второстепенные члены предложения" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...