Запоминаем словарные слова
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс)

Корниенко Татьяна Сергеевна

Словарь со специальной системой заданий, включающей приемы запоминанния и занимательные упражнения, которые используются на роках русского языка с целью формирования навыков самоконтроля 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapominaem_slovarnye_slova.docx509.2 КБ

Предварительный просмотр:

Запоминаем словарные слова

2 класс

Словарные слова:

Береза Воробей Ворона Дежурный Заяц, месяц Капуста Карандаш Лестница Лопата Мороз Народ Овощи Одежда Пенал Посуда Соловей Сорока Тетрадь Ягода

Береза

  1. Рассмотри рисунок. Почему так легче запомнить слово?

Белая берёза Под моим окном

Принакрылась снегом Будто серебром. (С.Есенин)

Запиши слово «берёза» и раздели его на слоги. Подчеркни слог, в котором надо запомнить букву, обозначающую безударный гласный звук.

  1. Собери «семью» слова берёза. Допиши подходящее по смыслу слово.

старая                 роща                 маленькая                  


молодой          

гриб          

белоствольная          

  1. Прочитай текст. Впиши в слова пропущенные буквы. Выдели в этих словах корень

Стройная б . рёзка стоит на полянке. Ствол у б . рёзы прямой, кора белая. Хорошо отдыхать летом в тени б . резняка. В б . рёзовой роще можно найти грибы подб . рёзовики.

Воробей

  1. Отгадай загадку. Запиши ответ. Подчеркни букву, обозначающую гласный в первом слоге.

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

«Чирик - чирик, чирик - чирик!» Кто к этой песне не привык!

  1. Рассмотри рисунок. На какую букву похож один из червячков? Раскрась букву «О» красным цветом. Впиши букву «о» в слова, объясни, что они обозначают.

В . робей        чириканье в . робья

В . робьиха        в . робьиное гнездо

В . робышек        стайка в . робьёв

В . робьишка        желторотый в . робей

  1. Рассмотри рисунок. Почему же птицу так назвали? Запиши слово

Ворона

  1. Прочитай предложения. Подчеркни названия птиц.

Ворона – крупная птица. У вороны сильный клюв. Гнёзда ворон в лесу. Зимой ворона летит к жилью людей.

О какой птице ты прочитал? Запиши название этой птицы, поставь знак ударения, отметь буквы безударных гласных.

  1. Выбери букву, которую нужно вставить в данные слова, и раскрась её. Вставь пропущенную букву.

В . орона, в . ронёнок, в . ронята, в . ронья (лапа), пров . ронил.

  1. Объясни значение выражения «считать ворон».

Дежурный

  1. Прочитай слово над рисунком. Запиши его. Объясни, кого так называют.

  1. Запиши слово «дежурный» па строке ниже, раздели его на слоги. Запиши количество слогов, подчеркни слог, в котором есть орфограмма.

         слога

  1. Прочитай слова, обведи красным карандашом букву, которую надо запомнить.

Дежурный, дежурство, дежурить, дежурные.

  1. Вставь подходящие по смыслу слова, используя слова для справок. Вставь пропущенные буквы.

первое        , хорошо                , закончить                        ,

добросовестный        .

Слова для справок: д . журный, д . журство, д . журить

Месяц, заяц

  1. Разгадай ребусы, и ты узнаешь новые словарные слова. Запиши их.

Месяц, заяц и язык с буквой «Я» писать привык.

  1. Помогу зайцу выбрать нужный кочан капусты (раскрась его). Выбери кочан с той буквой, которую напишешь в слове за . ц.

Соедини слова в пары. Впиши пропущенные буквы, подчеркни их.

серый        за . чьи

капуста        за . ц

следы        за . чья

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь галочкой народные приметы.
  • Взойдет красно солнышко – прощай светел мес . ц.
  • Мес . ц, мес . ц, мой дружок, позолоченный рожок!
  • Третий мес . ц у ворот – это к солнцу поворот.
  • Весел . сияет мес . ц над селом.
  • Ф. враль – мес . ц лютый, спрашивай, как обутый.
  • Мес . ц красен – к дождю и ветру.
  • Мес . ц ясный – к суху.

Капуста

  1. Доскажи, а затем допиши слово.

Весной на грядке было пусто,

А летом выросла ___________________

Соедини кочаны капусты так, что бы получилось слово.

  1. Соедини слова в пары, запиши букву правильно.

кочан        к . пустный

пирожки        к . пусты

лист        из к . пусты

салат        с к . пустой

  1. Собери из слов предложения и запиши их.
  1. Выросли, кочаны, на, капусты, грядке.

  1. Капустные, сочные, и, листья, вкусные.

  1. Из, варят, щи, капусты.

  1. Без, щи, не, капусты, густые.

Карандаш

  1. Отгадай загадку, напиши слово-отгадку.

Я чёрный, красный, жёлтый, синий, С начинкой твердой в середине,

Я с острым ножиком дружу

И, что хочу, изображу.         

  1. Впиши в текст пропущенные слова.

На столе лежала коробка с цветными        . Жёлтым

          мы нарисуем солнце. Небо раскрасим голубым

         .        Зелёный        _                поможет

нарисовать        травку.        Спелые        ягоды        малины        изобразим        красным

         .

  1. Рассмотри рисунок. Почему это слово можно назвать «вороньим»? Найди слово – подсказку. Напиши слово карандаш несколько раз, поставь знак ударения и выдели орфограмму.

Лестница

  1. Рассмотри рисунок. Найди подсказку к написанию слова, обведи её.

Я по лестнице шагаю, Букву «Т» в ней замечаю.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Вася влез по лес . нице под крышу амбара. Ставит лес . ницы команда, от огня спасает дом.

Ведёт куда-то лес . ница, должно быть, в бесконечность. Веревочную лес . ницу матрос накинул на край стены.

Маляры красят лес . ничную клетку.

  1. Составь из слов предложение. Запиши его.

к, приставили, котенка, достали, мальчишки, дереву, лестницу, и

Лопата

  1. Как называется инструмент для вскапывания земли? Запиши название инструмента. Выдели орфограмму в этом слове.

  1. Давай сочиним сказку. Допиши в предложении подходящие по смыслу слова. Найди и впиши «убежавшие» буквы.

Весной решили зайцы устроить огород, посеять морковь. За . ц – папа взял        большую                 .        У        зайчихи-мамы        была        маленькая

         .        Крошка-зайчонок        рыхлил        грядку        своей

         . Осенью каждый за . ц выкапывал большую морковку своей                .

Слова- помощники: л . патка, л . пата, л . паточкой, л . патой.

  1. Отвечай на вопросы однокоренными словами. Выдели корень. Проверь, нет ли ошибки в написании буквы гласного.

Какой инструмент нужен дворнику для уборки снега?

Какая игрушка помогает малышам играть в песке?

Мороз

  1. Разгадай ребус. Раздели написанное слово на слоги и подчеркни слог, в котором надо запомнить написание буквы гласного.

  1. Прочитай. Почему так легче запомнить написание слова?

Береги нос в большой мороз

  1. Соедини подходящие по смыслу слова, впиши буквы гласного, подчеркни слоги с вставленными буквами.

Сильный        м . розец

Зам . роженные        м . роз

Легкий        м . роженое

Фруктовое        ягоды

Первые        м . розы

Народ

  1. Рассмотри рисунок. Назови изображенную группу взрослых и детей словом из 5 звуков. Составь звуковую схему слова и запиши его на строке. Подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

н

м

о

р

о

з

с

  1. Выполни фонетический разбор слова.

Народ [        ]

[        ]

         

         

[        ]

         

         

[        ]

         

         

[        ]

         

         

[        ]

         

         

         слог.,        б.,        зв.

  1. Соедини слова в словосочетания. Впиши буквы гласного, которую нужно запомнить.

«о» или «а»

Междун . родный        песня

н . родный        инструмент

н . родные        гуляние

н . родная        праздник

н . родное        костюм

Овощи

  1. Рассмотри рисунок, раскрась овощи, прочитай и запиши слово, подчеркни букву, написание которой надо запомнить.

  1. Прочитай текст. Подчеркни в названиях овощей буквы, обозначающие безударные гласные звуки, которые нельзя проверить. Впиши в слова пропущенные буквы.

Морковь, огурец, помидор – это ов . щи. Летом ов . щи выращивают в огородах, а зимой ов . щи растут в теплицах. В ов . щах много витаминов, поэтому полезно есть сырые ов . щи. Из ов . щей делают салаты и варят ов . щные супы.

  1. Впиши пропущенные буквы. Замени одним словом, подходящим по смыслу.

Капуста, свекла, репа – это                . Сок из ов . щей – это        сок.

Пюре из тыквы, кабачков, помидор -                пюре. Суп, сваренный из ов . щей -        - суп.

Грядка, на которой растут ов . щи -        грядка.

Одежда

  1. Рассмотри рисунок. Назови эту группу предметов одним словом, запиши его.

Раздели слово на слоги, подчеркни слог, состоящий из одной буквы.

  1. Впиши в предложение «убежавшее» слово.

Пиджак, брюки, рубашка – это мужская                . Платье, юбка, сарафан – это женская        .

Для занятий на стадионе надевают спортивную        . Нарядную        носят в праздники.

Для прогулок зимой нужна теплая        . Для прогулок летом нужна лёгкая                .

  1. Прочитай пословицы. Как ты их понимаешь? Спиши понравившуюся пословицу. Подчеркни слово, написание которого нужно запомнить.

Не одежда красит человека, а добрые дела. По одежде встречают, по уму провожают.

Пенал

  1. Чтобы узнать, как называется коробка для хранения письменных принадлежностей, соедини буквы в слово и запиши его.

  1. Подумай, какую из этих букв «и» или «е», ты впишешь в пропуски.

новый п . нал        ручка в п . нале маленький п . нальчик                выкинул из п . нала красивый п . нал                п . нал друга

купили п . нал        потерял п . нал

  1. Вставь пропущенные буквы. Составь из групп слов предложения и запиши их. Обведи в предложениях слова, написание которых нужно запомнить,

В, лежит, новый, портфеле, п . нал.

Подарила, бабушка, п . нал, мне.

На, смешной, крышке, рисунок, п . нала.

Посуда

  1. Рассмотри рисунок. Назови каждый предмет. Каким словом можно назвать все эти предметы? Запиши общее название нарисованных предметов.

  1. Прочитай правила хорошей хозяйки. Постарайся их выполнять. Выбери и впиши в слова правильную букву.

«а» или «о»

П . суда всегда должна быть чистой. Мой п . суду сразу после еды.

Для вытирания п . суды у хозяйки есть п . судное полотенце.

Убирай чистую п . суду в шкаф.

  1. Прокати на «лифте» слово посуда.

В каждом доме есть разная        .

Накрывая стол к обеду, ставят столовую        . Для чаепития нужна чайная        .

Малышей кормят из маленькой детской        .

  1. Измени слово по образцу. Вставь пропущенные буквы.

П . суда для чая – чайная п . суда

П . суда из глины -           Шкаф для п . суды -          

Соловей

  1. Рассмотри рисунок. Найди подсказку к написанию слова. Запиши слово, поставь знак ударения, отметь буквы безударных гласных.

Он соло пел среди ветвей, Его назвали соловей.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы в словах.

С. л . вей поёт, себя тешит. Мал с . л . вей, да голосист.

С . л . вей - птичка невеличка, а заголосит - лес дрожит!

С . л . вей-разбойник – сказочный злодей, сбивавший с ног громким посвистом.

Какое слово встречается чаще всего? Выпиши его.

  1. Подбери как можно больше однокоренных слов к слову «соловей».

Сорока

  1. Разгадай ребус. Запиши получившееся слово, подчеркни буквы безударных гласных.

40а

  1. Впиши пропущенные буквы. Подумай, когда так говорят.

С . рока – белобока        с . рочонок

Кричит по-с . рочьи        с . рочий хвост

Нарядная с . рока        стрекочет, как с . рока

  1. Прочитай предложения. Впиши «убежавшие» слова.

Сороки        сорока        сорочата

         - белобока кашу варила. У        _ белые бока и длинный черный хвост. Птенцы сороки -                . Ворона каркает, а        стрекочет.

  1. Прочитай        скороговорку.        Найди        в        ней        подсказку        к        написанию        слова

«сорока». Спиши.

Сорок сорок воровали горох.

Тетрадь

  1. Допиши слово.

Марки буду собирать

И наклеивать в          

Составь звуковую схему слова «тетрадь». Запиши слово несколько раз, поставь знак ударения и отметь орфограмму.

  1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Т . тра . ки в портфеле шуршали, Что в жизни важнее решали.

Т . тра . ка в линейку бормочет: «Грамматика!» А в клетку т . тра . ка ворчит: «Математика!» На чем примирились т . тра.ка с т . тра . кой – Для нас до сих пор остаётся загадкой.

  1. Составь и запиши с каждым из данных слов предложение.

тетрадь, тетрадочка, тетрадный, тетрадка

Ягода

  1. Плоды каких растений изображены на рисунке? Раскрась плоды, прочитай слово и запиши его. Составь звуковую схему этого слова. Сколько в слове звуков? Сколько букв?

           Звуков

Букв

  1. Выбери из корзинки и впиши в текст «убежавшие» слова.

Летом в лесу и в саду поспевают _        .

В густой траве краснеют маленькие        земляники.

Кусты малины усыпаны ароматными        . В        много витаминов.

Из        делают        сок, варят варенье.

Даже медведь и волк наведываются в                , полакомится спелыми        .

  1. Прочитай слова, подчеркни букву, написание корой нужно запомнить.

Ягода, ягодка, ягодный, ягодник.

Составь и запиши предложение с одним из слов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Евсюкова Г.А. Как работать со словарными словами [Текст] / Г.А. Евсюкова // Начальная школа. – 2006, № 6. – С.23.
  2. Ященко С.Н. Как я работаю на словарным словами [Текст] / С.Н. Ященко // Начальная школа. – 2001. - №9. – С.109.
  3. Щербакова        С.В.        Словарные        слова.        2        класс. Словарные        слова

«Начальная школа 21 века» [Электронный ресурс] / С.В. Щербакова. – Электронные        текстовые        данные.        Режим доступа: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/russkiy-yazyk/slovarnye-slova-2-klass- russkiy-yazyk-quot-nachalnaya-shkola-xxi-veka-quot-700907.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запоминаем словарные слова. Статья

Как запомнить словарные слова...

Презентация по русскому языку "Запоминаем словарные слова"

В презентации предложены 3 группы словарных слов с ассоциативными рисунками, а также каждое слово каллиграфически прописано. Слова для 3-4 классов....

Мастер-класс "ЗАПОМИНАЕМ СЛОВАРНЫЕ СЛОВА"

Презентация  "Запоминаем словарные слова"...

Запоминаем словарные слова. 1 - 2 класс.

Яркие рисунки помогут детям запомнить правильное написание словарных слов....

«СОВСЕМ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА» или Как запоминать словарные слова.

У человека есть замечательная способность запоминать то, что он ощущает и воспринимает в окружающем мире. Мозг человека получает различную информацию, перерабатывает и сохраняет её.Конечно, не всё, чт...

Методическое пособие по русскому языку "Запоминаем словарные слова".

Если говорить о закономерности усвоения словесного материала, то в младшем школьном возрасте ученики лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов (конкретный материал), чем слова, обозначаю...

Запоминаем словарные слова

Учим словарные слова легко и интересно...