Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка
статья по русскому языку

Петрова Наталья Евгеньевна
Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_kommunikatsiya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Н.Е.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 283

Савельева Л.В.,

доктор педагогических наук, профессор

РГПУ им. А.И. Герцена

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ УЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исследование направлено на то, чтобы выявить влияние учебной коммуникации на познавательные мотивы младших школьников на уроках русского языка.

К сожалению, рейтинг русского языка не очень высок среди младших школьников. Эту проблему необходимо решать, так как реализация ФГОС предусматривает применение знаний по всем предметам. И интерес к русскому языку необходимо повысить и сделать это в той форме, которая была бы наиболее интересна детям в начальной школе. У младшего школьника есть стремление к общению, поэтому и выбран путь, связанный с учебной коммуникацией.

Современный учащийся начальной школы должен владеть диалогической и монологической речью, уметь слушать и слышать собеседника, быть полноценным участником учебного общения и учебного взаимодействия, то есть учебной коммуникации.

В состав такого понятия, как коммуникация, входят общение и социальное взаимодействие, которые, в свою очередь, состоят из таких компонентов, как потребность в общении, владение средствами общения, положительное отношение к процессу взаимодействия, учет позиции собеседника и умение его слушать.

Необходимо помнить тот факт, что именно в начальной школе у ребенка закладываются основы умения общаться, взаимодействовать, выражать собственные мысли и понимать собеседника.

В программе «Школа России» 1 класса по русскому языку много внимания уделяется воспитанию у младших школьников «желания самостоятельно думать и рассуждать». Возможность общения и взаимодействия на уроке для младших школьников – это мощное средство мотивации познавательной деятельности, формирования и развития у них познавательных интересов.

Нынешний федеральный государственный стандарт предполагает освоение универсальных учебных действий, включающих такую группу, как коммуникативные действия. Они направлены на межличностное общение, на умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении вопросов. Умения коммуникации выделяются в стандарте как метапредметные умения, и они являются важным «средством успешного освоения содержания образования в целом» [1].

Вопросами учебного взаимодействия, сотрудничества занимались такие педагоги и психологи, как Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, А.А. Люблинская, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Х.И. Лийметс, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин, А.И. Божович. Исследователи данного вопроса считают, что особенности учебного взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой влияют на характер учебных мотивов и эффективность обучения. И эта взаимосвязь оказывает серьезное влияние на младшего школьника. Взаимодействие – это важная составляющая учебного процесса, позволяющая устанавливать различные связи между участниками. Таким образом складывается система отношений, в которой все «компоненты» находятся во взаимодействии.

Ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотивов и обеспечивает наиболее высокий уровень мотивации учебной деятельности учащихся; также она создает новый тип познавательного развития школьников, который характеризуется, помимо успешного овладения системой познавательных действий, адекватных структуре усваиваемого предметного содержания, появлением более глубинных психических новообразований личности [2].

Что касается познавательных мотивов, то они являются ведущими в учении. Этот вопрос рассматривается в работах таких авторов, как Л.С. Выготский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.И. Щукина.

Познавательная мотивация у младшего школьника появляется, когда он хочет удовлетворить собственные интересы и расширить кругозор, когда он хочет преодолеть какие-либо трудности на учебном пути, когда он хочет продемонстрировать свои интеллектуальные возможности.

Познавательный интерес – наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения. Он возникает раньше и осознается школьниками, носит бескорыстный характер. При наличии познавательного интереса может измениться стремление к деятельности. К тому же, познавательный интерес развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними [4].

Учебное взаимодействие младших школьников на уроке положительно влияет на понимание материала, его усвоение, вызывает интерес учеников к работе такого вида, как дискуссии. В ходе констатирующего эксперимента в моей выпускной квалификационной работе детям было предложено обсудить пейзажную картину и написать по ней сочинение, работая в группах. И практически весь класс согласился с тем, что работа во взаимодействии помогла лучше справиться с заданием. Следовательно, по положительным оценкам школьников такого вида работы, можно предположить, что он будет являться толчком и к появлению познавательного интереса, точнее к мотивации познавательной деятельности.

Целью моего исследования является выявление особенностей содержания и организации учебной коммуникации, позитивно влияющей на мотивы познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения русскому языку.

Эксперимент будет проводиться с участием учащихся 1ого класса, а в следующем году с этими же учениками, но уже второклассниками. Коллектив и индивидуальные особенности учащихся мной уже изучены, контакт с каждым учеником налажен. Теперь необходимо научить их договариваться, работать во взаимодействии. Это можно устроить путем предоставления школьникам заданий, успешное выполнение которых произойдет лишь при работе в группе и продуктивном взаимодействии всех участников.

Для уточнения знаний первоклассников о значении групповой работы в третьей четверти был проведен опрос. Из 20 человек было опрошено 16. Ученикам был задан вопрос: «Как ты понимаешь, что такое “работа в группе”?» Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Мнение учащихся о значении групповой работы

Ответов, близких к истине – 14 (87,5%); ответов учащихся, которые пока не понимают, что такое работа в группе – 2 (12,5%).

По результатам опроса можно сделать предварительный вывод о том, что в большинстве своем у первоклассников сложилось верное впечатление о принципе работы в группе – большинство считает, что эта работа строится на взаимодействии двух человек и более. Единственное, не все осознают, что данный вид работы предполагает слаженные действия на пути достижения цели – только 2 человека написали о дружной работе (12,5%). 2 ученика групповую работу воспринимают как прилежную работу в классе или работу за партой и не соотносят ее с взаимодействием.

Так как школьники на данный момент являются учащимися первого класса, то, в первую очередь, их необходимо научить работать в паре или группе, где нужно действовать сообща и с учетом позиции всех участников. С этой целью ученикам были предложены задания из учебника Л.В. Савельевой, Г.С. Щеголевой, Е.А. Гогун – это задания, которые учат их диалогу и взаимодействию [3].

Приведем примеры нескольких заданий.

«Составьте по вопросам диалог и монолог. Используйте слова для справок. Напишите монолог» (учебник по русскому языку, 1 класс, урок 5 «Речь устная и письменная»):

  • Кто это?
  • Какой он?
  • Какие у него рога?
  • Это … . Он … и … . У него … .

Слова для справок: Высокий, сильный, ветвистые.

Текст был размещен на слайде и выведен через проектор на доску. Также на слайде присутствовала иллюстрация, на которой был изображен лось. После выполнения этого задания, через несколько уроков, ученикам было предложено выполнить аналогичное, но уже без помощи учителя.

«Прочитай диалог Гриши и Вани» (учебник по русскому языку, 2 класс, урок 146 «Как вести себя в диалоге»):

По дороге из школы Гриша сказал:

– Я вчера такой мультфильм посмотрел…

– А я вчера в бассейн ходил, – перебил его Ваня. Он замахал руками так, что задел кого-то из прохожих.

– Я вот так бил по воде, и брызги летели во все стороны! – громко кричал Ваня.

Прохожие с удивлением останавливались и оглядывались.

  • Какие советы о поведении в диалоге ты дашь Ване?

Также нужно будет обратить внимание на урок 148 «Как правильно спорить?», где даны задания на данную тему и правила поведения в споре, ведь это достаточно важная тема, так как младший школьник еще не умеет правильно выходить из конфликтов, а такого рода занятия помогут им сориентироваться во время взаимодействия в ситуации спора.

После нескольких проведенных занятий на тему диалога, взаимодействия, учащимся снова в устной форме был задан вопрос «Что такое “работа в группе”?» В опросе приняли участие 15 человек из класса. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Мнение учащихся о значении групповой работы (после проведения занятий)

Ответы учеников состояли из нескольких фраз, поэтому один человек может быть занесен сразу в несколько граф.

Из результатов повторного опроса видно, что после выполнения нескольких заданий, представление первоклассников относительно работы в группе изменилось – оно стало более полным, учащиеся понимают, что такой вид работы – это, прежде всего, работа слаженная, где присутствует общение, взаимодействие. Только 1 ученик (7%) не изменил свое мнение о принципе работы в группе и пока не получил представления о принципах такой работы. По наблюдениям за работой школьников можно сделать вывод, что не все еще грамотно и с полным осознанием работают в парах / группах, но, тем не менее, желание взаимодействовать присутствует.

В дальнейшем предстоит работа, направленная на то, чтобы все ученики данного класса понимали, что такое «работа в группе» и умели взаимодействовать внутри коллектива во время учебного задания.

В данный период времени отбирается материал для констатирующего и формирующего экспериментов. В числе ближайших задач исследования – отбор диагностических заданий для констатирующего эксперимента, связанных с познавательными мотивами, и заданий по русскому языку, предполагающими взаимодействие, чтобы выявить умения первоклассников, связанные с учебной коммуникацией.

Список литературы

  1. Запятая О.В. Умения коммуникации: формирование и диагностика в учебном процессе: методическое пособие / О.В. Запятая. – Красноярск, 2019. – 123 с.
  2. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М.: НИИОП АПН СССР. – 2018. – С. 37-52.
  3. Савельева Л.В., Гогун Е.А., Щеголева Г.С. Русский язык: учебники для 1 и 2 классов (УМК «Диалог»). – М.: Изд-во «Дрофа», 2019.
  4. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  с презентацией....

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Сборник компетентностно - ориентированных фонетических упражнений "В мире звуков и букв" для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка

Сборник содержит компетентностно – ориентированные фонетические упражнения для развития познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка в период изучения раздела «Фонетика». Материал ...