Технологическая карта урока русского языка - "Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Тип урока: рефлексии

Цель урока: создание условий для формирования умения у учащихся описывать предмет, составлять текст-описание по картине с использованием имён прилагательных.

Задачи урока

Дидактические:

  • уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы;
  • знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть,  авторы:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 19.04.2022

Школа: МАОУ СОШ №84

Класс: 2

                         Студент: Балакина И.В

                         Группа: 42

                         Учитель: Леонтьева A.Г

                         

Тема урока «Составление текста-описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Тип урока: рефлексии

Цель урока: создание условий для формирования умения у учащихся описывать предмет, составлять текст-описание по картине с использованием имён прилагательных.

Задачи урока

Дидактические:

  • уметь отличать текст-описание от других типов текста и составлять его; описывать предметы;
  • знать отличительные признаки текста-описания и роль прилагательных в тексте данного типа.

Развивающие:

  • развивать устную речь, посредством фронтальной работы;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть,  авторы:  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. (Школа России), компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя.

3. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Записывают число, классная работа, словарь.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1, 2.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: тест.

Практический: словарный диктант.

Наглядный: презентация, карточки

Повторение по теме урока:

1. Повторение пройденного материала

- Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду поочередно показывать вам карточки со словарными словами с пропущенными гласными. Ваша задача – поднимать сигнальную карточку с соответствующей гласной буквой. Готовы?

Словарные слова

  • м…г...зин
  • ябл…ко
  • ин…й
  • м…роз
  • т…вар…щ
  • п…суда
  • пл…ток
  • ул…ца
  • з…мл…ника
  • сах…р

- Молодцы! Скажите, почему в этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных?

Как же мы тогда проверим их правописание?

- Совершенно верно!

Выполняют письменное задание в тетради.

Поднимают карточки с соответствующими гласными.

 

- В этих словах нужно запомнить правописание безударных гласных потому, что их нельзя проверить ударением.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 3, 4.

- Ребята, давайте немного потренируемся перед началом урока. Кто больше подберет имен прилагательных к существительному, представленному на слайде? 

Цветок

- Хорошо. Как доказать, что подобранные вами слова – прилагательные? Что такое имя прилагательное?

- Верно. Что обозначает имя прилагательное?

- Отлично! Ребята, подобрав имена прилагательные к существительному «цветок», что мы сделали?  

- Верно. Ребята, а вы помните, как называется  текст, где описывается предмет или явление?

- Верно (повторяют определение текста-описания).

- Какие вопросы можно задать к тексту-описанию?

- Какова роль прилагательных в тексте-описании?

- Молодцы!  

- Ребята, что мы только что с вами делали?

- Воспользуемся словарём.

Подбирают имена прилагательные к существительному.

- Имя прилагательное – часть речи. Оно всегда связано с именем существительным, как бы «прилагается» к нему.

-  Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета: цвет, форму, вкус, размер, внутренние качества людей и животных, внешние качества человека.

- Описали предмет (цветок).

- Текст – описание.

- Повторяют определение текста – описания.

- Какая? Какой? Какие? Какое?

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий и формирующий диалог.

Наглядный: презентация.

Фронтальная работа.

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (На слайде представлена картина Ф.П. Толстого).

- Это репродукция картины Федора Петровича Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Рассмотрите внимательно картину.

- Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся?
- Предположите тему нашего сегодняшнего урока.

- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока представлена на слайде и звучит она так: Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

Читают предложения. Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы учителя. Определяют тему и цель урока.

- Картину с изображением птички, цветов и бабочки.

Рассматривают картину.

- На уроке мы будем описывать картину Ф.П. Толстого и научимся составлять текст – описание.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6, 7, 8.

Физминутка

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

Выполнение физминутки.

Учебная презентация: слайды № 11.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

- Ребята, но для начала нам нужно потренироваться и выполнить ещё несколько упражнений.

- К данным на доске именам прилагательным подберите подходящие по смыслу имена существительные. Запишите в тетрадь.

 Русский язык, любимая …, грецкий …, зимние …, душистая …, сочные …, большая …, косолапые …

- Обозначьте стрелочкой, от какого слова надо ставить вопрос к имени прилагательному.

- Кто еще раз скажет, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как определить имена прилагательные единственного и множественного числа?

-Верно, молодцы! Итак, выполним последнее задание по обобщению знаний об имени прилагательном. Ваша задача - составить из данных вам слов три предложения (дети получают карточки со словами).

СВЕТИТ, СНЕГ, ЯРКОЕ, ТАЕТ, СОСУЛЬКИ, ПЛАЧУТ, МАРТОВСКИЙ, ДЛИННЫЕ, СОЛНЫШКО

- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, что написал ваш товарищ.

- Каким членом предложения будут являться прилагательные в записанных вами предложениях?

- Молодцы! Вы все знаете о прилагательном.

- Ребята, теперь приступим к основной части нашего урока. Послушайте стихотворение:

Ответы детей на вопросы учителя.

К предложенным именам прилагательным подбирают подходящие по смыслу существительные, записывают в тетрадь.

Выполняют задание.

- Какая? Какой? Какие? Какое?

- Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета, а во множественном числе – признак нескольких предметов.

Выполняют задание в карточках.

Проверяют. Читают составленные предложения.

- Второстепенным членом предложения.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 17, 18, 19.

Мы из цветов составляем букеты

И подбираем цветок за цветком.

Словно душистое свежее лето

Вместе с букетом приходит в наш дом.

Цветы, как люди на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

- С чем автор сравнивает цветы?

- Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим картину Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

- Подумайте, почему художник дал картине такое название?

- Как вы думаете, к какому жанру изобразительного искусства можно отнести это художественное произведение?

- Верно. Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и объединенных в группу.

Показ портрета художника

- Федор Петрович Толстой (1783-1873) был талантливым русским художником, скульптором, автором медалей в память Отечественной войны 1812 года.

Картина «Букет цветов, бабочка и птичка» – одна из самых известных работ художника.

- Что вам больше всего понравилось в картине?

- Каким получился букет? Как мы можем его описать?

- К какой части речи относятся слова, которыми вы описываете букет?

- Какие названия цветов из букета вы знаете?

- Какие прилагательные помогут описать каждый цветок выразительнее?

Слушают стихотворение.

- С людьми и маленькими теплыми кострами.

Высказывают свои предположения.

- Данное художественное произведение – натюрморт.

Внимательно слушают учителя, извлекают полезную информацию.

Делятся своими впечатлениями.

- Букет яркий, летний, радостный, полевой, красивый.

- Имя прилагательное.

- Бархатцы, космея, душистый горошек, левкой, мак.

- Мак – красный с белой каймой. Бархатцы – ярко-оранжевые. Космея – яркая, розовая, блестящая, свежая. Душистый горошек – светло-розовый, нежный.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

П: построение речевого высказывания

П: анализ

- Молодцы. Какие еще предметы на картине привлекают вас?

- Как художник изобразил бабочку?

- Да. Что привлекло бабочку, как вы думаете?

- Опишите птичку.

- Нарядная птица, как щегол. Смотрит на нас внимательно.

- Что вы чувствовали, когда рассматривали эти предметы?

- Ребята, теперь рассмотрите репродукцию картины, в «картинной галерее» вашего учебника.

- Какие детали картины вы можете описать еще?

- Вы очень внимательны. Действительно, в работах Федора Петровича много незаметных с первого взгляда деталей. Все живые и неживые предметы на картине отображают невидимые связи в природе.

- Бабочка и птичка.

- Бабочка широко раскрыла крылышки. Она желтого цвета с синими и зелеными крапинками. Она похожа на бабочку Махаон.

-Бабочку привлекли яркость букета и запах цветов.

- Маленькая, экзотическая, с ярким оперением. Черные крылья с оранжевыми пятнами. Белая головка с красным пятнышком у клюва.

Рассказывают о своих чувствах и впечатлениях.

Рассматривают репродукцию картины в учебнике.

- Цветы стоят в стеклянной вазе. На стеблях цветов насекомые. По листьям на столе ползет красная гусеница.

Внимательно слушают учителя.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: слово учителя, беседа

Наглядный: работа с иллюстрацией

- Мы внимательно рассмотрели картину, подробно описали предметы на ней. А теперь попробуйте записать 3-5 предложения по данной картине.

- Ребята, послушайте, что получилось у меня.

Например: В небольшой стеклянной вазе стоит букет из различных цветов: красного мака, оранжевых бархатцев и синего левкоя. На вазу присела красивая жёлтая бабочка. На столе сидит птичка с ярким оперением, которая вцепилась своими тоненькими лапками в серый карандаш. На упавших листочках от цветов можно увидеть ярко- рыжую гусеницу. 

-Давайте прочитаем, что получилось у вас

Записывают предложения по картине.

Читают примеры своих предложений.

П: анализ

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: анализ

Учебная презентация: слайд

№ 20.

ДЗ

Самостоятельно дома написать развернутый текст-описание по картине.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Кто помнит, какая была тема урока?

- А какую цель мы ставили?

- А кто вспомнит план работы на уроке?

- Скажите, мы достигли поставленной цели?

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация текст-описание по репродукции картины Ф.П.Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"

Эту презентацию я  сделала используя за основу этот материалhttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/01/17/sochinenie-po-kartine-f-p-tolstogo-buket-tsvetov-babochkaРабота изначальн...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Сочинение по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», 2 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений описывать картину (натюрморт); совершенствование умений подбирать нужные слова для описания картины.Планируемые результаты:Предметные:знать, из каких час...

технологическая карта урока русского языка Тема: «Текст – описание. Роль в нём имён прилагательных.», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: дать понятие о тексте-описании и его отличительных признаках; закрепить понятие об отличительных признаках текста-описания; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографи...

Технологическая карта русского языка Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Составление рассказа – описания по картине Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка.»Цели деятельности учителя: Сформировать умение описывать предмет, определять роль прил...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (УМК "Школа России, 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных.Планируемые результаты:Предметные: знать: отличите...

Конспект урока русского языка: " Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Составление текса-описания по репродукции картины Ф.М. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и составлять текст ...

Технологическая карта урока русского языка «Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: создать условия для формирования умения описывать предметы и составлять текст – описание по картине с использованием имён прилагательных..Задачи урокаДидактические:Знать определение ...