Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Закирова Эльвира Рахимовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

   Дата: 25.04.2022

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Класс: 4 «м»

Урок: 1

Время: 8:30-9:10  Кабинет: 216

Студент: Закирова Эльвира Рахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

 

 

Тема урока

«I  и  II спряжение глаголов»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  знакомство с окончаниями глаголов  I и II спряжения, формирование умений определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить  с окончаниями глаголов I и II спряжения;
  2. Формировать умение определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Развивающие:                                                                                                                     

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 25.04.2022

Школа: МАОУ СОШ  № 74

Класс: 4 «м»

Урок: 1

Время: 8:30-9:10  Кабинет: 216

Студент: Закирова Эльвира Рахимовна

Группа: 45

Учитель: Новикова Анна Александровна

Тема урока

«I  и  II спряжение глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  знакомство с окончаниями глаголов  I и II спряжения, формирование умений определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить  с окончаниями глаголов I и II спряжения;
  2. Формировать умение определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Развивающие:         

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в классе, в парах.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа. Форма организации: фронтальная.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Для чего мы изучаем русский язык?

- А что необходимо нам знать, чтобы грамотно писать?

-Сегодня мы повторим знакомые нам правила и познакомимся с новыми.

1. Показывают готовность к уроку.

- это наш родной язык, чтобы грамотно писать, читать, развивать словарный запас.

- различные правила.

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы организации: фронтальная,парнаяё

Словесный, побуждающий диалог

 Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Откройте  тетрадь, правильно её расположив, запишите число, «классная работа».

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

- Прочитайте данные слова, найдите в них общее.

Один к доске, остальные у себя. 

- Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? 

- на минутке чистописания мы уделим внимание буквосочетаниям ешь и ишь.

-Взаимопроверка по слайду

         

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

Выполняют задание в рабочей тетради.

-Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце

-В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь

Предметные:

Уметь делить глаголы по группам

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог, формулирование темы урока.                              

Формы организации: фронтальная

Умение использовать имеющиеся знания и умения.

Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждой группе на карточке)

- Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму.
О)ч(е,и)сло, П)п(е,и)вец, Р) с(е,и)няк;
М)о вещ(и,е), Н)о мыш(и,е), О)о дружб(и,е);

Б)ключ(и,е)к, В)замоч(и,е)к, Г)ореш(и,е)к;

Д)в син(и,е)м небе, Е)над осенн(и,е)м лесом, Ж)лучш(и,е)му другу;

Дп(и,е)нал, Е) л(и,е)мон, Ж)ф(и,е)олетовый

В)чита(и,е)шь, Б)хоч(и,е)шь, А)стро(и,е)шь.

- В какой строке вы затруднились найти лишнее слово? Почему?

- Где находится гласная, которая требует проверки? (в окончании глагола). Назовите орфограмму, которая соответствует каждой строке. Как проверить написание гласных в словах?

-Из букв, которые стоят перед «лишними» словами, составьте слово. (победа) Образуйте от него глагол (победить). Измените глагол по временам. Что для этого надо знать?

-  Какого времени не будет у данного глагола? Поставьте этот глагол в форму 1 лица ед. числа будущего времени.

- Да, это невозможно. Этот глагол не имеет данной формы. Поэтому употребляется в выражении – одержу победу. Составьте с данным выражением предложение. Выделите все известные вам орфограммы.

-Как вы думаете, какая тема урока?

-Какую цель поставим?

-Откройте учебник на стр.88 и прочитайте тему урока. Правильно ли вы предположили?

1.Выполняют задания.

2.Применяют полученные знания и умения.

Поставить в слове ударение.

Выделить корень.

Найди гласную, которая нуждается в проверке.

Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: Найти однокоренное слово. ...

Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная.

-в последней, нам не хватает знаний

-вид глагола

- невозможно

-предполагают.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

                         

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Практические: письменные

Формы организации: фронтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

-Как изменяются глаголы? Как одним словом можно назвать изменение глаголов по лицам и числам?

-В каком времени глаголы не будут спрягаться? Почему?

Проспрягайте глаголы спасти и лететь. Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этих глаголов. Сравните окончания первого и второго глагола? Выпишите  только окончания глаголов в два столбика. Что вы заметили?

Действительно, глаголы делятся на две группы по своим личным окончаниям.  (Слайд)

-Составим памятку. Читаем правило в учебнике.

- У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

1.Выполнение заданий

-спряжение

-в прошедшем времени

Предметные:

Знать : что такое спряжение

Уметь: спрягать глаголы

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа

действий

Практический: выполнение упражнений по правилу.        

 Формы организации: фронтальная; индивидуальная

Упр.180 стр.88

-Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в настоящем времени». Различаются ли ударные и безударные личные окончания глаголов одного и того же спряжения? Чем различаются личные окончания глаголов I и II спряжения в одном и том же лице и числе? В каком лице и числе их окончания одинаковы?

ФИЗМИНУТКА

-А теперь отдохнём! Какого спряжения этот глагол? Следите за точкой на экране глазами.

- Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

1-Идёшь,поёшь,плывут, цветет, растёшь

 2-шумишь, шуршите, звенят, лежит, горишь, кричишь, серебрит.

-Ударные и безударные окончания глаголов одного и того же спряжения не различаются. Личные окончания глаголов I и II спряжения в одном и том же лице и числе различаются гласной буквой в окончаниях.

-Только в первом лице единственного числа глаголы I и II спряжения имеют одинаковые окончания: -ю, -у.

Предметные:

Знать: вопросы неопределенной формы глагола

Уметь: задавать вопрос глаголу

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой
(8 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели,

создание ситуации успеха

Практический: работа с карточками

Формы организации: групповая

1.Выполнение группового задания

Самостоятельно проспрягайте слова: 1в: пою, умею. 2в: говорю, дарю

-Самопроверка, ответы на слайде

1.Выполняют задание.

р.jpg

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(4 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная

1. Повторение изученного материала.

 -А теперь задание для закрепления. Работа в парах. Распределите слова в два столбика. Что нужно для этого знать?

- Прочитайте предложения Выпишите только глаголы. Определите время, число, лицо и спряжение глаголов. Разберите их по составу.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Волка ноги кормят.

Без беды друга не узнаешь.

Аппетит приходит во время еды.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

1.Выполняют задание.

Отвечают на вопрос

-едешь, будешь,вынешь, узнаешь -1спр

-поспешишь, насмешишь,кормят,приходит, ходят- 2спр.

Предметные:

Знать: окончания 1 и 2 спряжений

Метапредметные:

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: рефлексия

Форма организации: фронтальная

Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности

-Наш урок подходит к концу. Ребята, какая тема была сегодня на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Вы большие молодцы! Вы выполнили все задания.

- Кто доволен сегодня своей работой? Поднимите зеленый карандаш. Кто доволен наполовину- желтый. Кто недоволен своей работой-красный карандаш.

Объявить оценки и прокомментировать.

Домашнее задание: карточки : (запись предложений, выделение грамматических основ, определение грамматических признаков глаголов)

Наступают теплые весенние деньки. Уже жужжат беспокойные пчелы. Над землёй кружит первая бабочка. Вы сидите и смотрите в окно. Тёплый луч солнца заглядывает в вашу комнату. Всё громче по утрам щебечут воробьи. На деревьях набухают почки. Снег стремительно тает. Уже скоро мы будем радоваться первым листочкам.

- Спасибо за урок! Отдыхайте.

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

- Тема: «1 и 2 спряжения глаголов»

- Цель: знакомство с окончаниями глаголов  I и II спряжения, формирование умений определять спряжение глаголов по личным окончаниям.

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

К:учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности различных позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка : «Единственное и множественное число глаголов» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока русского языка :«Единственное и множественное число глаголов»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование понятий единственное и множественное число гла...

Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о I и II спряжение глаголов.Задачи урокаДидактические:формировать знания о I и II спряжение глаголов;научить различать I ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема «Значение и употребление глагола».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока  «Значение и употребление глаголов в речи» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; опреде...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство ...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование понятия о единственном и множественном числе глаголов, закрепление понятие «глагол».Задачи урока:Дидактические:Познакомить с правилом о единственном и множественно...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы "не" с глаголами" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания частицы «не» с глаголами, знакомство учащихся с правилом правописания частицы не с глаголами; с ...

Технологическая карта урока русского языка “ Правописание частицы Не с глаголами” (УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: формирование орфографического  умения в  правописании частицы не.Дидактические:Познакомить с правилом написания частицы  не с глаголами.Учить писать частицу не с глаголами.И...