Пословицы и поговорки на уроках русского языка в начальной школе
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Маслова Людмила Николаевна

Пословицы и поговорки развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пословицы на уроках русского языка

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий.

Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения.

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

В начальной школе  работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен помочь детям раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерны меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе.

Использование пословиц при изучении орфографии

Говоря о пословицах на уроках русского языка, следует решить вопрос о том, при изучении каких тем они могут быть привлечены:

Жи - ши, ча - ща, чу - щу

  1. Делу время - потехе час. 2. Не торопись отвечать, торопись слушать. 3. Грибы ищут, по лесу рыщут. 4. Придёт солнышко и к нашим окошкам. 5. Чужим богат не будешь. 6. Держи головцу в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. 7. Век живи - век учись. 8. Жизнь прожить - не поле перейти. 9. Яйца курицу не учат. 10. Знание - дело наживное. 11. Сам погибай, а товарища выручай. 12. Шила в мешке не утаишь. 13. Чужая душа - потёмки. 14. В чужие сани не садись.

Непроверяемы безударные гласные

  1. Два медведя в одной берлоге не живут. 2. Худ обед, когда хлеба нет. 3. Мельница сильна водой, а человек едой. 4. Работай до поту, так поешь в охоту. 5. Дорога ложка к обеду. 6. Без капусты щи не густы. 7. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз. 8. На вкус, на цвет товарища нет. 9. Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. 10. Видит собака молоко. Да в кувшине глубоко. 11. Пустили козла в огород. 12. Не дорог обед, а дорог привет. 13. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 14. Не молот железо куёт, а а кузнец, что молотом бьёт.

                       

Не с глаголами

  1. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 2. Добыча ловца не ждёт. 3. После дела за советом не ходят. 4. Не откладывай дела в долгий ящик. 5. Согласного стада и волк не берёт. 6. Семеро одного не ждут. 7. Насильно мил не будешь. 8. После драки кулаками не машут. 9. Сиденьем города не берут. 10. Не плюй в колодец: случится напиться. 11. Кто не работает, тот не ест. 12. Есть калачи - не сидеть на печи. 13. Ум бороды не ждёт. 14. Дыма без огня не бывает.

Падежные окончания имён существительных

  1. При солнышке тепло - при матери добро.
  2. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  3. Птица рада весне, а младенец матери.
  4. Не грози щуке морем.
  5. Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
  6. Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
  7. Друг познаётся в опасности.

Безударные личные окончания глаголов

  1. Доброе дело само себя хвалит. 2. Правда глаза колет. 3. Труд человека кормит, а лень портит. 4. Кто не сеет, тот не жнёт. 5. Своя ноша не тянет. 6. Улитка едет, клгда - то будет. 7. Сытый голодного не разумеет. 8. Видит око далеко, а ум ещё дальше. 9. И сила уму уступает. 10. Много видит, да мало слышит. 11. Язык без костей, что хочет, то лопочет. 12. Мягко стелет, да жёстко спать. 13. Перо пишет, а ум водит. 14. Одним ухом спит, другим слышит. Друг спорит, а враг поддакивает.

Глаголы 2 - го лица единственного числа

  1. Тише едешь - дальше будешь. 2. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. 3. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 5. Близок локоть, да не укусишь. 6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 7. Слезами горю не поможешь. 8. Одной рукой и зла не завяжешь. 9. Без беды друга не узнаешь. 10. Кашу маслом не испортишь. 11. Слышал звон, да не знаешь, где он. 12. За чужим погонишься - своё потеряешь.13. Шутку любишь над Фомой - так люби и над собой.

Глаголы на - тся, - ться

  1. Где тонко, там и рвётся. 2. Влка бояться - в лес не ходить. 3. Слухом земля полнится. 4. Грамоте учиться - всегда пригодится. 5. Пуганая ворона и куста боится. 6. В тихом омуте черти водятся. 7. Любишь кататься, люби и саночки возить. 8. Конь познаётся при горе, а друг при беде. 9. Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Проверяемые безударные гласные

  1. Большой говорун - плохой работник. 2. Дела, как сажа бела. 3. Сядем рядком, да поговорим ладком. 4. Тогда пляши, когда играют. 5. Утро вечера мудренее. 6. Беда ум родит. 7. За худой головой и ногам непокой. 8. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. 9. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. 10. Молодец против овец, а против молодца и сама овца. 11. О дереве судят по плодам, а о человеке - по его делам. 12. У страха глаза велики. 13. Материнский гнев что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. 14. По платью встречают, по уму провожают.

Парные звонкие и глухие согласные

  1. Мёд есть - в улей лезть. 2. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. 3. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 4. Хвост голове не указка. 5. Хлеб - всему голова. 6. Хлеб батюшка - вода - матушка. 7. Хрен редьки не слаще. 8. Мал золотник да дорог. 9. По Сеньке и шапка. 10. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 11. На языке мёд, а на сердце лёд. 12. Старый друг лучше новых двух. 13. Снег глубок - год хорошо. 14. Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Разделительный мягкий знак

  1. Где хотенье, там и уменье. 2. Откладывай безделье, да не откладывай дела. 3. Терпенье и труд всё перетрут. 4. Всяк кузнец своего счастья. 5. Птице - крылья, а человеку - разум. 6. Маленькое дело лучше большого безделья. 7. Вся семья вместе, так и душа на месте. 8. Ученье - свет, а неученье - тьма. 9. Повторенье - мать ученья.

Правописание приставок

  1. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. 2. Белый свет не клином сошёлся. 3. Это ещё вилами на воде написано. 4. Одна пчела немного мёда натаскает. 5. Отойдём да поглядим, каково - то мы сидим. 6. Ум за разум зашёл. 7. Подал ручку, да подставил ножку. 8. Легко чужими руками жар загребать. 9. Нашла коса на камень.

Однородные члены предложения

  1. За совесть, за честь, хоть голову снесть. 2. Кто встал пораньше, ушёл подальше. 3. Не топор тешет, а плотник. 4. Спишь, спишь и отдохнуть некогда. 5. Не игла шьёт, а руки. 6. Семь раз примерь, один отрежь. 7. Много дыму, да мало пылу. 8. Не пером пишут, а умом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

Пословицы и поговорки на уроках русского языка и чтения.

Возможности использования русских пословиц и поговорок на уроках русского языка и чтения....

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословицы и поговорки, которые можно использовать при изучении различных орфограмм...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского пр...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....