Рабочая программа по русскому родному языку для 1-4 кл.
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Шадрина Анна Александровна

Рабочая программа по русскому родному языку для 1-4 кл. 

автор учебника О.М. Александрова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk.docx58.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 п. Козыревск»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ А.А. Шадрина Протокол № _  от

«__» _______ 20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ  СШ№ 6

______________ ФИО «___»__________20___ г

«Утверждаю»

Директор       МБОУ СШ № 6

____________ ФИО

«___» ____________ 2021 г

Приказ № ___ от ____ 2021 г

Рабочая программа

Шадриной Анны Александровны,

учителя начальных классов

предмет «Русский родной язык»

для учащихся 1- 4 классов

Камчатский край

п. Козыревск

20__ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Рабочая программа разработана на основе требований к результатам начального общего образования, представленных в основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СШ № 6, с учетом программы развития универсальных учебных действий для начального общего образования и реализует основную ее цель:

создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного общего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Цель рабочей программы: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Задачи:

  1. Воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. Обогащать активный и потенциальный словарный запас, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  3. Формировать первоначальные научные знания о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  4. Овладеть первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  5. Владеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по родному (русскому) языку для каждого класса, определяет примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа является материалом, на котором возможно достижение образовательных целей и выход на планируемые образовательные результаты в зависимости от уровня преподавания. Содержание рабочей программы обеспечивает возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от состава обучающихся и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программ, темпа и последовательности изучения учебного содержания, но не целей изучения учебного материала, при этом обеспечивать обязательный минимум содержания основной образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом по родному (русскому) языку.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение родному языку (русскому) совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.

Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования отводится не менее 67 ч. из расчета 0,5 ч. в неделю с 1 по 4 класс.

Примерная программа по родному языку (русскому) в 1 классе рассчитана на 16 часов (0,5 часа в неделю, 33 учебных недели). Во 2-4 классах примерная программа рассчитана на 51 час (0,5 часа в неделю, 34 недель, 17 часов в год).

Распределение учебного времени представлено в таблице:

Класс

Количество часов в  соответствии с учебным

планом в неделю

Количество учебных недель в

соответствии с календарным учебным графиком

Всего по учебному

плану

1 класс

0,5

33

16

2 класс

0,5

34

17

3 класс

0,5

34

17

4 класс

0,5

34

17

Итого:

67

Обязательное (минимальное) количество контрольных работ по классам:

Класс

Проверочная тестовая работа

Промежуточная аттестация

1 класс

3

1

2 класс

3

1

3 класс

3

1

4 класс

3

1

Итого

12

4

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения

Личностные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы на формирование:

  • уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
  • способности к проявлению взаимопомощи, конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений;
  • проявления доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
  • позитивного опыта творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма уважительного отношения и интереса к культурным традициям и народному творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
  • понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения самостоятельно организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира).

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» должны отражать:

1)овладение познавательными универсальными учебными действиями:

  • использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
  • проводить по предложенному плану опыт (небольшое несложное исследование) по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
  • устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации; классифицировать несложные объекты;
  • использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
  • осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).

2) овладение умениями работать с информацией:

  • выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочник, Интернет);
  • анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • использовать схемы, таблицы для представления информации;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.

3) овладение регулятивными учебными действиями:

  • понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
  • планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
  • контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
  • оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
  • устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

4) овладение коммуникативными универсальными учебными действиями:

  • осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля – определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
  • использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
  • участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);
  • осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • соблюдать правила межличностного общения с использованием персональных электронных устройств.

5) овладение умениями участвовать в совместной деятельности:

  • понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
  • распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
  • проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны быть ориентированы у обучающихся на применение знаний, умений и навыков в элементарных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать сформированность языковой компетенции и обеспечить:

1) осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: понимать роль языка как основного средства человеческого общения; осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимать значение родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; понимать необходимость овладения родным языком; проявлять познавательный интерес к родному языку и желание его изучать;

2) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте родного языка среди других языков народов России: понимать, что родной край есть часть России, составлять высказывания о малой Родине, приводить примеры традиций и обычаев, объединяющих народы России; составлять небольшие рассказы о взаимосвязях языков, культур и истории народов России; осознавать роль родного языка как носителя народной культуры, средства её познания, освоения морально-этических норм, принятых в российском обществе; понимать эстетическую ценность родного языка, стремиться к овладению выразительными средствами, свойственными родному языку;

3) освоение первоначальных знаний о родном языке как системе, о его нормах, специфике, закономерностях его функционирования: владеть основными орфоэпическими и лексическими нормами родного языка; применять на практике правила словообразования и словоизменения, построения словосочетаний и предложений (простых и сложных);

4) формирование и развитие видов речевой деятельности на родном языке (слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо): слушание (аудирование) и говорение: понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, телевизионные и радиопередачи и др.); определять тему и главную мысль прослушанного высказывания (текста); различать на слух интонации звучащей речи (радость, удивление, грусть, сочувствие и др.); участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы,

обсуждать поставленные вопросы, прослушанные высказывания;

5) формулировать вопросы, отвечать на вопросы в соответствии с темой диалога; применять в диалогической речи формулы речевого этикета, правила речевого поведения в различных учебных и жизненных ситуациях (понимать цель общения, проявлять желание слушать собеседников, учитывать мнение участников); решать учебные задачи с использованием активного и потенциального словарного запаса; рассказывать устно о себе (внешность, интересы, любимые занятия), о своей семье (традиции, совместные занятия); описывать предмет (название, качества, назначение); уместно употреблять в устной речи пословицы, поговорки родного народа, использовать изобразительные и выразительные средства родного языка (эпитеты, сравнения, олицетворения); составлять небольшие высказывания для публичного выступления с использованием небольших презентаций; чтение и письмо: читать вслух небольшие тексты разного вида (фольклорный, художественный, научно-познавательный, справочный) в индивидуальном темпе, позволяющем понять содержание и смысл прочитанного; составлять план текста (с помощью и самостоятельно); пересказывать текст в соответствии с учебной задачей (подробно и кратко); стихи на родном языке; списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; строить связные высказывания в письменной форме на различные темы; выполнять небольшие творческие задания (дополнение и распространение предложения текста/изложения).

Содержание учебного предмета

1 класс

Секреты речи и текста: Звуки речи. Слово звучащее и написанное. Гласные звуки. Особенности гласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности произношения согласных звуков. Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Сколько звуков и сколько букв в слове. Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

Язык в действии: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. «Если слово непонятно….»; Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. «Помощники устного слова»; Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Как составить толковый словарик; Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. Говорим тихо– громко.

Русский язык: прошлое и настоящее: Язык как средство общения. Для чего нужна речь; Устная и письменная речь. Говорим и пишем; Речевой этикет: слова приветствия. Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения; Овладение нормами речевого этикета в ситуациях бытового общения (прощание, извинение). Простое слово «извините». Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Очень важные слова; Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Говорим медленно – быстро. Устная речь: Рассказ о месте, в котором живёшь.

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 1 класса должны владеть такими предметными УУД

Учащиеся научатся:

• различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

• интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

• различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

• использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

• узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

• различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

• производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;

• применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;

• запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;

• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);

• выполнять основные гигиенические требования при письме.

Учащиеся получат возможность научиться:

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

• определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;

• составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

• различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;

• различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

• находить родственные слова в группе предложенных слов.

2 класс

Русский язык: прошлое и настоящее: Звуки речи и буквы. Обозначение звуков речи на письме. Ударные и безударные гласные звуки в слове. Согласные звуки. Звонкие согласные звуки на конце слова.

Язык в действии: Слова, называющие предметы. Слова, называющие признаки действия. Слово и предложение. Изменение формы слова с помощью окончания. Неизменяемые слова. Однокоренные слова. Слово и его значение.

Секреты речи и текста: Различение предложений по цели высказывания и интонации. Что такое текст. Тема текста. Деление текста на части. Части текста и план. Типы текстов: описание и повествование. Типы текстов: научный и художественный.

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 2 класса должны владеть такими предметными УУД

Учащиеся научатся:

• осознавать слово как главное средство языка;

• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)

• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

• различать родственные (однокоренные) слова;

• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);

• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

3 класс

Русский язык: прошлое и настоящее: Повторяем фонетику. Фонетический разбор слова. Правила обозначения гласных после шипящих. Правописание безударных гласных в корне слова. Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Повторяем фонетику и состав слова.

Язык в действии: Повторяем состав слова. Части речи. Имя существительное. Правописание имён существительных. Имя прилагательное. Правописание имён прилагательных. Местоимение.

Секреты речи и текста: Заголовок и начало текста. Пишем изложение. Пишем письма. Пишем изложение с элементами сочинения.

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 3 класса должны владеть такими предметными УУД

Учащиеся научатся:

• осознавать слово, предложение как главные средства языка;

• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

• осознавать основания (общее значение) для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

• осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

• осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

• вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;

• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

• использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

• распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

• создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

4 класс

Русский язык: прошлое и настоящее: Фонетика и словообразование. Лексическое значение слова.

Язык в действии: Морфологический разбор имени существительного. Признаки имени прилагательного. Глагол как часть речи. Правописание глаголов. Глагол в предложении. Наречие.

Секреты речи и текста: Типы текста. Изложение. Изложение с элементами сочинения. Слово. Словосочетание. Предложение. Связь слов в словосочетании. Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся 4 класса должны владеть такими предметными УУД

Учащиеся научатся:

• различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

• различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

• применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

• определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

• находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

• различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

• грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

• осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• производить элементарные языковые анализы слов (звукобуквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

• проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

• определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Тематический план

1 класс

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Секреты речи и текста

2.

Язык в действии

3.

Русский язык: прошлое и настоящее

4.

Секреты речи и текста

Итого

17ч

2 класс

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

8 ч

2.

Язык в действии

6 ч

3.

Секреты речи и текста

3 ч

Итого

17ч

3 класс

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

10ч

2.

Язык в действии

3.

Секреты речи и текста

Итого

17ч

4 класс

№п/п

Название изучаемого раздела

Рекомендуемое количество часов на изучение

1.

Русский язык: прошлое и настоящее

2.

Язык в действии

3.

Секреты речи и текста

Итого

17ч

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

План.

Факт.

Секреты речи и текста

1

Как люди общаются друг с другом.

1

Узнают о общении людей, устной и письменной речи.

02.09

2

Вежливые слова.

1

Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

Тренируются в диалоге.

09.09

3

Как люди приветствую друг друга

1

Знакомятся с секретами диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

16.09

4

Зачем людям имена.

1

Рассуждают зачем людям имена, какие бывают имена. Узнают имена используемые в малых жанрах фольклора

23.09

5

Спрашиваем и отвечаем. Проверочная тестовая работа

1

Беседуют и рассуждают о целях и видах вопросов. (Вопрос – уточнение, вопрос – как запрос на новое содержание)

30.09

Язык в действии

6

Выделяем голосом важные слова

1

Знакомятся с ролью логического ударения. Выделяют голосом важные (ударные) места в слове.

07.10

7

Как можно играть звуками

1

Прослушивают о звукозаписях в стихотворном, художественном тексте. Прослушивание звукозаписей.

14.10

8

Где поставить ударение

1

Знакомятся со смыслоразличительной ролью ударения

21.10

9

Как сочетаются слова. Проверочная тестовая работа

1

Наблюдают за сочетаемостью слов (Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)

28.10

Русский язык: прошлое и настоящее

10

11

Как писали в старину

2

Узнают особенности оформления книг в Древней Руси:

оформление красной строки и заставок. Слушают сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита

11.11

18.11

12

13

Дом в старину: что как называлось

2

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: дом в старину: что как называлось

( изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина).

25.11

02.12

14

15

Во что одевались в старину.

Проверочная тестовая работа

2

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, что одевали в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти)

09.12

16.12

Секреты речи и текста

16

17

Сравниваем тексты

2

23.12

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее

1

По одежке встречают.

1

Знакомятся со значением отдельных старинных слов. Говорят об истории языка и культуры.

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1

Знакомятся со значением отдельных старинных слов.

3

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

1

Знакомятся со значением отдельных старинных слов.

4

Каша-кормилица наша.

1

Знакомятся с секретами диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Мудрость в пословицах.

5

Любишь кататься,люби и саночки возить.

1

Знакомятся со значением отдельных старинных слов. Мудрость в пословицах.

6

Делу время,потехе час.

1

Знакомятся со значением отдельных старинных слов. Мудрость в пословицах. Скороговорки.

7

В решете воду не удержишь.

1

Узнают о общении людей, устной и письменной речи. Узнают,что такое загадка. Узнают загадки, используемые в малых жанрах фольклора.

8

Самовар кипит, уходить не велит. Проверочная тестовая работа

1

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: дом в старину: что как называлось

(изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина).

Язык в действии

9

Помогает ли ударение различать слова?

1

Знакомятся с ролью логического ударения. Выделяют голосом важные (ударные) места в слове. Знакомятся со смыслоразличительной ролью ударения.

10

Для чего нужны синонимы?

1

Знакомятся с понятием «синонимы».

11

Для чего нужны антонимы?

1

Знакомятся с понятием «антонимы».

12

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1

Знакомятся с понятием «пословицы», «фразеологизмы». Узнают русские народные пословицы и пословицы народов мира.

13

Как можно объяснить значение слова?

1

Знакомятся со способом перечисления слов для понятия значения слова. Повторяют понятия «синонимы». «антонимы» , «фразеологизмы».

14

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

Проверочная тестовая работа

1

Знакомятся с «необычными ударениями в сказках, народных былинах ,загадках, потешках», узнают для чего оно необходимо.

Секреты речи и текста

15

Учимся вести диалог.

1

Узнают, что такое диалог и реплика. Учатся правилам ведения диалога.

16

Составляем развернутое толкование значения слова. Устанавливаем связь предложений в тексте.

1

Учатся составлять развернутое толкование значения слова, устанавливать связь предложений в тексте.

17

Создаем тексты-инструкции и

тексты-повествования. Проверочная тестовая работа.

1

Учатся создавать тексты-инструкции и тексты-повествования

Календарно-тематическое планирование

3 класс

п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее

1

Где путь прямой, та не езди по кривой.

1

Узнают о общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «россказни».

2

Кто друг прямой, тот брат родной.

1

Изучают стандартные обороты речи для участия в диалоге. Тренируются в диалоге.

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

1

Узнают о общении людей, устной и письменной речи. Знакомятся с понятием «диалекты».

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

1

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось

(бус, омуль, глухомань, чаща, роща, изба, терем, хоромы, опушка, майник и др.).

5

Ветер без крыльев летает..

1

Знакомятся с понятием «мастер», «ямщик». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

6

Какой лес без чудес.

1

7

Дело мастера боится.

1

8

Заиграйте, мои гусли.

1

Знакомятся с понятием «смычок», «куга», «балакать». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

9

Что ни город, то норов.

1

Знакомятся с понятием «закорма», «Кремль», «городелец». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

10

У земли ясно солнце, у человека слово. Проверочная тестовая работа

1

Знакомятся с понятием «затон», «дубравушка», «лебёдушка». Узнают русские народные пословицы со старинными словами, объясняют их смысл.

 

Язык в действии

11

Для чего нужны суффиксы?

1

Знакомятся с ролью суффиксов в словах.

12

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1

Знакомятся с понятием рода имен существительных, а также с родами частей речи других народов.

13

Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам?

1

Знакомятся с понятием числа имен существительных.

14

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1

Знакомятся с понятием множественного числа имен существительных.

15

Зачем в русском языке такие разные предлоги? Проверочная тестовая работа.

1

Знакомятся с ролью предлогов в словах русского языка.

Секреты речи и текста

16

Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты.

1

Учатся составлять тексты-рассуждения, аргументировать свой ответ.

17

Создает тексты-повествования. Проверочная тестовая работа.

1

Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.

Календарно-тематическое планирование

4класс

№ п/п

Наименование раздела, тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

План.

Факт.

Русский язык: прошлое и настоящее

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1

Узнают новые слова, обозначающие предметы традиционно русского быта: что как называлось

(лад, мать, семья, отец, батя и др.).

2

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

3

Красна сказка складом, а песня ладом.

1

Знакомятся с секретами речи: понятия «добросердечный», «добродушный», «доброжелательный» и др.

4

Красное словцо не ложь.

1

Знакомятся новыми фразеологизмами, ищут их в тексте, подбирают в текст необходимые.

5

Язык языку весть подает. Проверочная тестовая работа.

1

Узнают новые заимствованные слова, их смысл и лексическое значение.

Язык в действии

6

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

2

Знакомятся с образование форм глагола в русском языке.

8

9

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

2

Сравнивают значения словосочетаний и предложений, находят близкие по значению слова, находят слова со ложными прилагательными.

10

11

Как и когда появились знаки препинания? Проверочная тестовая работа.

2

Знакомятся с понятием «пунктуация», «однокоренными словами». Учатся расставлять знаки препинания в текстах.

Секреты речи и текста

12

Задаем вопросы в диалоге.

1

Учат правила при диалоге, придумывают свои диалоги, исправляют в диалогах ошибки друг у друга.

13

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста.

1

Повторяют понятия «тема текста», «основная мысль текста». Находят в текстах тему и основную мысль.

14

Учимся составлять план текста.

1

Учатся пересказывать текст по картинному плану.

15

Учимся пересказывать текст.

1

Учатся пересказывать текст по плану по вопросам.

16

17

Учимся оценивать и редактировать тексты.

2

Учатся редактировать тексты различных видов и жанров.

Учебно-методическое и материальное обеспечение образовательной деятельности

Оснащение процесса обучения родному языку обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

В библиотечный фонд входят примерные программы, авторские программы, комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации. В состав библиотечного фонда входят, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, соответствующие используемым комплектам учебников; сборники заданий, обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников; учебная литература, необходимую для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ.

В комплект печатных пособий включены таблицы по русскому языку, в которых представлены основные схемы, правила, памятки, сведения языковых понятий. Различные виды плакатов (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют осознанному его усвоению и запоминанию.

Информационные средства обучения - мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания, имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивающие дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Учебник: Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. 1 класс .– М.: Просвещение. 2018.

2. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 2 класс.– М.: Просвещение. 2018.

3. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 3 класс.– М.: Просвещение. 2018.

4. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В. Русский родной язык. 4 класс.– М.: Просвещение. 2018.

Технические средства обучения,

учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование

Для обучения предоставлены 12 кабинетов, все кабинеты снабжены учебниками, методическими материалами:

  • Интерактивная доска
  • Ноутбук;
  • Мультимедиапроектор
  • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
  • Дидактический материал
  • Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
  • Карточки для проведения контрольных работ.
  • Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
  • Тесты.

Печатные пособия:

• Набор букв и слогов

• Предметные картинки

• Азбука подвижная

• Комплект таблиц по обучению грамоте

• Комплект таблиц по русскому языку для 1-4 классов.

• Словари по русскому языку: толковый, словарь фразеологизмов, орфографический, морфемный и словообразовательный словари.

Разрезной материал предназначен для практической деятельности учащихся. Включает в себя наборы предметных картинок, букв, слогов, ленты букв. Демонстрационная таблица представляет собой красочно оформленное пособие, которое содержит печатные и рукописные буквы русского алфавита. Таблицы могут быть использованы учителями на уроке для фронтальной работы с детьми, а также в качестве информационно-справочного материала на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении материала, обобщении и систематизации.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Касса букв

Наборы муляжей овощей и фруктов

Набор предметных картинок

Наборное полотно.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Экранно- звуковые пособия

Комплект электронных уроков «Кирилл и Мефодий»

Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера.

• Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия СD).

• Большая электронная детская энциклопедия (СD).Уроки русского языка. 1-4 классы.

• Мультимедийное приложение к урокам. / С.А. Арженовская, О.А. Архипова [и др.]. – М.: Издательство «Глобус» (СD).

Интернет-ресурсы

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http:// www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info|about|193

 Диски предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам  начального курса русского языка представлен на дисках в трёх аспектах: рассмотрение нового учебного материала, использование новых знаний в изменённых условиях и самоконтроль.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В процессе обучения выпускник научится

В процессе обучения выпускник получит возможность научиться

Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;
  • пользоваться русским алфавитом на основе
  • знания последовательности букв в нем для
  • упорядочивания слов и поиска
  • необходимой информации в различных
  • словарях и справочниках.
  • различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

  • Выпускник получит возможность научиться:
  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках
  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Язык в действии»

Выпускник научится:

  • - распознавать грамматические признаки слов;
  • с учетом совокупности выявленных признаков

(что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
  • оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Секреты речи и текста»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность)выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • выражать собственное мнение и
  • аргументировать его;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • составлять план текста
  • различать предложение, словосочетание,
  • слово;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по
  • предложенному заголовку; подробно или выборочно
  • пересказывать текст;
  • пересказывать текст от другого
  • лица;
  • различать второстепенные члены
  • предложения —определения,
  • дополнения, обстоятельства;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
  • различать простые и сложные предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому родному языку

Рабочая программа разработана на основе:  ФГОС НОО; примерной программы по русскому родному языку; авторской программы «Русский родной язык» О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому родному языку для 4 класса на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа составлена на основе «Примерные рабочие программы. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой...

Рабочая программа по русскому родному языку. 1 класс, Александрова

Рабочая программа по Русскому родному языку, 1 класс. Александрова...

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл

Рабочая программа по русскому родному языку 4 кл...

Рабочая программа курса «Русский родной язык» , 1 -4 класс

Программа учебного предмета «Русский родной язык»  направлена на достижение результатов освоения ООП НОО в части требований,  заданных ФГОС НОО к предметной области «Родной...

Рабочая программа по русскому родному языку 1 класс с КТП на основе примерной программы по родному языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В. , Романовой В.Ю., Рябининой Л.А.

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по русскому родному языку 3 кл по программе

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...