Гласная буква Я
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Мельцаева Мария Константиновна

Цель: познакомить учащихся с буквой Я и ее особенностями.

Планируемые результаты

личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

метапредметные:

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • давать ответы на вопросы.

предметные:

  • формировать умение находить в словах букву Я;
  • знать, какие звуки она обозначает;
  • читать слова с этой буквой;
  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnaya_bukva_ya_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Глуховская школа-интернат №2» 

                                                                                             

142402, Московская область, г. Ногинск, ул. Чапаева, д. 3

Технологическая карта урока

в 1 классе

«Гласная буква Я, я»

Составитель:

Учитель: Мельцаева Мария Константиновна

2021г.


Учитель: Мельцаева Мария Константиновна

Предмет: литературное чтение

Дата: 13.12.2021 

Тема урока: «Гласная буква я»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с буквой Я и ее особенностями.

Планируемые результаты

личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, сохранить мотивацию к учебе;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

метапредметные:

Регулятивные: 

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: 

  • слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • давать ответы на вопросы.

предметные:

  • формировать умение находить в словах букву Я;
  • знать, какие звуки она обозначает;
  • читать слова с этой буквой;
  • совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Схема конспекта урока

Этапы урока

Время

Виды и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Орг.момент

3 мин

Фронтальная работа.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдем.

В страну знаний попадем.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

Выполняют задания учителя.

Личностные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Актуализация знаний.

7 мин

Фронтальная

В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак…..

•        звуки бывают гласные и … (согласные)

твердые и … (мягкие)

звонкие и … (глухие)

•        Звуки мы слышим, буквы … (пишем)

•        В слове столько слогов, сколько … (гласных)

•        После твердых согласных пишутся гласные … (а, о, ы, у)

•        После мягких согласных пишутся гласные … (и, е)

•        Какую букву мы называем хитрой? И почему? (е)

Продолжают высказывание учителя.

Личностные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Метапредметные:

  • ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;

Постановка цели и задач урока.

10 мин

Фронтальная работа.

- Прочитайте, как называется наша страна? (Россия)

-Какую букву в слове «Россия» мы не знаем?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками.

Отвечают на вопросы учителя, обозначают тему урока.

Личностные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Закрепление нового материала.

15 мин

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Групповая работа

Посмотрите, как пишутся печатные и письменные буквы «Я». Чем похожи и чем отличаются печатные и письменные буквы?

- Буква Я – хитрая.

-Чтобы узнать все секреты, мы совершим путешествие по нашей стране от самой крайней ее точки до столицы нашего государства.

- Как она называется?

- Правильно, столица нашей Родины – Москва.

- В России очень ценятся яблоневые сады.

Раскрывая в путешествии секреты буквы я , мы будем сажать яблоньки. Помогать нам в этом будет девочка Рая.

- За правильные ответы вы будете получать яблочки.

- Открываем первый секрет буквы «Я».

- К какой группе букв относится буква «я»?

- Давайте послушаем букву. (й-ааааааа)

- Тянется? (да) Какая это буква? (гласная)

- Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

-Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает мягкость согласного)

- Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

- Давайте еще раз послушаем букву. (и-аааааа) Сколько звуков слышим( (2)

Какие? (йа) Что это? (слияние) Какое? (мягкое)

- Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопросы.

- Открываем второй секрет буквы я.

- В каких случаях буква я обозначает два звука?

Фонетический разбор слова «яблоко».

- Где в слове стоит буква я? (вначале слова)

- Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

- Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Фонетический разбор слова «Рая»

- Посмотрите на слово. Где в слове стоит буква я? (после гласной)

- Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка.

- Если в слове, которое я произнесу, есть я – приседают мальчики, если нет – девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия.

Чтение слов в тексте из учебника

- Найдите текст в учебнике. Прочитайте. Найдите в словах букву я.

- Подумайте, обсудите в каких словах буква я обозначает два звука, а в каких один?

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 2 звука.

- Прочитайте слова, где буква я обозначает 1 звук и мягкость согласного в слиянии.

Находят различия в написании буквы.

Внимательно слушают рассказ учителя. Включают в обсуждении по теме урока.

Личностные:

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Метапредметные:

  • слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
  • ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Рефлексия.

5 мин

Фронтальная работа

Выполняет устный опрос учеников, обращает внимание на поставленную цель.

Соотносят полученный результат с поставленной целью и производят оценку своей деятельности.

личностные:

  • способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...