Слова-близницы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Саносян Марина Вардгесовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-bliznetsy.docx10.3 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(с презентацией)

Задачи:

  • познакомить детей с группой существительных-омонимов, научить находить их и объяснять значение каждого слова-омонима;
  • развивать устную речь, логическое мышление, слух, внимание;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация.

Ход внеклассного мероприятия.

  • Вступление. Слайд №1. 

К доске выходят 2 ученика, у каждого на груди табличка «НОРКА».

Учитель. День вступил в свои права,

В гости к нам пришли слова.

Посмотрите: что за чудо?

Перед нами близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Появились, молодцы?»

Отвечали мне слова:

Ученик 1. Заверяем, голова,

          Что и раньше с нами встречи

                 Ты имел наверняка.

                Мы – слова из русской речи,

                Из родного языка!

                Одинаково нас слышат,

                Одинаково нас пишут.

Ученик 2. Но важна не только внешность,

                Потому не торопись,

                Не всегда нужна поспешность –

                Ты до смысла доберись.

                Наподобие начинки,

           Смысл запрятан в серединке.

                Схожим лицам вопреки –

                Мы по смыслу далеки.

Давайте прочитаем хором первое слово, второе слово. Что вы заметили? (Ответы детей).

Правильно, эти слова одинаково пишутся и одинаково слышатся, но по смыслу совершенно различны. Давайте проверим это.

Что означает первое слово «норка»? (хищный зверек с ценным мехом) Слайд №2.

Что означает второе слово «норка»? (углубление в земле, жилище животных). Слайд №3.

Слова, которые одинаково пишутся и одинаково слышатся, но имеют разные значения, называются словами-близнецами, а по-научному – омонимами. Слайд №4. 

Давайте прочитаем хором.

Внешне они похожи друг на друга, как две капли воды, потому-то они и называются близнецами. Кто знает, кто такие близнецы? (дети, родившиеся одновременно от одной матери). Слайд №5.

Сегодня мы с вами научимся находить такие слова и объяснять их значение.

  • Основная часть.

Ребята, часто говорят: «На быках мосты стоят». Может, вот на таких хвостатых да рогатых быках стоят мосты? Слайд №6. Бывает так? Конечно нет! А почему же так говорят?

Ученик 3.  Что за шутки? Говорят:

                На быках мосты стоят.

                Вот он мост, под ним река,

                Ни единого быка!

                Не пойму я ничего – утонули что ли?

                Или все до одного убежали в поле

                От нелегкого труда?

                Ну а мост на чем тогда?

Ребята, мост действительно стоит на быках, но только на каменных. Быки – это промежуточная опора моста. Слайд №7. Сколько река ни беснуется, сколько ни старается – мост на крутолобых бетонных быках ей не сдвинуть.

Значит, это тоже слова-близнецы. Что  означает слово «быки» в первом случае? (Домашние животные). Слайд №8. Во втором случае? (Каменные опоры моста). Слайд №9.

Послушайте еще одно стихотворение.

Ученик 4. Кто вы?

                      Мы лисички, дружные сестрички! Ну а вы-то кто же?

                      Мы лисички тоже!

                 Как, с одной-то лапкой?

                         Нет, еще со шляпкой!

Кто подскажет, где здесь слова-близнецы? (Лисички)

О каких лисичках идет речь? Какие два значения имеет это слово?

Лисичка – это хищный зверь в рыжей шубке. Слайд №10. Лисичка – съедобный гриб, имеющий такую же окраску, как мех лисы. Слайд №11.

Отгадайте загадку:

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят.

А как пашет –

Семь плугов тащит.

Правильно, это трактор. Слайд №12.  Кто знает, как называется ходовая часть трактора? (Гусеницы)

О каких гусеницах идет речь? О тех, из которых впоследствии получается бабочка? (Нет) Слайд №13.  

У трактора гусеницы хоть и стальные, но они словно живые, состоят из многих отдельных частей. Каждая такая часть называется «трак». Слайд №14. Отсюда и название – ТРАКтор.

Стальная гусеница – это как бы дорожка без начала и без конца, на таких гусеницах трактор едет, как на колесах. С двумя такими дорожками, справа и слева, трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте.

Итак, ребята, мы выяснили, что слово «гусеница» тоже имеет два значения.

Гусеница – личинка бабочки, червяк. Слайд №15. Гусеница – стальная дорожка трактора. Слайд №16. 

Ребята, как вы думаете, для чего нам нужно знать значения слов-близнецов?

Во-первых, таких слов в русском языке не очень много, а, следовательно, запомнить их не составит труда. Во-вторых, знать значение таких слов нам необходимо для того, чтобы не попасть в смешную ситуацию, как это случилось с двумя вашими одноклассниками. Встретились как-то раз два друга…

Выходят два ученика. Сценка «Овсянка».

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже есть овсянка…

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она желтая, красивая такая…

- И вкусная. Особенно с молоком.

- Как это – вкусная? Как это – с молоком?

- Да так! А еще хороша с маслом и с сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку! А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица! Птица! ОВ-СЯН-КА! Не слыхал про такую, что ли? Пойдем ко мне, мою овсянку слушать!

- Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Ребята, почему мальчики не поняли друг друга?

Слово «овсянка» имеет два значения. Какие?

Овсянка – маленькая перелетная птичка из отряда воробьиных. Слайд №17. Овсянка – овсяная крупа, овсяная каша (из овса). Слайд №18.

Вот, ребята, для чего нам нужно знать значение слов-омонимов, - чтобы не попасть в нелепую ситуацию.

  • Закрепление.

Давайте повторим, какие слова называются близнецами? А как их называют по-научному?

Сейчас я буду читать стихи, ваша задача – найти в них слова-близнецы и объяснить их значение. Будьте внимательны!

  • В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса –

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса,

Косит травушку коса,

У меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос? Слайд №19.

  • Шел я с сумкой за плечом,

Вижу – бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду –

Как домой я попаду? Слайд №20.

- Какие еще ключи вы знаете?

Ученик 5. Много разных есть ключей –

                   Ключ - родник среди камней,

                        Ключ скрипичный, завитой,

                   И обычный ключ дверной.

  • Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали –

Мы играем в шашки. Слайд №21.

  • Встав на цыпочки, лисица

За плетень во двор косится:

- Петя, Петя, Петушок,

Дай на время гребешок,

Причешу я только хвост!

А петух не так уж прост –

Знает – что возьмет лисица,

То назад не воротится! Слайд №22.

А сейчас мы проверим, кто из вас самый смекалистый!

Вопросы на смекалку:

  • Каким ключом нельзя открыть дверь? (Скрипичным, гаечным, родниковым)
  • Какую ноту кладут в суп? (Соль)
  • Из каких ноготков нельзя собрать букет? (На пальцах)
  • Из какого крана нельзя брать воду? (Из подъемного крана)
  • Какой лук не кладут в суп? (Лук – оружие для стрельбы)
  • Какой иглой не сошьешь рубашку? (Сосновой иглой, иглой ежа)
  • На каких полях не пашут и не сеют? (На тетрадных полях)
  • Каким гребнем не расчешешь волосы? (Гребнем петуха)

  • Итог занятия.

- О каких словах мы сегодня говорили?

- Как они называются?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Ребята, есть слова-омонимы, значение которых установить легко, но встречаются и такие слова, которые сложно объяснить. Например, «банка» - это стеклянный сосуд, посуда, и «банка» - скамья в лодке. Слайд №23.

- В этом случае вам поможет толковый словарь русского языка. Слайд №24. При чтении книг вы можете воспользоваться толковым словарем, он вам подскажет, какое значение имеет то или иное слово.

Источники:

1. Н.Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе», Москва, Просвещение.

2. Яндекс-картинки.