Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Наталия Владимировна Крюкова

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Имя прилагательное"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Имя прилагательное.

Предмет

Русский язык

Класс

Программа

«Школа России»

Автор урока (ФИО, должность)

Крюкова Н.В., учитель  начальных классов

Образовательное учреждение

МКОУ «Фатежская СОШ№1»Фатежского района Курской области

Цели урока

Обобщить знания детей об имени прилагательном, наблюдать за ролью прилагательных в речи, повторить понятие «эпитет»,  развивать память, словарный запас учащихся, воспитывать уважение и любовь к родному языку

Задачи урока

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Ресурсы

Учебник «Русский язык», В.П.Канакина,В.Г.Горецкий

Презентация MicrosoftOfficePowerPoint ,

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

                      Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- И начнём наш урок со слов русского поэта, литератора 18 в.  Александра Петровича Сумарокова «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».

- Как вы понимаете эти слова?                               

- Наша речь очень красивая, богатая, выразительная. Но не только устная, но и письменная.

Личностные: развивать  мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир .

2

Актуализация опорных знаний.

Словарная работа. На доске:

Словарь: суббота, аккуратный, класс, килограмм, коллектив.

- Запишите эти слова, вставьте зеленой ручкой пропущенные буквы.

Проверка.

- Что общего вы видите у этих словарных слов?

- Найдите среди данных слов лишнее. Почему именно оно лишнее?

-Сформулируйте тему нашего урока, о чем мы будем говорить?

-Тема нашего урока: «Имя прилагательное».

- Подумайте, почему вы смогли найти имя прилагательное среди слов?

находить имя прилагательное

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы;

самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;

Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность

3

Постановка учебной проблемы

- Какую часть речи мы уже изучили?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Имя прилагательное вам уже известно, тогда зачем нам снова говорить об этой части речи?

Какую цель и задачи мы ставим перед собой?

- что  обозначает имя прилагательное,  

- с какой частью речи связано,

- как изменяется,

- чем является в предложении.

- Как мы будем достигать наши цели?

находить имя прилагательное

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

Познавательные:

находить прилагательные в тексте, определять их значение;

развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение.

4

Открытие нового знания

- Вспомните, почему имена существительные так называются?

- Подумайте, почему имя  прилагательное так называется? (Произошло от слова прилагать, прикладывать, присоединять).

  Следовательно: существительное обозначает предмет, а прилагательное – признак предмета.

- Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?

Давайте проверим.

Составьте словосочетание со словом аккуратный.

Составьте предложение с этим же словом. (1 ученик у доски). Подпишите  части речи, обозначьте грамматическую основу.

- Сделайте вывод, каким членом предложения является имя прилагательное.

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные:

-находить прилагательные , определять их значение;

-развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов.

Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока.

5

Первичное закрепление

- Как вы думаете, для чего нам нужны имена прилагательные? (для красоты речи, чтобы речь была более понятной, выразительной).

-  Вернемся к цитате, с которой мы начали урок.

- Подумайте, для чего нужны имена прилагательные в литературе?

- Я назову вам слово, а вы представьте его.

 Яблоко, дом, стол.

- Вы представили одинаковые предметы по форме, цвету, величине? Чего вам не хватало для того, чтобы представить предмет более точно?

- Вывод: имена прилагательные делает речь ясной, понятной, выразительной.

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;

развивать умение находить главное слово и грамотно задавать вопрос к прилагательному;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь отвечать на итоговые вопросы.

 6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой.

Физминутка

Работа в парах. Вспомните правила работы в парах.

- Посмотрите карточки и определите, какое задание нужно выполнить?

Сущ.       Прил.

Тропинка    широкие

Озеро        узкая

Ремень        глубокое

Реки            чёрный

- Итак, вам нужно составить словосочетания, соединив существительное с подходящим по смыслу прилагательным.

- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

 - Почему вы соединили слово тропинка с прилагательным узкая? А не со словом широкие?

Ремень со словом чёрный, а не со словом узкая?

Озеро  - глубокое, а не со словом чёрный?

Реки – широкие, а не со словом глубокое?

Подпишите род и число у существительного и прилагательного.

- Какой вы можете сделать вывод?

- Род и число имени прилагательного такой же, как и род, число имени существительного.

Давайте  прочитаем ВЫВОД на экране презентации

.

 Осенним днём, осенним  днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве каком?»

Отвечает эхо: «ОМ».

«Ты под кустиком каким?»

Отвечает эхо: «ИМ».

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Умение выделить в устной речи имена прилагательные

Познавательные: находить прилагательные , род и число которых совпадает с именами существительными;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

Регулятивные: уметь подвести итог и сделать вывод

Познавательные: определить окончание имени прилагательного по вопросу

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

7

Этап включения в систему знаний и повторений.

- Давайте подведем итог.

- Сейчас вы получаете тест

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) кто? что?

Б) какой? какая? какие?

В) что делать? что сделать?

2. Имя прилагательное – это

А) часть слова

Б) часть речи

В) член предложения

3. Имена прилагательные обозначают:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

4. Прилагательные связаны по смыслу:

А) с глаголами

Б) с существительными

5.В предложении чаще всего бывают:

А) главным членом предложения

Б) второстепенным членом предложения.

Проверка и самооценка.

находить имя прилагательное;

выявить взаимосвязь между именем существительным и прилагательным;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке.

8

Этап рефлексии

- Подумайте и оцените свою работу на уроке.

Запишите имя прилагательное, позволяющее понять, какой у нас сегодня был урок.

Подбирать имена прилагательные

Познавательные: находить прилагательные , определять их значение;

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Перспектива" конспект урока русского языка 3 класс Тема: «Имя прилагательное»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «имя прилагательное»; функции прилагательных в речи; формирование умения распознавать прилагательные в тексте и в...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Изменение прилагательных по падежам». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по падежам, умений изменять прилагательные по падежам.Планируемые результатыПредметные: знать, как изменяются прилагател...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во множественном числе...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п. и П.п.». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения склонять имена прилагательные во множественном числе в Р.п., В.п., П.п.Планируемые результатыПредметные: знать таблицу склонения имен прилагательных во м...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." ОНЗ...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР...

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР

Конспект урока русского языка 3 класс ПНШ "Окончания прилагательных во множественном числе." УР...