Технологическая карта урока русского языка"Разные части речи в роли главных членов предложения"
статья по русскому языку (3 класс)

Сергеева  Вера Викторовна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Сергеева Вера Викторовна , учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №10»

Предмет

Русский язык

Класс, образовательная программа

3 класс,  «Планета знаний»

Тип занятия

Урок - исследование.

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Технология построения занятия

Технология развития критического мышления,  проблемно-диалогическая, системно-деятельностный подход в обучении, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий 

Тема

Разные  части речи  в  роли  главных  членов  предложения

Основное содержание темы

Актуализация знаний о предложении. Главные  члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Алгоритм разбора предложения по членам. Составление теста из  предложений и определение темы текста.

Термины и понятия

Главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое, разбор предложения по членам.

Цель

Актуализация знаний о главных  членах предложения, о частях речи в роли ГЧП,  о связи слов в предложении.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Познавательные умения:

-раскрывать значение понятий «главные члены предложения», «ЧАСТИ РЕЧИ», «имя существительное», «имя прилагательное» «местоимение»  и включать эти определения в активный словарь;

- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- использовать приобретенные знания для составления связного текста;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью  и алгоритмом;

- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;

-соотносить учебные действия с алгоритмом;

 Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности.

- читать и составлять модели предложений;

 - обозначать главные  члены предложения графически;

 - устанавливать с помощью вопросов  и оформлять графически связь слов в предложении;

- составлять  и записывать связный текст.

                                                                           Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Тема: Составление рассказа на тему по опорным словам.

Окружающий мир

Тема: Сезонные изменения в жизни животных.

Фронтальная

Работа в группах

Работа в парах

Индивидуальная

Карточки

Технические средства обучения

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы занятия

Дидактические задачи

I Организационный (этап мотивации)

  1. Подготовка учащихся к работе: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

II Стадия «Вызов» (Целеполагание)

  1. Фронтальная работа. Упражнение «Вспомни сказку»
  2. Формулирование учащимися темы урока.
  3. » Работа в парах. Моделирование.
  4. Работа в парах. Игра «Соответствие
  1. Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).
  2. Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
  3. Создание условий для формулировки цели занятия  и постановки учебных задач. 
  4. Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

III Стадия «Осмысление»

  1. Физминутка. (Упражнение "»Русский лес»)
  2. Устная работа. Решение орфографических задач
  3. Выводы.
  4. Самостоятельная работа с текстом в группе.

  1. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
  2. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
  3. Построение учебного диалога с использованием изученных терминов. 
  4.  Осуществление проектной деятельности в паре.

IV Стадия «Рефлексия»

  1. Составление кластера по теме урока.
  2. «Лесенка знаний»
  1. Анализ и оценка успешности достижения цели.
  2. Выявление качества и уровня овладения знаниями. 
  3. Оценивание учащимися собственного знания и незнания, работы на уроке.

ХОД УРОКА

ЭТАП УРОКА

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

I Организационный этап (мотивация). (2 мин)

Вот  и солнышко с утра,

И в душе у нас весна!

Мы начнём урок с улыбок.

Выполним всё без ошибок

Ответ учащихся

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Личностные: формирование положительной мотивация к совместным действиям

II Стадия «Вызов» (Целеполагание)

Учитель создаёт ситуацию: звучит сонная музыка.

Уч:Снится мне сон.

Проверяю я тетради и вот в одной вижу запись:

Скаска  лож, да вней намёк. Добрым молатцам урок!

- Так зачем же мы с вами учим русский язык?

Скажите, чего не знает ученик, который это написал?

Дети назывют: КАК писать парные согласные? Как проверять безударные гласные и не знает , что в женском роде после шипящих пишется Ь.

Чтобы грамотно писать

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

II  Чистописание

  1. Проблема Формулирование учащимися темы и целей  урока. (1 мин)

Как правильно написать?

Кто автор этого изречения?  А.С. Пушкин) Слайд 2

Это всемирно  известный русский поэт.

Поэтому я вам предлагаю начать урок с чистописания, на котором будем писать заглавную  П  и соединения с ней.

- Какой звук обозначает буква П?

Дайте характеристику этому звуку.

Пишем П – 5 РАЗ, Пи, Пм,Пр по два раза

- Подчеркните грамматическую основу в этих предложениях.    Какими частями речи они выражены?

Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок!

- Что означают эти слова?

После письма:

 Назовите, какие соединения: нижнее, верхнее или среднее вы использовали?

- Запишите правильно высказывание А.С. Пушкина

Каждая сказка чему- то учит

Согласный, парный,глухой, бывает ТВ, бывает мягк

Пи – верхнее, Пм – нижнее, Пр - среднее

1 ч- к на доске запишет его

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ  ГЛАЗ

  1. Фронтальная работа. 

-Словарный диктант  «Любимый поэт»

По рядам

  1. Моделирование. (7  мин)

  1. ФИЗМИНУТКА
  2. А теперь, добро, пожаловать в лес

 Учитель: чтобы провести словарный диктант, мне нужны  помощники…

 диктует слова:

Мороз , солнце, чудесный день

Красавица,  друг, прелестный

А.С. Пушкин создавал не только сказки, но и замечательные стихотворения. Назовите

Стихотворения по действующим предметам:

Организует работу учащихся в паре.

Проводит фронтальную беседу.

1 ученик диктует слова: Мороз , солнце, чудесный день

Красавица,  друг, прелестный (объясняет  орфограммы)

«Зимнее утро», «Зимняя  дорога»

Познавательные: структурирование собственных знаний: умение отличать новое от уже известного

раскрывать значение понятий «главные члены предложения», части речи

и включать эти определения в активный словарь;

У вас на столах карточки с отрывками

1р: Марос и сонце: день чюдесный!

2р Пад галубыми нибисами, великолепными каврами., блестя на сонце снек лижыт.

3 р- Вечор, ты помнишь вюга злилас

Посмотрите внимательно и придумайте        

 задание

Добавляю : Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении и обозначьте части речи у подлежащего и сказуемого

ПРОВЕРКА

Организует самостоятельную работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь слабоуспевающим

Исправить ошибки

сущ

Мороз и солнце: день чудесный! (прил)

Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит.

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

Здравствуй, зимний русский лес,

Полный сказок и чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья шумят.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Не страшен ветвям снегопад!

В стороны руки, плавно помашем –

Это снежинки летят.

Вот так они тихо на ветки садятся…

А нас ждет работа опять.

Проводит физминутку

Выполняют упражнения.

Работа в   над местоимением- подлежащим

У какого ряда в предложении местоимением?

Какова роль  местоимения?

На доске текст:

   В воскресенье ... пришли в лес. В этот день солнце было яркое и веселое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно   … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.  

Задание списать текст и вставить нужные местоимения

Фронтальный опрос

Местоимение в данном предложении заменяет подлежащее

У детей карточки с тестом. У слабых детей на карточках, кроме теста ещё и список местоимений как подсказка Самостоятельно работают с текстом сначала на карточках.

Зачитывают получившиеся тексты.

Регулятивные: 

контроль и оценка процесса и результата деятельности.

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.Регулятивные: 

- выполнять действие  в соответствии с учебным заданием.

Проверка

Оказывает помощь слабоуспевающим учащимся.

Дети читают и определяют лицо местоимений

Познавательные: 

- разбирать предложения по членам, используя алгоритм;

- использовать приобретенные знания для составления связного текста.

Регулятивные: 

 - принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности;

 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью  и алгоритмом;

- определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с выработанными совместно с учителем критериями оценки;

-соотносить учебные действия с алгоритмом;

Коммуникативные: 

 - формулировать высказывание, используя термины и понятия в рамках учебного диалога и в проектной деятельности;

  - строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Получите конверт со словами - карточками.

- Составьте предложение. Запишите его в тетрадь.

- Выделите основу предложения, определите, какой частью речи выражено подлежащее.

I группа    Стоял зимний солнечный денёк.

II группа   Таня с Димой принесли зёрна в птичью кормушку.

III группа   Голодные воробьи и синички прилетели сразу.

IV группа   Они быстро набросились на еду.

Vгруппа    Пернатые радовались вкусному обеду.

VI группа   Они долго сидели на ветках и щебетали.

- Проверка.

- Прочитаем ещё раз  все предложения. Что получилось? (Текст)

 -Какова главная мысль текста? (Забота о птицах.)

- Как вы заботитесь о птицах зимой? (Рассказы детей)

-Молодцы! Я рада, что вы заботитесь о наших меньших братьях.

Проводит беседу.

Записывают  предложения в тетрадь.

  1. Вывод. (2 мин)

  • Какими частями речи могут быть выражены подлежащие?

Слайд №5.

Формулируют выводы.

Подлежащие- сущ, прилагат, местоим

Сказуемое -  

 - Если высказывание верное – хлопок, неверное – топаем ногами, сомневаетесь – сидите спокойно.

Слайд 6.

Проводит итоговую игру, выводя высказывания поочерёдно на экран.

Слайд №6.

Читают высказывания, хлопают в ладоши или топают ногами.

IV Стадия «Рефлексия»

1.

Поскольку все задания были связаны с зимой, оценим свои знания снежинками.

- Если вы справились со всеми заданиями,  поднимите белую снежинку.

- Если над этой темой вам надо ещё поработать,поднимите голубую снежинку.

-Если затруднялись при выполнении заданий, то – синюю.

Организует работу групп.

Работа в группах.

Составляют кластер по теме урока.

Вывешивают плакаты с кластерами на классную доску.

Познавательные: осознанно подводят итоги

Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли в устной форме.

 Регулятивные: 

учатся адекватно воспринимать оценку товарищей и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Технологическая карта урока русского языка " Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс

Данная  технологическая карта урока разработана по программе " Начальная школа 21 века". Это урок новых знаний....

Технологическая карта к уроку «Части речи»

Технологическая карта урока русского языка по технологии способа диалектического обучения...

Технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс

В материале представлена технологическая карта урока русского языка "Знаки препинания при однородных членах предложения" 3 класс к учебнику Иванова С.В., Евдокимовой А.О. Это урок №52....

Технологическая карта учебного занятия. Русский язык 3 класс. Однородные члены предложения

Представлена технологическая карта учебного занятия по требованиям аттестационной комиссии....

Технологическая карта урока по русскому языку "Независимые и зависимые члены предложения" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: совершенствование умения определять зависимые и независимые члены словосочетания.Задачи урокаДидактические:1) закрепление знаний, полученных о независимых и зависи...