Правописание глаголов в прошедшем времени.
методическая разработка по русскому языку

Володькина Лариса Викторовна

Методическая разработка конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока русского языка229.36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: закрепление и систематизация знаний обучающихся о глаголах в прошедшем времени; развитие умения правильного написания родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать признаки глаголов прошедшего времени;
  • знать алгоритм написание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
  • уметь определять глаголы прошедшего времени;
  • уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Личностные:

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • проводить самооценку своих действий, поступков;
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

Метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

психологический настрой, беседа

Практический метод:

запись даты с комментированием

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Сейчас сядут только те, у кого хорошее настроение. А теперь сядут те, кто успел позавтракать сегодня. И те, кто готов узнать что-то новое сегодня на уроке.

- Откройте свои тетради и запишите число. Кто знает, какое сегодня число?

- Как ты запишешь дату? Прокомментируй вслух запись сегодняшнего числа и месяца.

Приветствуют учителя и садятся.

Эмоционально настраиваются на работу.

- Двадцать третье апреля.

Записывают дату. Один ученик комментирует запись.

Р.:саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный метод:

беседа

Практический метод:

повторение теории

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

Словесный метод: 

учебный диалог

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

4-5

 мин

- Итак, ребята, посмотрите на слайд, уберите  буквы ,  которые обозначают глухие согласные звуки:

х        г        ч        л        ш        а        г        т        о        л

- Какое слово получилось?

-Верно, мы с вами отправляемся в страну царя Глагола и повторим всё, что знаем. Поможет нам в этом весь глагольный народ. Готовы?

- Посмотрите на слайд, ответим на вопросы жителей глагольной страны.

  • Что называется глаголом? Глагол – это…
  • Сколько времен у глаголов?
  • Как изменяются глаголы в будущем и настоящем времени?
  • Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
  • Проговорите еще раз, что такое спряжение? Спряжение – это…
  • Сколько спряжений в русском языке?
  • Как определить спряжение глагола с ударным окончанием?
  • Какие окончания имеют глаголы 1 спр? А глаголы 2 спряжения?  
  • Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
  • В каких случаях пишется суффикс –и-? А суффикс –е-?
  • Что такое возвратные глаголы?
  • По какому правилу пишутся –тся и

–ться в возвратных глаголах?

-Молодцы!

- Прочитайте  слова на слайде, чем они похожи? Докажите.

  • Красил     красила     красило     красили
  • Читал      читала        читало       читали
  • Играл        играла        играло        играли

-  Какую одинаковую часть слова  имеют  глаголы   в прошедшем  времени?                  

Выполняют задание

- Глагол

- Да

Отвечают на вопросы.

- Часть речи, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета.

- 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее

- По лицам и числам.

- Спряжением.

- Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

- Два спряжения: 1 и 2.

- По личному ударному окончанию.

- Поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на что он оканчивается. Если на –ить, то II спряжение, кроме слов-исключений. Все остальное – I спряжение.

- Возвратные глаголы - глаголы с суффиксом (постфиксом) –ся.

- Если в форме 3 лица, то Ь не пишется, в неопределенной и других формах пишется.

- Это глаголы, глаголы  в прошедшем времени.

- Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? и обозначают  действия, которые уже произошли.

- Суффикс –л-

Л.:самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

К.: аргументация своего мнения и позиции

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

ІІІ. Постановка учебной задачи

Наглядный метод: демонстрация слайдов

Словесный метод:

подводящий диалог

5 мин

- Предположите, о чем мы с вами сегодня будем говорить.

- Верно, сегодня на уроке, мы с Вами будем говорить о правописании глаголов в прошедшем времени.

- Поставьте  цели нашего урока.

- Молодцы.

- Будем говорить о глаголах в прошедшем времени и их написании.

Цели:  Вспомнить и повторить информацию о глаголах прошедшего времени и их признаках ;Узнать о правописание глаголов в прошедшем времени.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.:формулирование темы и цели урока.

ІV. Открытие нового знания

Словесный метод: 

учебный диалог

Практический метод: работа с правилом

Практический метод:

работа в парах

Наглядный метод:

работа с учебником

Словесный метод:

учебный диалог

Практический метод:

работа с комментированием

Языковой метод:

морфемный разбор

Словесный метод:

учебный диалог

10

мин

-Итак, откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 109. Прочитайте правило внизу страницы.

- Вспомните, по каким родам изменяются глаголы в прошедшем времени?

-  Проговорите его в парах по очереди. Отлично, молодцы.

-Посмотрите на таблицу окончаний глаголов в форме единственного числа прошедшего времени на странице 110.

- Сравните окончания в вопросах и в глаголах.

- В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Верно.

- Какие окончания имеют глаголы в мужском роде? А в женском? И в среднем? Молодцы.

- Выполним упражнение 232. Прочитайте задание. Отвечаем по поднятой руке. Записываем глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числа.

- Теперь обозначьте везде ударения. Запомните произношения глаголов в этих формах. Молодцы!

- Прочитайте правило внизу страницы 110.

- Давайте выполним морфемный разбор глагола «переплыло». …, выходи к доске, остальные в тетрадях.

-  Повторите еще раз правило про суффикс –л- хором. Отлично, молодцы.

Читают и вспоминают правило.

- Мужской, женский, средний род.

Выполняют задание.

- Единственном числе.

- В мужском нулевое окончание, в женском  -а-, в среднем –о-.

Выполняют задание.

Плыть - плыл, плыла, плыло, плыли.

Спать - спал, спала, спало, спали.

Начать – начал, начала, начало, начали.

Понять – понял, поняла, поняло, поняли.

Выполняют задание.

К.: построение речевого высказывания

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

высказывания

К.: аргументация своего мнения и позиции

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный метод:

обобщающий диалог

Практический метод:

запись с комментированием

Практический метод:

морфемный разбор

6 мин

- Выполним упражнение 233. Прочитайте задание. Спишите и скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Хорошо, укажите над этими словами часть речи.

- Выделите родовые окончания глаголов и подпишите род.

- Молодцы, какой разбор нам необходимо выполнить?

- Верно, выполним морфемный разбор слова загудело. …, выполняет у доски, остальные работают в тетрадях.

Выполняют задание.

- Выделенные слова – глаголы, т.к. обозначают действие предмета и отвечают на вопросы «что сделало? что делало?».

- Окончания –о-э, все глаголы в среднем роде.

- Морфемный.

К.: аргументация своего мнения и позиции

П.:применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К.: построение речевого высказывания

Динамическая пауза

1 мин

- А теперь поиграем. Встаем со своих мест. Я называю слова. Если это глагол мужского рода, то прыгаете 1 раз, женского – приседаете. И если средний, то хопаете.

Жило, была, шел, бегала, начало, молчал, держала, светило. Молодцы!

Выполняют задание

Р.: действовать с учетом выделенных ориентиров

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

Практический метод: выполнение упражнения

Языковой метод: морфемный разбор

Практический метод: 

взаимопроверка в парах

4  мин

- Ребята, а сейчас работаем самостоятельно упражнение 234. Прочитайте задние.

- Необходимо списать и вставить пропущенные буквы. Обязательно выделите пропущенные окончания глаголов и подпишите род.

- После этого найдите глаголы,  соответствующие схеме в учебнике и выделите в них значимые части.

- Давайте выполним взаимопроверку по эталону. Поменяйтесь работами с соседом по парте. И проверьте работы простым карандашом по слайду. Если нет ошибок, то поставьте «5». Если 1-2 ошибки – «4», а если больше 2, то минус.

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. Молодцы. Передайте мне тетради.

Выполняют упражнение.

Выделяют окончания и указывают род.

Находят слова, соответствующие схеме.

Выполняют взаимопроверку.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы

VII. Рефлексия деятельности

Словесный метод:

постановка вопросов,

формулирование

выводов, обобщений.

2 мин

Давайте проанализируем нашу работу.

Продолжите фразы на слайде:

  • Я твёрдо знаю, что…
  • Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы…
  • Мне понравилось….
  • У меня получилось….
  • Было тяжело….

- Молодцы! Дома Вам нужно будет выучить родовые окончания глаголов прошедшего времени. И выполнить упр. 236. Запишите задание в дневник. Урок окончен.

Подводят итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание глаголов в прошедшем времени"

Закреплять знания об особенностях глаголов; развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;развивать устную и письменную речь; закреплять навыки морфемного, синтаксич...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе, на тему "Правописание глаголов в прошедшем времени".

Урок патриотического воспитания на уроке русского языка в 4 классе. Методическая разработка....

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Технологическая карта урока Русский язык 4 класс УМК «Школа России»  Учебник: В.П. Канакиной, М. «Просвещение», 2014г. Тема.  Правописание глаголов в прошедшем времени.  Цель деятельнос...

Правописание глаголов в прошедшем времени

Правописание глаголов в прошедшем времени...

Карточка по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени"

Карточка содержит учебно -методический материал по теме  "Правописание глаголов прошедшего времени"....