Урок в 1 классе по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Федяева Любовь Михайловна

Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В 1 фазе ведущей является фронтальная оргформа, а работа в паре используется для повторения ранее пройденного материала, как вспомогательная для  «включения» мышления, как можно большего количества детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федяева Любовь Михайловна учитель начальных классов

Урок в 1 классе по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши».

Цели урока:

 -уточнить представление учащихся о звуках [ж], [ш], и развивать умения писать слова с сочетаниями жи-ши.

-  развивать устную речь и письменную речь;

-  воспитывать интерес к урокам письма;

Задачи: - отрабатывать навыки осознанного чтения;

               -совершенствовать навык написания букв и соединений;

               -развивать речь, внимание, мышление, память;  

     

 Урок строится на сочетании трех организационных форм обучения. В 1 фазе ведущей является фронтальная оргформа, а работа в паре используется для повторения ранее пройденного материала, как вспомогательная для  «включения» мышления, как можно большего количества детей.

Этапы урока

Орг.

фор

ма

Содержание

Микроумения

1.

Органи

зацион

ный

момент                       

ф

- Дыхательная гимнастика

 Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книги, ручки и тетрадки?

настраиваться на урок, концентриро

вать внимание

2.

Повторе

ние пройден

ного

3.

Работа в парах

Ф

П

 Вот теперь вы все готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолевать все трудности, которые приготовила для вас наша гостья. А кто она узнаете, если отгадаете загадку.

Всю ночь летает

  Мышей добывает,

                                     А станет светло

     Спать ляжет в дупло

 (сова)

Совушка- мудрая головушка приготовила вам задание.

Возьмите карточки белого цвета, прочитайте задание с напарником и выполните.

(задание проговаривается вслух)

вникать в суть услышанного и давать ответ;

определять гласные буквы, распределять на группы согласные буквы;

Задание: вычеркнуть все гласные буквы.

    а, у, щ, и, ж, ы, э, ш, о, е, у, ч, ю, я

Проверка

Ф

Какие буквы вы не зачеркнули? (щ, ж, ш, ч,)

Какие звуки они обозначают?

- На какие группы их можно разделить?

(Всегда твердые согласные ж, ш  и всегда мягкие согласные ч, щ)

Какая гласная дружит с твердыми шипящими? (и)

4.

Чистописание

Ф +И

                                 Я тетрадочку открою

 И с наклоном положу.

         Я, от, вас, друзья не скрою.

  Ручку я вот так держу.

                                 Сяду прямо не согнусь.

                                 За работу я возьмусь.

Откройте тетради, запишите дату 9 февраля.

- Назовите еще раз шипящие согласные твердые?  (ж и ш)

-Пропишите цепочку из сочетаний букв.

жи жи жи жи жи ши ши ши ши ши ши ши

самостоятельно писать по образцу; формулировать ответ на поставленный вопрос;

5.

Звуко буквен ный анализ

Ф

 -Назовите первый звук в сочетании жи? (ж)

 -Дайте характеристику звуку.

( Согласный, твердый, шипящий)

-Назовите первый звук в сочетании ши?

Дайте характеристику звуку.

(Согласный, твердый, шипящий)

Эти согласные всегда твердые после них слышится гласный звук [ы], но писать надо сочетания с буквой и.

-Почему?

(Дети вспоминают сказку и дают ответ)

6.

Физминутка

   

Ф

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни,

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки

Чок-чок-чок

Скачет резвый табунок

Разгадыва

ние кроссвор

да

         

       

П

Ф

Совушка предлагает вам разгадать кроссворд.

(На столах карточки с кроссвордами двух видов)

Концентрировать внимание;

читать с пониманием;

находить ответ согласно вопросу;

Задание: разгадать кроссворд, записать слова.

               

1) К розе не подпускают,

    От всех ее защищают.

2) В щели глядятся

     вылезти боятся

1) Две курносые подружки

    Не отстали друг от дружки

    Обе ленты на снегу оставляют на бегу

2) Ходят с края на край,

    Режут черный каравай

-Проверка

Зачитайте полученные слова. Какие сочетания встретились в словах? ( Жи - ши_)

Сообще

ние темы и цели урока

И+П

П

На какое правило, мы будем писать слова? Кто догадался?

Молодцы! Сегодня на уроке мы будем писать слова с сочетаниями жи-ши и запоминать правило.

Давайте проговорим правило хором.

ЖИ и ШИ с буквой и всегда пиши.

(на доске выставляется сочетания)

Проговорите правило в парах.

(спрашивается несколько пар)

воспроизводить содержание текста

Физминутка

Зайка беленький сидит и ушами шевелит

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать

Зайка что-то услыхал

Зайка прыг и убежал.

Закрепление

Игра «Что измени

лось?»

Ф

Внимание на доску. (на доске записаны 2 ряда столбиков слов)

Лужа                    Лужи

камыш                  камыши

уж                         ужи

еж                         ежик

мышь                  мышки

Сравните пары слов. Чем они отличаются?

(В одних словах есть сочетания, а в других нет)

-Назовите слова, в которых есть сочетания жи-ши.

Догадайтесь- ка ребята, отчего ужи, ежи, ерши рассмеялись от души.

сравнивать, делать выводы;

Работа в парах

П

Ф

Задание: исправьте ошибки. Запишите слова, подчеркните  

                подчеркните сочетания в словах. (весь алгоритм

                 проговаривается)      

  Ежы, ершы, лужы, стрижы

Проверка.

исправлять написание неверных орфограмм, доказывать;

Физминутка

На болоте 2 лягушки

Две знакомые квакушки

Утром рано умывались

Полотенцем вытирались

Ножками топали

Ручками хлопали

Вот здоровье в чем секрет

Всем физкульт привет!

переключаться с одной деятельности на другую;

Ф

В лесу, где живет наша сова, есть волшебное озеро, там живут звери, птицы, рыбы, растут растения, в названиях которых мы встретим правило на правописание гласных после шипящих.

-Ребята, какое правило, мы повторяем сегодня?

(ЖИ и ШИ пиши с гласной и.)

концентри

ровать внимание, слушать

Взаимот

ренаж

П

Ф

На столе лежат карточки.

Задание: продиктуйте слова своему товарищу.

  1вариант                          2 вариант

    Ежи   (и)                              ландыши (и)   

    мыши  (и)                           ерши (и)

    ужи   (и)                             камыши  (и)

-Проверка

Все справились с заданием?

Кто в паре затруднился?

диктовать с нормами произношения, отслеживать запись слов напарника;

Физминутка

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише тише тише

Деревцо все выше выше выше

 Работа с предло

жением.

   

П+И

Ф

Ребята, посмотрите, что случилось. Ветер перепутал нам все слова в предложении. Давайте составим предложение из этих слов.

(Составляют предложение из разрезных карточек в паре, а один ученик у доски работает)

У Маши жил пушистый кот Васька.

Прочитайте предложение в парах. Давайте запишем наше предложение. Но прежде вспомним, как будем записывать.

(Первое слово пишем с большой буквы – это начало предложения. Маша-имя девочки, Васька-кличка животного. Слова пишем отдельно. В конце  предложения ставим точку.)

Давайте подчеркнем орфограммы в предложении. (Комментирует ученик)

составлять предложение; оформлять предложение на письме;

выделять орфограммы

Игра

«Кто самый внимательный»

И

Совушка приготовила вам игру  «Кто самый внимательный». Я буду называть слова, если в них слышится сочетания жи или ши хлопайте в ладоши.

(учитель показывает молча картинки)

Чайник, рыжики, жираф, зайчата, ножи, кружились, сушить.

концентриро

вать внимание при слушании

И

П

Молодцы все справились с заданием! Возьмите кусочки пластилина и вылепите сочетания из букв. 1 вариант лепит сочетания из букв жи, 2 вариант лепит сочетания из букв ши.

Положите рядом вылепленные сочетания из букв. Давайте еще раз повторим правило в парах.

Проверка.  

Рефлексия

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Итог урока

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились. Все были дружными на уроке, активно работали и все заслуживаете поощрения. Совушка приготовила вам маленький сюрприз.

(на столах конверты, вложены картинка ежика с шишкой)

Ребята, почему ежик и шишка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме :"Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу."

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Обобщающий урок русского языка на тему: "Правописание слов с сочетаниями"

данный урок предназначен для закрепления навыков письма слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"  Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло...

Урок русского языка во 2-м классе на тему "Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цели:1.     Создать  условия для закрепления правила  правописания  сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических зад...

Урок русского языка по теме: "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-"

Урок русского языка по теме:Правописание слов с сочетаниями ЖИ-,ШИ-...