Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ситдыкова Гузалия Ришатовна

Открытый урок по теме "Синонимы" УМК Школа России, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Синонимы

-Еще раз здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к началу урока. На партах у вас должны лежать учебники русского языка, тетрадь, пенал и дневник.

- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме. Напоминаю Вам, что мы сидим ровно, спинки прямые, тетради лежат на парте под наклоном и смотрят в сторону окошка.

-Прошу вас оформить запись начала урока. Отступаем две строки после вашей последней работы и записываем сегодняшнее число - 3 октября. Классная работа.

- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями.

- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

- Перед работой разогреем пальчики. Сидим на своих местах. Вытянули ручки вперед и повторяем за мной.

                                                  Пальчиковая разминка

                                                  Раз, два, три, четыре, пять,

                                                  Вышли пальчики гулять.

                                                  Будет все у нас в порядке,

                                                  Если делаешь зарядку

Начнем мы наш урок с минутки чистописания.  Сели ровно, спинки прямо, тетрадь лежит на парте под наклоном. Начинаем писать чуть ниже середины широкой строки. Ведем прямую линию вниз, далее делаем петлю, после этого пересекаемся с прямой линией на верхней линии рабочей строки, линия петли плавно переходит в полуовал. Затем делаем шапочку буквы.  

Возьмите в руки красный карандаш и выберите самую красивую букву в вашем ряду. Напоминаю, если ваша самая красивая буква в начале, это значит, что вы в самом начале старались, а в конце уже расслабились. А если ваша самая красивая буква в конце строки, то значит вы включились в работу и ваша рука уже привыкла к письму.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Что за предложение написано на доске? (Это пословица.) Что эта пословица обозначает? (То, что для того, чтобы получить какие-нибудь знания, нужно проявить трудолюбие)

Правильно, я надеюсь, что у вас сегодня все получится и вы сможете поймать свою рыбку на нашем уроке.

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3) (СЛАЙД)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в теплые страны.

Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в тёплые страны.) (СЛАЙД)

Верно, давайте спишем данные предложения в тетрадь.

Молодцы, Найдем в первом предложении подлежащее и сказуемое. . (1 ученик выделяет основу) (СЛАЙД) Итак, главное слово в предложении, о ком или о чем говорится в предложении? (Об осени) Верно, значит какое у нас подлежащее? (Осень). Как подчеркивается подлежащее? (Одной чертой). Верно. Возьмем в руки простой карандаш и линейку и подчеркнем подлежащее.

Давайте вместе найдем сказуемое. Сказуемое – это действие. Какое у нас действие в первом предложении? (пришла). Верно, как подчеркивается сказуемое? (двумя чертами) Возьмем в руки простые карандаши и линейку и подчеркнем сказуемое.

Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила, настала, началась). (СЛАЙД) Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

А кто знает, как называются эти слова? (Дети предлагают разные варианты.)

Ребята, а почему все называют разные ответы? (Потому что мы не знаем, как называются эти слова.)

Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся? (Дети: со словами с близким значением.)

5. Тема урока.

Да, ребята, слова, которые пишутся по-разному, но обозначают одно и то же, называются синонимами. Вот какое новое слово мы с вами изучили. Давайте его запишем и постараемся запомнить, потому что в дальнейшем, мы будем изучать похожие слова, чтобы вы не путались. Они же являются главным предметом нашего исследования.

Вот чему мы должны будем научиться:

  • Узнаем, что такое синонимы.
  • Будем их сравнивать, подбирать.
  • Будем учиться использовать их в речи. (СЛАЙД)

- Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах. В этом нам поможет учебник. Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что такое синонимы.  (ЧИТАЕТ ПРАВИЛО)

- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

- Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.

Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу. (СЛАЙД)

А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором?

 

Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

- Кто готов, поднимите руку.

-Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?

- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

7. -Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)

(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)

8Физминутка.

Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все. (видеофизминутка)

9. Закрепление изученного.

1.- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

- Какую роль играют синонимы в речи? (Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)

Теперь я попрошу вас посмотреть на слайд. Там написаны слова. Подберите к каждому слову синоним.  (СЛАЙДЫ)

А теперь давайте мы с вами проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему урока.

Сейчас я прошу вас взять карточку №1. Это задание необходимо выполнить в паре. Один человек в паре придумывает синоним, другой человек записывает.

 

Карточка № 1

Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:

Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.

Крошечный  - ____________________

Огромные - _____________________

Прохладный - _____________________

Оглушительный - ________________

Проверка написанного по слайду.

А теперь возьмите в руки карточку № 2.  Для того, чтобы узнать, как правильно подобрать синоним к слову, нам может помочь словарь синонимов. У вас он есть в учебнике на странице 141.

Открываем страницу 141 в учебнике.

Карточка № 2.  Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов:

Мокрый – ___________

Луна – _________

Лгать – _________

Зелёный – __________

Ветер - _____________

Самопроверка.

Карточка № 3.

1.Найди пары синонимов. Соедини их стрелками

приятель                                       воин

солдат                                           друг

шагать                                           горе

красный                                       идти

печаль                                          труд

работа                                           алый

Проверка на интерактивной доске. Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте

!,кто ошибся один или два раза +, кто больше -

ЕСЛИ ОСТАЕТСЯ ВРЕМЯ РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

11. Домашнее задание:

-Про что мы говорили сегодня? С. 54 Упр. 70

-Что такое синонимы?

-Если ты не знаешь, какой синоним нужно написать, где ты можешь посмотреть его написание ?

12. Рефлексия.

- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями и я надеюсь, что у вас получилось поймать свою рыбку!

- Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами.

Красная рыбка  – вам все удавалось на уроке!

Жёлтая рыбка – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубая рыбка  – если у вас не все получилось…

13. Оценивание.

14. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Разнородные синонимы"

Дополнительный материал к урокам русского языка или внеклассным мероприятиям по предмету по теме "Род имён существительных"....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с синонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...