Подробное изложение "Кошкин выкормыш"
план-конспект урока по русскому языку

Беляева Виктория Андреевна

Подробное изложение "Кошкин выкормыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrobnoe_izlozhenie._koshkin_vykormysh.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Подробное изложение. «Кошкин выкормыш».

Цель: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавить текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Предметные задачи: развитие умения писать изложение, раскрывать тему и основную мысль текста, развитие орфографической зоркости.

Метапредметные задачи: формирование у детей умения закреплять в памяти содержание текста во всех его деталях.

Личностные задачи: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки с напечатанным текстом, интерактивная доска, портрет Скребицкого в электронном виде.

I. Вводная беседа.

Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадки.

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт.

(Кошка)

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час на ним гонялся…

(Заяц)

II. Знакомство с текстом.

Учитель читает вслух, а класс «следит глазами» за читаемым текстом.

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У нее было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на ее молоке. Они очень подружились я даже спали всегда вместе.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приемыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на нее и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц, итак, барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и ее выкормыша - зайца.

(По В. Бианки.)

III. Содержательно-композиционный анализ текста.

Определите тему текста. (кошка и зайчонок)

Какова основная мысль текста? (кошка вырастила зайца как собственного детеныша)

Прочитайте заголовок. Почему текст так называется?

Можем ли мы подобрать какое-нибудь другое название? (мама-кошка и т.д.)

К какому типу относится данный текст? (текст-повествование)

В какое время года началась история кошки и зайца? (весной, когда у кошки отобрали котят и ребята дали ей зайчонка)

Почему кошка выкормила зайчонка? (у нее было много молока и не было котят, чтобы использовать его)

Что делает заяц, когда во двор забегают собаки? (барабанит по ним лапами)

IV. Составление плана изложения.

На сколько частей можно разделить текст? (на 4 части)

Прочитайте первую часть текста (чтение вслух). 

О ком говорится в первой части? Что произошло с кошкой? Как мы можем озаглавить первую часть? (беда кошки).

Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (выкормыш\зайчонок и кошка)

Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (дружба кошки и зайца)

Прочитайте про себя четвертую часть. Каким вырос зайчонок? Как вы думаете, почему он нападал на собак? Как мы озаглавим эту часть? (гроза собак\ заяц и собаки)

Сколько микротем мы выделили? Сколько пунктов будет в нашем плане? (четыре)

План:

1. Беда кошки.

2. Зайчонок и кошка.

3. Дружба кошки и зайца.

4. Гроза собак.

Запишите план в тетрадь

V. Языковой анализ текста.

С чего начинается первый абзац? (у кошки забрали её котят)

Почему автор употребил именно слово «отобрали»? Как это слово можно заменить? (забрали)

Почему автор называет зайчонка приемышем, выкормышем? (он был не родным детенышем кошки, вырос на её молоке)

Что автор подразумевает под словом «барабанит»? (бьет)

Зачем автор употребляет в тексте «шерсть клочьями летит»? (для того, чтобы показать, насколько сильно бил заяц собак своими лапами)

VI. Орфографическая подготовка.

  1. Подберите к слову яростно синонимы.
  2. Найдите в тексте слова с орфограммой ЖИ и ЩА (забежит, подложили, подружились.)
  3. Правильно произнесите местоимения и объясните их правописание (Их у нее отняли, подложили его кошке, у нее было очень много молока, вырос на ее молоке, забежит к нам, бросается на нее, следом за ней, ее выкормыша - зайца.)
  4. Объясните написание знаков препинания в предложениях

У нашей кошки весной родились котята, но их у нее отняли.

Смешнее всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками.

А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит.

Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает.

  1. Найдите в тексте слова с разделительным Ь и Ъ знаками. (родились, день, маленького, кормить, подружились, драться, шерсть, клочьями.)
  2. Объясните написание пропущенных гласных в словах:

р_дились

п_ймали

за_ц

с_бака

бр_сается

п_дб_гает

б_р_б_нит

з_б_жит

п_дл_жили

м_л_ком

б_ятся

к_рмить

п_друж_лись

л_тит

VII. Физкультминутка.

Зайки серые сидят, (присели.)

Ушки длинные торчат. (показываем руками ушки.)

Вот наши ушки, ушки на макушке.

Вот бежит лисичка, (бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь, прячьтесь, (присели.)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки. (прыжки на месте.)

Вот такие зайки, зайки-попрыгайки.

VIII. Повторное чтение текста учителем.

IX. Написание изложение, редактирование.

IX. Рефлексия.

Что мы делали сегодня на уроке?

Понравился ли вам текст, с которым мы работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение "Кошкин выкормыш"

Презентация к обучающему изложению "Кошкин выкормыш"...

Изложение "Кошкин выкормыш"

Изложение "Кошкин выкормыш" 3 класс...

3 класс изложение "Кошкин выкормыш"

задания к изложению для учащихся 3 класса...

Конспект урока "Изложение Кошкин выкормыш" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие представление о связи между предложениями; умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану.Планируемые результаты: Предметные:- уметь писать ...

Конспект урока по русскому языку, тема: обучающее изложение по рассказу «Кошкин выкормыш» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование правильного восприятия текста и умения передавать его содержания в соответствии с планом.Планируемые результаты:Предметные: Знать определение «изложение&r...

Ознакомление с особенностями текста. Обучающее изложение “Кошкин выкормыш”

Закрепление умения писать изложение по плану; оформлять предложения по законам письменной речи; объяснять и применять на письме изученные орфограммы; формировать информационную культуру обучающихся....