Урок русского языка 3 класс, Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Попова Елен Алекс

Тема "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол

Цель урока:

  • обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»

Задачи:    

  • Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное», закрепить навыки правописания прилагательных.
  • Развивать память, мышление  учащихся при выполнении различных заданий.
  • Воспитывать в учащихся самостоятельность, инициативность, интерес к урокам русского языка.

Тип урока: изучение

Оборудование: интерактивная доска, карточки для выполнения заданий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Урок начинается с музыкального сопровождения – звучит песня

«Утро школьное, здравствуй!»)

Опять, опять привычные заботы

Нас приводят в шумный класс.

А кто-то где-то строит звездолёты

И чертит карты звёздные для нас.

Класс весёлый мой, здравствуй!

День школьный, здравствуй!

Неоглядные дали

Открываешь для нас ты!

Ребята,  ещё один  школьный деньоткрывает для вас свои двери. И отправиться  мы должны  с хорошим настроением.

- Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!

С этим хорошим настроением мы и начинаем наш сегодняшний урок. Послушайте.

II. Минутка чистописания. Актуализация знаний.

Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского "Март".

Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

- Почему  же  у нас хорошее настроение? (наступила весна)

- Назовите первый звук? ([в,])

-Дайте характеристику звуку. (Согласный,  парныймягкий,  парный звонкий, на  письме обозначается буквой "вэ").

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Посмотрите на буквы,  

-Как они называются? (гласные)

-Что обозначают? (мягкость согласного звука)

- Назовите, какие гласные буквы обозначают не только один, но  и два звука? (е,ё,ю,я)

-В каких случаях они обозначают два звука? В каких один?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Красиво в тетради запишите соединениягласных  букв с буквой  «В»

Ви ВеВёВюВявивевёвювя

- Посмотрите на запись и подчеркните самые правильно написанные на ваш взгляд соединения  букв.

III. Определение темы и целей урока.

Да, весна - замечательное и прекрасное время года.

В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Греет яркое солнышко, распускаются первоцветы.

Хотите увидеть картину весенней природы?  Тогда давайте поможем одному начинающему художнику.Он прислал в нашу школу электронное письмо.

Уважаемые третьеклассники!

Пишет вам художник. По  содержанию текста  я должен нарисовать картину, но из текста  пропали  слова. Помогите восстановить их.

Дополните предложения, подходящими по смыслу словами, запишите эти слова.

Учитель называет предложение, показывает картинку, прикрепляет на доску, моделирует картину.

Работа в карточках

На каточках записан текст, вставить пропущенные слова.

  Мы отправились в лес.        

Там уже хозяйничает весна.        

На небе   ...         солнце.светит

У леса ….  ручей. журчит

                                               … молодая травка. зеленеет

На деревьях ……  почки. набухли

  …….первые весенние цветы. расцвели

Как прекрасен лес весной!  

- Ребята, в помощь вам я приготовила слова для справок,  вы можете использовать их для  восстановления текста.

-  Проверим,что  у нас получилось. Будем читать текст  и рисовать  картину.

-  Посмотрите, действительно, прекрасная   картина у нас получилась. Мы оправим художнику нашу картину, я думаю, он будет рад. Вы ему очень помогли, а мы  продолжаем работать.

- Ребята, как называются  слова, которые вы вставили в тест?

- Определите тему урока. (Глагол)

- Запишите тему урока в тетрадь.

Прочитайте на стр. 99, что вы  в 3 классе узнаете о глаголе. ( Распознавать глаголы, определять время, число и род глаголов в прошедшем времени, изменять глаголы по временам и числам, определять роль глаголов в тексте, грамотно писать не с глаголами, разбирать глагол как часть речи)

- Просмотрите материал  урока на стр. 112. Какие бы цели вы поставили к сегодняшнему уроку?

 (Будем учиться задавать вопросы к глаголам, записывать глаголы  по группам, определять время.)

- А еще на уроке вы познакомитесь с начальной формой глагола.

- Что вы знаете о данной части речи?

- Я говорю утверждение, если согласны, поднимите красный цветок, если не согласны, то жёлтый.

  • Имена прилагательные отвечают на вопросы  что делать?  что сделать? что делает? что сделает?  что сделал? Что будет делать и другие подобные вопросы(красный)
  • Имена прилагательные называют признакипредметов.(жёлтый)
  • В предложении  глаголы чаще всего  являются подлежащим.(жёлтый)
  • Глаголы оживляют нашу речь, делая её понятней.(красный)

Девочка читает стихотворение

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду — всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.

Глагол  предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.

Физминутка

- Ребята, деятельные глаголы предлагают  поиграть.. Встали. Я показываю предметы. А вы их действия.

5. Новая тема.

- Работатьс трудолюбивыми глаголами которые называют действия предметов, делая речь понятней и узнавать про них новые сведения, мы продолжим в учебнике.  Отройте учебники на стр. 111, упр. 195. Прочитайте текст. Найдите в тексте глаголы.

- Прочитайте предложения, в которых глаголы обозначают действия предметов, происходящие сейчас, в момент речи, т.е. в настоящее  время.

- Поставьте к ним вопросы.

- Прочитайте предложения, в которых глаголы  обозначают действия предметов, которые  произошли  до  момента речи,  вчера, т.е. в прошлом времени

- Поставьте к ним вопросы.

- Прочитайте предложения, в которых глаголы  обозначают действия предметов, которые  ещё не произошли, но произойдут скоро,  завтра или послезавтра, т.е. в будущем

- Поставьте к ним вопросы.

5. Прочитайте рубрику 'Тайны русского языка" стр. 112

- В форме какого времени глаголы, если их действие совершается сейчас, в момент речи.

- На какие вопросы отвечают?

- Назовите время глаголов, если они называют действие, которое  совершается после момента речи.

- На какие вопросы отвечают?

- Какое временная форма глагола, если он называет действе, которое  совершится после момента речи?

- На какие вопросы отвечают?

-От чего же зависит время глагола? (от времени действия предметов по отношению к речи)

5.Закрепление.

- Учимся определять время глаголов. Что надо делать чтобы определить время глаголов.

-  Обратимся   к тексту, с которым мы работали в начале урока.Назовите глаголы настоящего времени. (поставьте вопрос) Прошедшего(поставьте вопрос). Будущего (поставьте вопрос)

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,

Вот уж снег последний в поле тает.
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

7. Итог

- Подведём итог, продолжим нашу игру, начатую в начале урока «Согласны – не согласны». Напомню, если я говорю утверждение, вы согласны, поднимите красный цветок, если не согласны, то жёлтый.

  • Глаголы изменяются по временам. (красный)
  • Глаголы могут иметь форму настоящего, прошедшего и будущего  времени.(красный)
  • Если глагол обозначает действие предмета, которое происходит в момент речи, употребляется в форме прошедшего времени (жёлтый) (Нет, настоящее время)

  • Вспомните на какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего времени.

  • Если глагол обозначает действие предмета, которое  произойдет после момента речи, употребляется в форме настоящего времени (жёлтый) (Нет, будущее время)

  • Вспомните на какие вопросы отвечают глаголы в форме будущего времени.

  • Если глагол обозначает действие предмета, которое происходит после момента  речи, употребляется в форме прошедшего времени (красный)

  • Вспомните на какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего  времени.

8. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу, мы много нового узнали на уроке, повторили  изученное и я хочу  выяснить,   насколько комфортно вам было на уроке.  С таким же хорошим настроением вы уходите с урока, с каким пришли на него.

Наш берёзовый лес заскучал, давайте оживим картину.

Я испытывал затруднения, материал для меня оказался слишком трудным.  (синий цветок).

Я немного не понял, поэтому мне нужна  помощь.(жёлтый цветок).

Я  доволен собой, у меня все получается.( красный цветок).

9. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Презентация к уроку русского языка (УМК "Школы России") 3 класс "Изложение после зрительного восприятия текста"

Презентация составлена к уроку русского языка в 3 классе УМК "Школы России" по тексту упражнения 88 части 1 учебника....