План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными именами прилагательными.

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; наблюдать за значением качественных прилагательных и особенностями их словообразования; знакомиться с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_5.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными именами прилагательными.

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; наблюдать за значением качественных прилагательных и особенностями их словообразования; знакомиться с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

2-3 мин.

1)Проверка готовности учащихся к уроку.

- Звенит, заливается школьный звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение!

Дружно за руки возьмёмся  

И друг другу улыбнёмся!

Мы умны, бодры, здоровы,

И к работе мы готовы!  (Слайд 1)

Садитесь! У вас на партах лежат три значка: солнышко, солнышко с тучкой, тучка. Покажите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.  

2)Речевая разминка:

Проводится в виде диалога: учитель спрашивает, дети хором отвечают.

Учитель:

Дети:

Кто будет разговаривать?

Кто будет выговаривать?

Все правильно и внятно?

Чтоб было всем понятно?

Мы будем разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно!

Чтоб было всем понятно!

3)Подготовка руки к письму и повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»):

а) упражнения для кистей рук;

б) массаж пальцев.

2. Проверка дом. зад.

5 мин.

-Какое задание вы выполняли дома? (Упражнение 3 на стр. 112)

- Что вам необходимо было сделать? (Списать предложения, вставляя вместо пропусков качественные прилагательные.)

- Давайте проверим. (Учащиеся зачитывают получившиеся предложения.)

Башни Кремля ниже, а Останкинская выше. Москва-река уже, а Волга шире. Онежское озеро мельче, а Байкал глубже.

- Какой вывод можно сделать из этого упражнения? (Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.) (Слайд 3)

Фронтальный опрос.

3.Каллиграфическая работа

5 мин.

1. Работа с загадкой.

- «ОблакО», «Очки», «Оса»,

«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...

Знают дети все давно,

Что с баранкой схожа... (О)  (Слайд 4)

2. Выполнение учебных действий в тетрадях:

Оо Оо Оо

он оп ор (Слайд 5)

- Спишите обе строки, пользуясь первым правилом чистописания.

3. Работа с пословицей (Слайд 6).

Одёжа хороша новая, а друг – старый.

- Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

- Красиво и аккуратно спишите пословицу в тетрадь.

- Подчеркните в пословице имена прилагательные.

Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания.

4.Определение и формулирование темы урока

3 мин.

Беседа.

- Прочитайте слова на презентации.

(Слайд 7)

Маленький, острый, высокий, умный, девочка, милый, сладкий, глубокий, золотой, остров, вольный, быстрый, весёлый, корабль, хороший.

- Какие слова лишние? (остров, девочка, корабль)

- Почему? (Это имена прилагательные)

- А что это за оставшиеся слова? (качественные имена прилагательные)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? («Качественные имена прилагательные») (Слайд 8)

-Откройте учебник на стр. 112. Посмотрите на материалы заданий и сформулируйте задачи урока по опорным словам (Слайд 9):

Мы узнаем…

Мы повторим…

Мы научимся…

Фронтальный опрос. Беседа

 

5.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

1. Работа по учебнику и по презентации.

Рубрика «Давай подумаем». (Слайд 10)

-Костя сказал, что прилагательное железный – качественное, потому что железо прочнее дерева, стекла. Прилагательное медвежий – тоже качественное, так как медведь сильнее лисы и волка. Прав ли Костя? (Нет, не прав. Мы не можем сказать железнее или железнейший. Качественные прилагательные называют такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени.)

- Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

- Как называются слова с таким же значением? (синонимы)

На слайде открываются определения понятий «Синонимы», «Антонимы». (Слайд 11)

СИНОНИМЫ – слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению: смелый, храбрый.

АНТОНИМЫ – это слова одной и той же части речи с противоположным значением: большой – маленький. 

- Как вы думаете, к качественным прилагательным можно подобрать синонимы иди антонимы? (ответы детей)

- Давайте попробуем.

- Упражнение 1 на стр. 113. Прочитайте стихотворение, выпишите парами антонимы.

Маленький – большой

Толстый – худой

Низкий – высокий

Узкий – широкий

(Проверка на Слайде 12)

- Являются ли те имена прилагательные, к которым можно побрать антонимы качественными? (Да, являются, эти прилагательные можно проявить в большей или меньшей степени)

Рубрика «Обрати внимание!».

(Слайд 13)

К качественным прилагательным можно подобрать антонимы: короткий – длинный, холодный – горячий.

Слайд 14:

- Сравните между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

  1. Большой, огромный, громадный, гигантский.
  2. Маленький, малюсенький, крошечный.
  3. Крутой, обрывистый, отвесный.

- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

- Данные прилагательные являются качественными? (Являются)

- Какой вывод можно сделать? Слайд 15:

К качественным прилагательным можно подобрать синонимы: трусливый, боязливый, несмелый.

2. Работа над проектом «Имена прилагательные в антонимах и синонимах».

-Давайте теперь подведем итог всему изученному – поработаем над проектом «Имена прилагательные в антонимах и синонимах».

(Учитель раздает каждой группе пустые ватманы и разрезанные листочки с материалами урока, дети приклеивают их на ватман. Затем учащиеся сравнивают свои получившиеся мини-плакаты, ищут ошибки, группа, которая лучше всех справилась с заданием защищает свой проект.)

Проект:

Имена прилагательные в антонимах и синонимах

Имя прилага́тельное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «како́й», «кака́я», «какое», «каки́е», «чей». Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму.

АНТОНИМЫ

СИНОНИМЫ

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением

Синонимы – слова, различные по звучанию, но совпадающие по значению

Жадный – щедрый

Бессмертный –временный

Маленький –большой

Толстый – худой

Смелый – храбрый

Бездушный -чёрствый

Глупый – неумный

Большой – огромный

3. Физкультминутка.

Физкультминутка на Слайде 16.

Фронтальный опрос

Практическая работа

Самопроверка

Работа в группах, проектная работа

 

6.Первичное закрепление новых знаний.

5 мин.

Самостоятельная работа.

-Упражнение 2 на стр. 114. Запишите имена прилагательные в два столбика: в первый – качественные, во второй – все остальные.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание  по презентации

(Слайд 17)

Самостоятельная работа.  

Взаимопроверка

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

- В учебнике на стр. 114 упр. 3.  Прочитайте стихотворение. Выпишите качественные имена прилагательные.

Домашнее задание высвечивается на Слайде 18

8.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

- Что такое синонимы и антонимы?

- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

- Какие прилагательные можно назвать качественными?

- У вас на партах лежат три значка: солнышко, солнышко с тучкой, тучка. Покажите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.

Фронтальный опрос

9.Итог урока

1) Оценка работы класса.

2) Оценивание работы отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных

Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века  Тема: «Склонение имен существительных...

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повт...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...