«Мягкий знак – показатель мягкости».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок русского языка (письмо), УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_1_klass.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык (письмо) в 1 классе.

УМК: «Школа России». 

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Цели:

  1. Создать условия для знакомства с написанием буквы «мягкий знак»; для формирования умения писать букву каллиграфически правильно; писать слова с   этой буквой; для знакомства с особенностью этой буквы и её ролью в  словах.
  2. Развивать умение сравнивать слова с твёрдыми и мягкими согласными; обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные - усвоение графического образа буквы ь, сформированность умения воспроизводить его каллиграфически правильно, получено представление о роли буквы ь, как показателя мягкости.

Метапредметные

Познавательные

1. Общеучебные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2. Логические:

- анализ объекта;

- сравнение объекта;

- доказательство.

Коммуникативные

- Построение речевого  высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные

- Контроль.

- Оценка.

- Коррекция.

- Волевая саморегуляция.

Личностные

- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, пропись.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

I. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Сегодня, у нас необычный урок.

Урок-путешествие.              1 слайд

Нас ждет автобус.                2 слайд

Настраиваются на урок.

1 мин.

II.

Актуализация знаний.

- Чтобы занять в автобусе места, ответим на вопросы.

Блиц-опрос

- Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- А слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- Какую работу выполняют гласные звуки?

- А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает буква?

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие гласные указывают  на мягкость?

- Итак, сели удобно, поехали.

Учащиеся отвечают на вопросы, давая полные ответы.

3 мин.

III. Постановка цели урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Отгадайте загадку:  

По лужку вразвалку бродит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

3 слайд  

- Хором произнесите слово-отгадку: сколько в нем звуков?

- Откроем тетрадь и запишем звуки в схему. (Один у доски.)

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.   

- Сколько слышим звуков?    

- Произнесем их.        [гусʹ]

- А теперь посмотрим на слово ГУСЬ                                    4 слайд

- Обозначьте звуки буквами. Как на письме показать, что [сʹ] произносится мягко?

- Сколько букв  в нем? (4)

- Чего больше звуков или букв?

- Почему в этом слове букв оказалось больше, чем звуков?

- Зачем нужен Ь?

- Чему предстоит научиться, чтобы записать отгадку? (Писать ь)

Планирование достижения цели

-Как вы ребята думаете, какова тема нашего сегодняшнего  урока письма?

- Опираясь на тему, сформулируйте цель нашего  урока. Используйте для этого слова, записанные на доске:

5 слайд

Познакомимся…  (Познакомимся с написанием буквы ь.)

Научимся…. (Научимся писать букву ь и слова с этой буквой.)

Узнаем…  (Узнаем особенность этой буквы, и какую работу она      выполняет в  словах.)

Отгадывают загадку.

Произносят хором и считают кол-во звуков в слове.

Записывают звуковую схему слова.

Вспоминают правила посадки при письме.

Сравнивают количество звуков и букв в слове.

Формулируют учебную задачу.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока, используя опорные слова, записанные на доске.

3 мин.

IV.

Первичное усвоение новых знаний.

1. Знакомство с написанием буквы ь.

- Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?                                     6 слайд  

А) Анализ буквы

- С написанием какой буквы схоже написание буквы ь?         (ы)

- Ребята мы приехали с вами в зоопарк. Здесь много разных животных.                              7 слайд  

- Кто это пасется на лугу?    (Лось, конь)                        

- У нас в прописи кто нарисованы?     (лось и конь)                          8 слайд             

Б) Рисование узора.

- Аня и Ваня пришли в зоопарк. Они наблюдают за животными. Обведем ь на этом рисунке и подготовим наши руки к письму.

2. Объяснение написания буквы ь.

а) Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

б) Письмо в воздухе (проговаривает учитель).

- Ребята, соединения ь с последующими буквами можно использовать все три вида соединений: нижнее, среднее и верхнее.

- Мы сейчас напишем ь с верхним соединением. Самостоятельно (3 буквы).

- Посмотрите внимательно на написание буквы, сравните с образцом и выберите ту букву, которую вы написали правильно, аккуратно и поставьте под ней точку.

-  Теперь постарайтесь до конца писать также правильно и красиво.

 - На следующей строке напишите соединение с петелькой.

 (Показ учителем на доске.         Ребята пишут в тетради.)

- Теперь попробуем соединить ь с согласными буквами. Как произносятся согласные звуки? ь (л) ь (м) ь (р)      ь (н).                 9 слайд

-Оцените свою работу.

-Ребята, прочитайте слова рядом с совой.  Слон (твердо). Лань (мягко). После мягкого звука [нʹ] что пишем? (ь) Для чего же нужна буква ь?

-Давайте впишем ь в рамку.

Физкультминутка для рук.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап

Где сучок давно засох,

Серый мох-мох-мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его друзья?

Это я, я, я!

Знакомятся с написанием буквы ь. Анализируют графичес-кую форму буквы.

Сравнивают графическую форму букв ь и ы: сходство и различие.

Рисуют узор и обводят букву ь на рисунке. Готовят руку к письму.

С объяснением пишут букву ь.

Пишут в воздухе вместе с учителем букву ь.

Сначала пишут с объяснением три вида соединений, затем самостоятельно 3 буквы.

Выполняют самооценку написанных букв.

Самостоятельно дописывают букву ь.

Пишут букву ь с согласными буквами.

Выполняют самооценку написанных букв.

Сравнивают произношение [н] и [нʹ]. Доказывают роль мягкого знака-показателя мягкости согласных.

Стучат пальцами по столу.

Поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей.

Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки.

Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки.

Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.

10 мин.

V.

Первичная проверка понимания.

1. - Напишем под диктовку несколько слов: мел, мель, кон, конь.

- Что здесь сделал мягкий знак?

- Поменяйтесь тетрадями и оцените  работу своего товарища.

 2. - Мы с вами путешествуем дальше и попадаем куда? (На реку)

 10 слайд

- Посмотрите в пропись и составьте несколько предложений по картинке.

- Что за рыба на картинке? (окунь)

11 слайд

- Прочитаем и допишем слова.         окунь   окуньки

- А схемы каких слов нарисованы? (окунь,  окуньки)

(Учащиеся по цепочке на доске заполняют схемы слов, остальные в тетрадях)

- Итак, какую работу выполняет ь?

- Есть у него звук?

- Тогда для чего же он нужен?

- В рамочку, что запишем?  (ь)

- Оцените свою работу.

3. - Прочитайте предложение. Что допишем в первом слове (сь), во втором (сь).

- Ловись, карась!                12 слайд

- Подчеркните опасные места. (Проверка.)

Физкультминутка с использованием презентации (музыкальная)

Пишут под диктовку слова.

Оценивают работу товарища.

Составляют предложе-ния по картинке.

Составляют и дописы-вают слова.

Выполняют звуковую схему слов.

Выполняют самопро-верку.

Выполняют упражнения под музыку, глядя на слайдовую презентацию.

10 мин.

VI. Первичное закрепление.

- Списать печатное предложение письменными буквами.

Кот Васька ловит карася.

- Оцените свою работу.

Работа в парах.     13 и 14 слайды                   

На партах карточки для работы в парах. На них по два задания. Ответить, на вопрос вы должны подумав вместе.

Карточка

1. Вставьте ь туда, где он нужен.    

2. Зачеркните ь и прочитайте слово.

1ряд - Ден_    мол_    орел_

Ь М Ь О Ь Л  Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

2 ряд -         Урок_    гус_   двер_

Ь М Ь О Ь Л  Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

3 ряд - Пен_    нол_   сон_

Ь М Ь О Ь Л  Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

- Наше путешествие закончилось. Мы приехали  обратно в школу.

Выполняют задание и оценивают себя.

Работают парами, выполняя задание на карточке.

Проверяют по эталону на слайде.

3 мин.

2 мин.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока).

- Чему научились на уроке?

- Назовите особенность буквы ь?

13 слайд

- Что мы должны сказать в конце нашей работы? (ь не имеет звука)

14 слайд

- Мне бы хотелось увидеть ваше настроение в конце урока. У вас на партах лежат смайлики, на которых нужно дорисовать ваше настроение.

- Оцените теперь всю свою работу

«Зажги светофор».            16 слайд

Подводят итоги работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, дорисовывая смайлик.

Сигнализируют цветом на полях тетради наличие или отсутствие  затруднений.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе. " Мягкий знак - показатель мягкости"

Урок русского языка в первом классе по программе 2100....

Разделительный мягкий знак и мягкий знак - показатель мягкости.Презентация к уроку.

Урок русского языка по программе ОС "Школа 2100". В презентации рассматриваются функции мягкого знака. Разработаны упражнения на отработку верного написания ь. Предусмотрены упражнения для работы в па...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Мягкий знак - разделительный и мягкий знак-показатель мягкости.

Цели:- учиться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак-показатель мягкости;- расширить свои знания о  городах Москве и Самаре....

Занимательная грамматика. Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный.

Занимательная грамматика. "Мягкий знак - показатель мягкости. Мягкий знак - разделительный." Можно использовать на уроке и во внеурочной деятельности. Урок выполнен для работы с устройством MIMI...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...