Тема урока: Проверка парных согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Халида Мазгаровна Назарова

Предмет: Русский язык, 2 класс, УМК « Школа России». Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2018 год

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.

Задачи урока:

Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.

Развивающие:

- Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

- Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

- Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие

- воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, 2 ч., карточки, презентация к уроку, раздаточный дидактический материал.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные :

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

­­- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

­- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

­­- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия.

­­Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proverka_parnyh_soglasnyh_v_korne_slova.docx85.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Проверка парных согласных в корне слова

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.

Задачи урока:

Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.

Развивающие:

- Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

- Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

- Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие

- воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, 2 ч., карточки, презентация к уроку, раздаточный дидактический материал.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные :

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

Ход урока.

I . Организационный момент.

-Здравствуйте. На наш урок пришли гости, поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено всем нам урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

- Хорошо. Тогда друг другу улыбнемся и работаю займемся.

- Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:

 «Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить». Слайд № 2.

- Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

II.  Актуализация опорных знаний.

1) Минутка чистописания

Вспомним золотое правило урока русского языка: «Кто правильно сидит, тот красиво пишет!»

Руки! На месте!

Ноги! На месте!

Локти! У края!

Спинка! Прямая!

-Какие буквы мы напишем?

Гг, Кк

Какой звук Г? Согласный, звонкий, парный.

А звук К? Согласный, глухой, парный.

Напишите по образцу.

Запишите сегодняшнее число. Классная работа.

Б) Орфографическая минутка

Письмо под диктовку слов с изученными орфограммами.

Удочка, речной, овощной, птенчик, почта.

(Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, ЧТ пишется без мягкого знака)

Кувшин, снежинка, роща, туча, чудо, щука.

III. Самоопределение к деятельности

- Какие парные согласные мы знаем?

- Ребята, понаблюдаем за тем, что происходит с парными согласными на конце и в середине слова.

Проверим, как звучит парный согласный на конце слова.

Назовём предметы. Выделим последние звуки.

Арбуз.  Слышим звук С – пишем букву З.

Тетрадь. Слышим звук Т – пишем букву Д.

Проверим, как звучит парный согласный в середине слова перед глухими согласными.

Юбка. Слышим звук П – пишем букву Б.

Ложка. Слышим звук Ш – пишем букву Ж.

        [с]                       [т]                        

арбуз              тетрадь

     [п]                   [ш]                        

юбка              ложка

Делаем вывод: звонкие парные на конце слова и в середине перед глухими согласными оглушаются, значит, написание парных согласных надо проверять.

IV. Постановка темы и цели урока.

Значит тема нашего урока: «Проверка парных согласных в корне слова». (слайд-тема)

— Какова же цель нашего урока?

(Научиться проверять парный согласный звук в корне слова.)

V.  Работа по теме урока.

Проверка парных согласных в корне слова.

Работа по группам.

1) (деление детей на группы с помощью природного материала: шишки, жёлуди, грибочки)

- Ребята, сегодня на урок к нам пришла Маша. Непоседа Маша зовет нас всех в зимний лес, отыскать клад, который спрятал от неё медведь. Ей нужна наша помощь.

- Вот, посмотрите, что она вам написала, так торопилась, что даже буквы в словах не дописала. А может быть не знала, что писать. Вот послание от Маши каждой группе. (раздаёт послание детям) ( Слайд.) 

Дорогой дру. !

 Помоги мне отыскать ду. , около которого зарыт кла. . В случае удачи тебя ждет сла. кий сюрпри. .

- Ребята, вы согласны помочь Маше?
Тогда давайте попробуем разобраться с ее посланием и поможем найти место, где зарыт клад?
- Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова?

3)Проверка задания.

1- я группа читает первое предложение. Друг. Пропущена буква- г, слышится- к, пишется г

2- я группа читает второе предложение. Дуб, клад.

3- я группа читает третье предложение. Сладкий, сюрприз.

4) Работа на доске.

Друг

Дуб

Клад

Сладкий

Сюрприз

- Что надо делать?

- Написание парных согласных надо проверять.

- Как проверить парный согласный?

(Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

Друг- нет друга

Дуб- дубы

Клад- клады, нет клада

Сладкий- сладок

Сюрприз- сюрпризы

- А теперь подберите однокоренное слово к слову дуб, выделите корень. (Дубочек, дубок, дубовый, поддубовик ( дубовик)

- Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову ДУБ? (Да, т.к. после согласного стоит гласный)

-А теперь соединим в правило все наши наблюдения. Как проверить парный согласный?

2. Тестовое задание «Восстанови правило».

- У каждого из вас есть текст правила, но слова в нём перепутаны.

- Ваша задача - восстановить правило.

( Учащиеся работают в парах, составляют правило)

Проверка

- Пришла пора проверить. Прочитайте, что у вас получилось. 

Чтобы проверить

надо изменить слово

в котором после согласного

парный согласный звук

или подобрать

стоял гласный звук

в корне слова,

однокоренное слово,

или звук [ н ].

Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоял гласный звук или звук [ н ].

5. Физминутка.

Давайте, отдохнём.

Вы делаете прыжок, если на конце слова парный согласный, и делаете хлопок, если этой орфограммы в слове нет.

Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза, дуб, клуб, вода, зуб, школа, зима, мороз, земля, сторож.

6. Работа с картами. 

- Еще какая задача стоит перед нами? (найти клад для Маши)

- Но, чтобы отправиться в этот лес, нужно быть очень внимательным, активным, помогать друг другу и, конечно же взять с собой запас знаний, которые нам будут очень нужны.

- Ну вот теперь можно отправиться в путешествие. А вы, я уверена, знаете,  что у всех путешественников должна быть карта, которая вам поможет в поисках клада.  (учитель раздаёт карты для каждой группы)

Выполните задания

7.Проверка маршрутных карт.

  Ребята, вы молодцы, все дошли до таинственного места, где спрятан клад. Каждая команда шла своей тропой.

Но посмотрите, здесь умный и хитрый охранник, который не хочет отдавать нам сокровища. Он хочет, чтобы вы выполнили его задания, и только тогда он отдаст клад.

Работа по учебнику. Стр. 23, задание 35.

8.Работа в группах по индивидуальным карточкам.

(Учитель раздаёт задания для каждой команды).

1.Исправь ошибки в тексте.

Хорош наш лес. Там много сочных траф. В траве живёт ёш. Под деревом рос белый грип. Рядом глубокий прут.

2. Парные согласные Д-Т в корне слова

Вставь пропущенную букву. Напиши проверочное слово.

кро__-___________________________

сле__-__________________________

сала__-________________________

салю__-________________________

восхо__-_________________________

зака__-__________________________

рассве__-________________________

предме__-_______________________

наро__-_________________________

бале__-__________________________

9.Проверка.

10.Итог урока:

Ну вот ребята мы выполнили все задания, и можем взять свой клад. 
- А вот, кажется, и он (
Учитель достает спрятанные шкатулки)
- Но шкатулки все равно не открываются. Наверное, надо еще что-то сказать.
Давайте еще раз вспомним правило проверки парных согласных в корне слова 
- Вот и открылись наши шкатулки. Здесь лежит какой-то листок. Это письмо!

“ Дорогой друг!

   Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания.
  Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания- это самое ценное богатство!”

- Я, надеюсь, что вы многому научились на сегодняшнем уроке и многому научили  Машу. А сейчас возвращаемся из леса домой.

Возьмите ваши сладкие сюрпризы.

11. Домашнее задание:

Задание 35, стр.23.

12. Рефлексия:

http://sc0018.birzhansal.aqmoedu.kz/arc/attach/134/213607/b1421fde98683bbf18816fc6299057ba.jpg

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Проверка парных согласных в корне слова"

Конспект урока «Проверка парных согласных в корне слова»Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России» с использованием  ИКТ и  здоровьесберегающих технологий Выполнила учитель начальных кла...

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»

русский язык 2 класс Тема: «Проверка парных согласных в корне слова»...

Урок русского языка во втором классе по теме "Проверка парных согласных в корнях слов"

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.Задачи урока: Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.Развивающие:Развивать навык...

Конспект урока «Проверка парных согласных в корне слова»

Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий ...

Технологическая карта урока "Проверка парных согласных в корне слова"

Усвоение детьми новых знаний о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и способах их проверки...