ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ, "Письмо строчной письменной буквы Э", УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «Э» и её элементов.

Задачи урока:

Дидактические:

1) формировать знания каллиграфического правильного написания строчной буквы «Э» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания;

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты;

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 28.10.2022

Школа: №148

Класс:

Урок: 3

Время: 9:40 – 10:15   Кабинет: 221

Студент: Фахретдинова К.Н.

Группа: 46

Учитель: Кожевникова Т.И.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «Э»»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «Э» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать знания каллиграфического правильного написания строчной буквы «Э» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться писать строчную букву «Э»;

2) выполнять гигиенические правила письма;

3) учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле;

3) развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе;

2) соспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, тетрадь по письму: 1 кл.: в 4ч./ В.А. Илюхина, Е.В. Восторгова - Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Карина Наильевна и сегодня я проведу у вас урок обучения письму.

 Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

-Ребята, а кто мне скажет, как нужно правильно сидеть за партой?

-Какие качества мы должны проявить на уроке при письме, чтобы у нас всё получилось?

-Я надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Теперь мы можем начинать наше занятие.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

-Сидеть прямо, опираться спиной на спинку стула, не опираться грудью на стол, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке, туловище, голову, плечи держать ровно.

-Внимательность, усидчивость, аккуратность…

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Презентация, слайд 1

(Приветствие)

Презентация, слайд 2

(Правильная посадка)

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Ребята, а с какой буквой вы работали на прошлом уроке обучения грамоте?

-А как вы думаете, вот у нас сейчас урок письма, что мы с вами на письме то будем делать?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-С буквой «Э».

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Предлагаю открыть тетрадь по письму на стр. 18. Обратим внимание на закладочку.

-Какую букву «Э» вы видите на закладочке?

-Попробуем сформулировать тему урока.

-Правильно, сегодня у нас на уроке тема «Письмо строчной письменной буквы «Э»».  

-А почему эту букву называют именно «строчной»? Как вы думаете?

-Так чему же мы с вами сегодня будем учиться? Какую цель мы поставим на урок?

-Да, всё верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву «Э».

-А какие задачи поставим на урок?

1.Повторим…

2.Узнаем…

3.Будем учиться…

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-Строчную

-Строчная буква «Э»

-Потому что она маленькая и входит в строку, дальше строки она не выходит.

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную прописную букву «Э».

1.Повторим как составлять звуковую модель.

2.Узнаем из каких элементов состоит строчная буква «Э».

3. Будем учиться писать строчную букву «Э».

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Доска

Презентация, слайд 3

(тема, цель урока)

Презентация, слайд 4

(задачи урока)

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует        комментированное письмо и письмо «в воздухе».

-Сейчас откройте пропись на стр. 18

страничке 18.

https://sun9-6.userapi.com/impg/50Io_U0BEAjvo-upRssTZgUBUt1OEajQ2H9URA/t9h3IbgkaVI.jpg?size=461x744&quality=96&sign=2cdfb361553740577760102a9ca28dfb&type=album

-Теперь внимательно рассмотрим, сколько элементов у строчной буквы «Э». Скажите, из каких элементов состоит эта буква?

-Что мы должны обязательно сделать перед тем, как начать писать в прописях?

-Верно! Мы обязательно должны подготовить пальчики для работы. Сейчас уберите всё из своих рук и повторяйте за мной движения.

https://sun9-51.userapi.com/impg/c855332/v855332093/225910/eWWxPUxeuUw.jpg?size=591x436&quality=96&proxy=1&sign=72ced732d698d14ae010d549efd044e2

-Отлично! А сейчас покажите, как правильно нужно держать ручку? (Учитель ходит и проверяет)

- Теперь мы можем начинать работать. И начнём мы с первого элемента – это овал. Сейчас все возьмите ручку и повторяйте за мной, но не спешите сейчас писать сразу в прописях, сначала мы потренируемся в воздухе, представьте, что мы уже пишем в строке. Поставьте локоток на парту и повторяйте за мной.

Комментированное письмо на доске

-Начинаем писать букву «Э» немного ниже верхней линии рабочей строки, закругляем, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала. Пишется буква «Э» с одним отрывом.

-Итак, сейчас все должны сесть ровненько, правильно, потому что мы начинаем работать в прописях, если мы будем сидеть неправильно, то у нас ничего не получится. А что ещё нам нужно сделать, чтобы буква получилась аккуратной?

-Верно, обязательно нужно правильно положить пропись.

-Сейчас напишем первую и вторую строчки.

-Хорошо! На какую буква похожа буковка «Э»?

-Всё верно, поэтому в следующей строчке они чередуются. Будьте внимательны, не запутайтесь!

Организует разминку для глаз

-Думаю ваши глазки уже устали. Давайте дадим им немного отдохнуть.

-Посмотрите на экран и следите глазками за движением пчёлки. При этом, не поворачивая головы и тела.

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

2. Выполняют упражнение «письмо в воздухе».

-Два. Полуовал и короткая прямая линия.

-Пальчиковую гимнастику.

-Правильно положить пропись, она должна лежать под углом, а не прямо.

-На «О»

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Презентация, слайд 5

Пропись, стр.18

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.
  2. Организует работу в прописях.

-Итак, сейчас обменяйтесь прописями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и подчеркните самую красивую букву. И обменяйтесь прописями обратно.

-Теперь вернёмся к работе в прописях, давайте посмотрим на пятую строчку. Посмотрите внимательно, все ли буквы похожи между собой? Написаны ли их элементы правильно?

-Ребята, посмотрите еще раз на образец. Давайте сравним, какая буква неправильная.

-А почему? Как вы думаете? Зачеркните их.

-Посмотрите на картинку. Вы знаете, что это?

-Верно, это экскаватор. А сейчас ещё раз посмотрите на образец и найдите все знакомые буквы в слове «экскаватор» и обведите их.

-Отлично.

-А сейчас давайте отдохнём. Встаньте все со своих мест так, чтобы никому ничего не мешало.

  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Выполняют работу в прописях.

-Нет, не все

-Это экскаватор.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Пропись, стр.18

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

-А сейчас снова обратимся к прописям. Эти три строчки, которые находятся под словом «экскаватор», вы сделаете дома, а сейчас посмотрите ниже.

-Мы переходим к заданию в конце странички. Обратим внимание на рисунок. Кто там изображён?

-Верно, это эльфы, ребята.

-Эльфы – это маленькие мифические существа, наделённые необычайными магическими силами.

-Вы помните, что у нас с правой стороны есть образец для вас. Что нам необходимо сделать в первой строчке?

-Да, в первой линии мы должны записать с помощью звуковой модели.

-Эльфы. Сколько слогов в этом слове?

-Давайте произнесём их: Эль – фы.

-Сколько звуков в 1 слоге?

-Первый звук? Какой он?

Э – гласный, верно.

-Второй звук? Какой он?

ЛЬ – согласный, звонкий, мягкий.        

-А во втором слоге сколько звуков?

-Какой 1 звук?

эльФ – согласный, глухой, твёрдый.

-Какой 2 звук?

эльфЫ – гласный.

https://sun9-69.userapi.com/impg/D_BpK77gGUo8DAokG4SmNNxc4CnevjJgMfbBpA/0Fz8W_UFUkY.jpg?size=1280x724&quality=96&sign=69e79021c4f6604f05b55e9a5f98a9e6&type=album

-Читаем – ЭЛЬ - ФЫ

-А сейчас запишем звуковую модель, используя буквы, которые мы знаем. Через клеточку.

-Ребята, в этом слове есть еще мягкий знак. ЭЛЬ (ЛЬ) – мягко звучит, есть такой знак, который показывает мягкость.

  1. Выполняют самостоятельную работу.
  2. Работают со звуковой моделью.

-Эльфы.

 

Звуковую модель.

- 2 слога

- Эль-фы

-2 звука

Э – гласный

-ЛЬ

эЛЬ – согласный, звонкий, мягкий.

-Тоже 2 звука

эльФ – согласный,

глухой, твёрдый.

эльфЫ – гласный.

- ЭЛЬ - ФЫ

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Пропись, стр. 18

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

-А теперь посмотрите, под картинкой есть еще одна модель. Какая это модель?

-Давайте составим высказывание по картинке.

-Обводим первое слово –ЭЛЬФЫ. Обводим второе слово – ЛЕТАЮТ . Следующее слово – НАД.

-Цветком. (Обозначают знаками)

https://sun9-43.userapi.com/impg/2wppHdlju9kDGhs4ZCr5NH9qqnzN7X-R7pz1nw/S2cpxqUQBaY.jpg?size=1280x310&quality=96&sign=4ab9664ae6aeb93b778a05f59ed22e68&type=album

-А теперь обозначим  значение каждого слова.

- ЭЛЬФЫ – кто? – эльфы – это слово – предмет

-Эльфы что делают? – ЛЕТАЮТ – это слово – действие.

-Эльфы летают НАД – это слово- помощник.

-ЦВЕТКОМ – ставим в начальную форму – колокольчик – это слово – предмет.

https://sun9-83.userapi.com/impg/oRbvoG4ldwl-9Y2SghOaDfK8ZcvpWn5KHCQr5Q/O7_5__bcVmI.jpg?size=1280x256&quality=96&sign=35f4aa223477fe04dcf4f0755e15eed4&type=album

-Итак, скажите мне, сколько слов-предметов в этом предложении?

-Сколько слов-действий?

-Что ещё я не назвала?        

-Отлично! Назовите в этом предложении слово, в котором есть звук [Э]

1. Работают с моделью высказывания.

-Это модель высказывания.

-Эльфы летают над цветком.

-Это слово – помощник.

- 2

- 1

- 1 слово-помощник

-Эльфы

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Пропись, стр. 18

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

-У каждого из вас на партах лежат листочки. Нарисуйте весёлый смайлик, если вы с лёгкостью справились с работой и никаких трудностей на уроке не испытали. Смайлик без улыбки означает, что были некоторые трудности, но вы справились и грустный смайлик означает, что вы совсем не справились, вам было трудно работать сегодня на уроке.

-Поднимите руку те, кто нарисовал весёлый смайлик?

-А кто нарисовал второй смайлик?

-Отлично!

 

-Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все большие молодцы!

-Но больше всего мне понравилось, как работали …И я вручаю им небольшие медальки.

Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Письмо строчной прописной буквы «Э»

-Да.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Раздаточный материал, презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение письму " Письмо строчной письменной буквы "д"" ( 1 класс) ,УМК "Школа России"

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы « д»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной письменной буквы «з»» (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «з»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо предложений с изученными буквами. Сочетания ча и чу" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о правильном написание изученных букв и их элементов, сочетаний ча и чу.Задачи урокаДидактические:1.Закрепить умения писать изуче...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «е»", 1 класс

Тема урока «Письмо строчной письменной буквы «е»»Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию ...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо предложений с изученными буквами. Сочетания ши" (УМК "Школа России", пропись 1 класс 3 часть)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о правильном написании изученных букв и их элементов, сочетания ши. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Закрепить умени...

Технологическая карта урока обучение письму "Письмо строчной письменной буквы «п»" (1 класс)

Цель урока: формирование  первоначального графического навыка: обучение написанию строчной   буквы «п»,  её соединений с другими буквами в словах.Задачи урокаПланируемы...