В. П. Астафьев "Капалуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок по литературному чтению "Капалуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_kapaluha_-_kopiya.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 класс

Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий ,2 часть.

Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве В.П. Астафьева и его произведением «Капалуха».

         Задачи урока:

      обучающие:

  • сформировать представление о жанрах произведений В.П. Астафьева;
  • сформировать умения:
  • использовать выразительные средства языка для понимания произведений;
  • выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям;
  • анализировать текст художественного произведения.

развивающие:

-развивать умения:

-самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;

-перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы;

- умение высказывать свои мысли, аргументировать их.

воспитательная: 

- содействовать воспитанию у обучающихся  правильному поведению в природе, бережное отношение к животным и птицам.

Методы обучения: деятельностный, наглядный, словесный, практический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

Для учителя: литературное чтение, 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова,

В.Г. Горецкий; компьютер, презентация, пение и звук глухарей, портрет писателя, аудиозапись  «Капалуха», кроссворд для работы в паре, карточки с заданиями для работы в группе, раздаточный материал для рефлексии «Дерево успеха».

Для обучающихся: литературное чтение, 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова,

В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, картинки с красным, жёлтым и  зелёным яблоком.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Самоопределе-ние к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок, начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Будем мы внимательны. Будем мы старательны.

  • самоопределение (Л);
  • стремление
    к успешности в учебной деятельности (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества
    с учителем
    и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и

фиксация

затруднения в деятельности

-А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

-Кто такая капалуха?

Капалуха – это самка глухаря. Водят за собой птенцов только матери. Глухарь – неперелетная птица. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Весной глухарь-самец поет песню, да так увлеченно, что ничего не слышит, что происходит вокруг. Поэтому птица так и называется глухарь. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять.(Послушайте пение и звук глухарей).

-Выделите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать. (1 ученик у доски)

RLВИSGKТSVIОLРS ПGIЕSТРSWVОВLИЧLI WАVСSТLIАФLЬGЕВSL

Виктор Петрович Астафьев (портрет писателя)

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу(Л);

- прогнозировать, предугадывать содержание текста(П);

- формулировать собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию(К)

- участвовать в учебном диалоге(К);

-извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах(П)

3. Постановка

учебной задачи

- Сформулируйте тему нашего урока 

Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»

Хотите узнать, где родился, жил автор, и какие произведения он еще написал? (просмотр слайдов 5-8, в них содержится портрет писателя, произведения которые писал для детей, выставка книг).

  • Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель:

Познакомиться (с интересными сведениями о творчестве и произведении В.П. Астафьева).

Учиться выразительно (читать произведение).

Проанализировать (новое произведение).

  • интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге (Л);
  • способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки (Л);
  • принятие учебной задачи и следование инструкции учителя (Р);
  • выполнение логических действий (П)

4. Построение

проекта выхода

из затруднения

Чтение статьи с целью формирования у учащихся представлений о интересных сведениями из биографии

Виктора Петровича Астафьева.

- В новом рассказе встречаются много трудных слов, давайте прочитаем и разберём слова используя презентацию .

- Сначала читаем по слогам, затем плавно

  • Пастьба – луг, где пасут скот Посмотрите, как выглядит пастьба
  • Что такое просека?
  • Просека – дорожка, внутри густого леса, которую прорубают
  • Прочитайте, следующее слово
  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю
  • Альпийские луга- растущие в горах, высокогорные
  • Тайга-  трудно проходимый лес
  • Черничник-заросли черники
  • -Посмотрите, именно так выглядит черничник

Прочитайте еще два слова, которые нам встретятся

-Что такое космы?

-Космы (прост.) – взлохмаченные пряди волос, здесь густые заросли трав и мха.

-Что значит «напружены»?

Напружены – напряжены.

  • Первичное восприятие произведения учащимися.

- Начинаем чтение.

 Читать начинаю я, а вы внимательно слушаете и следите.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Почему ребята шли устало?

- Какую ягоду нам подробно описывает автор?

- Поднимите руку, Кто из Вас пробовал эту ягоду?

- Кто создал шум у черничного бугорка?

- Предположите, что могло вызвать такой переполох?

Чтение 2 части (до слов «Капалуха металась…») Читает ученик.

-Что нашли ребята?

- Что почувствовал автор, когда увидел гнездо?

-Что решили сделать мальчики с находкой? Для чего?

- Как могли поступить ребята?

-Как вы думаете, как повела себя капалуха?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...) Аудиозапись «Капалуха»

 - Почему капалуха не могла взлететь?

- Почему живот у капалухи был голый?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какой матерью была капалуха?

Чтение 4 части (до конца).

Чтение по цепочке.

- Почему дети весело побежали?

- Почему оказавшись опять в гнезде, капалуха всё равно не могла расслабиться?

- Почему её сердце билось сильными толчками?

Видеоролик о глухаре или капалухе

Физминутка:

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

  • извлечение необходимой информации из статьи  (П)

- формировать умения анализировать, учебный материал(П);

- ориентироваться  на разнообразие способов решения задач(П)

- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь(К)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- доказательство (П);

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

5. Первичное

закрепление с проговариванием во внешней

речи

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

-Понравился ли вам рассказ?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

-Почему птица носит такое название?

-Кто такая капалуха? (самка глухаря).

-Почему так вела себя капалуха?

-способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (Л);

- позитивная самооценка (Л);

- интерес к чтению, внутренняя мотивация обращения к книге (Л);

- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления (К);

- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания (К)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас я предлагаю более подробно поработать в карточках, творческая работа в группах. Прежде чем, приступить к творческой работе, давайте вспомним о правильном отношении к природе и бережном отношении к животным и птицам

1 группа – читает произведение и готовит пересказ текста от имени капалухи.

2 группа - Составьте правила поведения в природе для мальчиков-героев рассказа, используя условные знаки.

3 группа – Составить паспорт капалухи

Имя – Капалуха

Создатель – В.П.Астафьев

Прописка – рассказ «Капалуха»

Внешний вид – маленькая, с голым животом.

Где впервые встречается – в тайге

Личные качества –смелая, …

Заветное желание – защита детей

Выслушиваем выступление групп.

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
  • учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
  • осознание ответственности за общее дело (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение

Какой матерью была капалуха?

– Кого она вам напоминает? Почему?

– Что испытала птица?

– Как об этом сказал автор?

– Что испытывали ребята?

– А глухарка?

– Какие чувства испытали вы?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?

- Сейчас мы разгадаем кроссворд по данному рассказу.Работа в парах(на листочках).

По горизонтали:

1.Что увидели между деревьями ребята?

6.Сколько яиц было в гнезде?

7.Как называется ягода, которую нашли дети?

По вертикали:

2.Какая была грудь у капалухи?

3.Как называли эту птицу охотники?

4.Как называется местность, в которой находятся ребята?

5.Кто написал данный рассказ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

4

 

 

3

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся  работают в парах затем проверяют свои ответы (слайд 18).

- осуществляют анализ объектов с опорой

на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета(П)

- основы для развития творческого воображения (Л);

  • осознание ответственности за общее дело (Л)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Достигли ли поставленной

цели? Обоснуйте свою позицию.

  • Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?
  • Оцените свою работу на уроке «Дерево успеха»

По окончанию урока обучающиеся прикрепляют на дерево плоды яблока исходя из обозначения цвета:

Красное яблоко–урок очень интересный, мне всё понравилось.

Жёлтое яблоко – мне понравился урок, но я не совсем справился.

Зелёное яблоко – было скучно, я ничего не выполнил.

Запишите домашнее задание :

-нарисовать иллюстрацию к данному произведению.

Выставление оценок за работу на уроке.

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- повышают устойчивый учебно-познавательный интерес, стремятся  к совершенствованию своих знаний(Л)