Обучение грамоте "Буква М,м и звуки [м], [м,]"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кротова Ирина Сергеевна

Конспект урока обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_obuchenie_grammote_bukva_m.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Буква Мм, звуки [м], [м,]

ЦЕЛЬ УРОКА. Формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно–практической деятельности по определению согласных звуков [м], [м,] в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями; развивать речь, память, мышление.


ЗАДАЧИ УРОКА
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- способствовать продуктивному формированию навыка чтения;
-продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления;
- развивать фонематическую и устную речь;
-  формулировать ценностное отношение и любовь к своей Родине .

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД): 

Личностные:

 - обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развивать творческое отношение к действительности творческие способности;

- осознавать ценности природы, необходимости беречь ее.

Метапредметные. 

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу урока;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

          Предметные: 

-выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,

-распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученными буквами;

-соотносить все изученные буквы со звуками.

Цели:

  • формулировать ценностное отношение и любовь к своей Родине – городу Москва;
  • познакомить с новыми буквами и звуками, формировать с ними навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения;
  • закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имён собственных.

Оборудование: карточки с заданиями для детей, экран, мультимедиа, компьютер .

Ход урока.

(1 -  голубой экран)

  1. Организационный момент.
  • К нам пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.

Мы умны, бодры, здоровы

И к работе мы готовы!

-Сначала на своё место сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Почему ты сел?

-Теперь сядут те, чьё имя начинается с мягкого согласного звука, с твёрдого согласного звука.

- Молодцы, никто не остался без места.

  1. Вступительная беседа.
  •  К нам на урок пришли  герои  сказки. Кто они отгадайте?
  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под южный вой

Спит в избушке снеговой.

Медведь

  1. Кто говорил:

«Высоко сижу, далеко гляжу,

не садись на пенёк, не ешь пирожок».

Маша

  • Как называется эта сказка?(Маша и Медведь)

Маша и медведь очень любят путешествовать, вот и сегодня они собираются  на экскурсию по одному знаменитому городу. Ой, ребята , название города рассыпалось. Посмотрите что получилось.

  • Кто догадался, что это за город?
  • А все ли из этих букв мы изучили?
  • Покажите, какая буква вам не знакома.
  • Предположите, какой букве будет посвящен урок. Чему вы научитесь?

  1. Работа по теме:
  • Дорога неблизкая, и пока наши друзья добираются, мы должны узнать, какие звуки помогут встретить гостей и рассказать им о Москве.
  • Назовите  имя нашей  гостьи . (Маша)
  • Сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение? Произнесем первый слог. Произнесем первый звук в этом слоге. [м] Как он произносится? ( Звук  испытывает  преграду, значит он согласный)
  • Назовите имя нашего гостя гостя . Сколько слогов в этом слове, на какой слог падает ударение? Произнесем первый слог. Произнесем первый звук в этом слоге [м,] Как он произносится? ( Мы испытываем преграду, значит он согласный)
  • В чём разница между звуками [м]  и [м,]?

(мягкий и твёрдый) 

  • Что ещё мы должны знать про эти согласные звуки?

Итак, звуки [м]  и [м,] обозначаются буквой М.

Физкультминутка

  1. Упражнение по распознаванию звука.

- Маше и медведю скучно в дороге , а они просто обожают слушать свои любимые звуки. Я буду называть слова с этими звуками, а вы поднимайте нужный карандаш, если звук мягкий-зеленый, твердый синий.

Слушаем внимательно слова и поднимаем нужный карандаш. Но помните, что могут быть слова-ловушки. Будьте внимательны!

Мир, мама, мёд, комар, песня, помидор, дом, мышка, камыш, мебель.

  1. Написание строчной буквы м.
  • На что похожа буква М?(Ответы детей)

Возьмите соседа за руки   и изобразите букву М. ( Качели, молния, 2 друга взялись за руки)

  • Посмотрите на прописную букву М, из каких элементов состоит эта буква?

  • Работа в паре.
  • Найдите и отметьте  на карточке. (Слайд)

А теперь проверьте, так ли  у вас сделана работа. (Слайд ) Если у вас так же, как на экране, просигнализируйте.

В каких ещё буквах встречаются похожие элементы?

Давайте удивим Машу и медведя и  научимся  писать их любимую букву М, но сначала давайте подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

- Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальчики вместе.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

- В домик спрятались опять.

Возвращаемся в исходное положение.

  • Посмотрите на написание этой буквы. (Слайд )

  • А теперь напишем эту букву  на ладошке, а теперь в воздухе  с нашем волшебным карандашиком. (Слайд )

Работа в тетрадях. Улыбнитесь самой красивой букве  в вашей тетрадочке, а больную буковку вылечите.

Зарядка для глаз.

  1. Чтение слогов и запись слогов.

  • Ура, вот мы и в Москве, давайте прокатимся на лодочке по Москве- реке?

Чтение слогов и параллельная запись :ма , му , мы, м о, ми, ме.

  • А мы с вами подплыли к зданию МГУ, когда вы вырастите , то обязательно туда поступите, а для этого надо хорошо читать, давайте хором прочтем слоги.

  • А почему в некоторых слогах буква м  была окрашена в зеленый цвет?

  • Молодцы! А сейчас мы находимся в сердце нашей столицы на Красной площади. Москва - огромный город, поэтому Маша и медведь решили посетить только те места, в названиях которых будет буква М.  Какие места  посетят наши герои?
  • Кремль
  • Зоопарк
  • Метро

  • Медведю так у нас понравилось, что он прочитал стихотворение о Москве. Вы послушайте и запомните слова, в которых встречаются звуки [м], [м,].

(Я читаю)

Лучший город всех времен,

 Мир и счастье строит он,

 Светлый, вечно молодой,

 Называется Москвой.

  • Какие слова с буквой М вы запомнили?
  • Москва не просто город. Это наша столица. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».

(ответы Д.)

  1. Итог урока.

   Итак, друзья, наше путешествие подходит к концу. Что нового вы открыли для себя? (Слайд )

 А за чтобы вы себя похвалили?

А я хочу похвалить вас за активную работу, за красивое написание маленькой буквы м  и слогов с этой буквой, за дружную работу в парах.

На Красной площади по праздникам бывает салют, давайте, и мы тоже в честь нашего урока организуем свой салют. У вас на партах лежат звездочки. Если считаете ,что вы успешны на уроке, возьмите красную звезду, если что-то не удалось- желтую.

А Маша и медведь приготовили вам сюрприз в память о нашем путешествии. (Раскраски.)

Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте "Буквы Ж,ж. Звук [ж]"

Цифровой ресурс содержит разработку урока, презентацию учебного материала, рисунок-раскаску "Найди букву"....

Урок обучения грамоте (чтение) "Мир полон звуков. Звуки в природе" УМК "Перспектива"

Данную презентацию можно использовать как на уроках обучения грамоте, с целью формирования представления о неречевых звуках.....

Обучение грамоте. Введение понятия "Гласный звук".Обозначение гласного звука фишками красного цвета.

презентация к уроку Обучения грамоте "Введение понятия галсный звук" .Программа "Начальная школа 21 века". В презентации использованы обозначения твёрдого и мягкого согл. звука ....

Дистанционное обучение. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Помощник по русскому языку. 1 класс. Дистанционное обучение для болеющих и отстающих учеников....

Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...