Орфографические задания по русскому языку для 3 класса
тренажёр по русскому языку (3 класс)

Степанова Наталья Анатольевна

Задания по орфографии, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfograficheskie_zadaniya_dlya_3_klassa.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Дрезненская СОШ №1

Орфографические задания

по русскому языку  

для 3 класса

Выполнила: Степанова Н.А.

учитель начальных классов

Орфографические задания для 3 класса

1.Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

а) Вставь пропущенные буквы 

о или а

1. В__лна, к__вёр, б__ксёр, __сенний, б__йцы, в__ренье, д__лёкий, т__нцевать, хл__пушка, г__л__ва.

2. С__ва, ж__ра, м__слёнок, п__лезный, хв__тать, п__лзущий , пл__тить, эт__жерка, м__шкара, к__р__тышка.

3. Тр__па, ш__лун, к__лечко, стр__ка, п__чтовый, ш__гать, с__жать, с__лить, к__л__сится, х__х__тать.

еи или я

1. Д__нёк, св__сток, сн__жок, с__мья, гр__да, ч__сло, п__нёк, л__нейка, св__тить, пл__совая.

2. Зв__зда, зм__я, з__л__неть, п__тно, т__нистый, св__стеть, сп__шить, сп__сать, кр__чать, л__нять.

3. Ст__на, сп__на, в__ч__рок, п__щевые, п__чная, тр__щать, х__трить, хр__петь, см__шить, р__бой.

б) Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Похв…лить уч…ника,  см…листый зап…х,  ут…чнить маршрут,  ост…лбенеть от страха,  умелый т…нцор,  л…шадиная грива,  стр…жайший запрет,  под…брел после сна,  соломенное стр…шилище,   детские гл…зёнки,   сп…лзать с дерева,  осеннее пох…лодание,  см…стерил к…рмушку.

2 Слова с безударными гласными, непроверяемые ударением, в корне слова (словарные слова).

Вставьте пропущенные буквы.

Дев...чка, серый в…робей, интересная р…бота, трусливый за…ц, мычит к…рова, бурый м..дведь, вкусное м…локо, м...роз, теплое п...льто, школьный п...нал, красивый п…тух, п…суда, дружные р...бята, злая с...бака, умная в...рона.

2. Правописание парных согласных в корне  слова.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Оха…ка цветов,  хру…кий ледок,  яичная скорлу…ка,   глупая оши…ка,  кре…кий кофе,  добрая улы…ка,  важная нахо…ка,  сла…кий сюрпри…,  кре…кие кор…ки,  утренняя заря…ка,  важная перепи…кА,  полезная морко…кА,   модный рука…чик.

3. Правописание непроизносимых  согласных.

а) Вставить, где необходимо  пропущенные буквы, выделить орфограммы.

Кос…ный мозг,  детский праз…ник,  опас…ный поворот,  ус…ное сочинение,  небес…ный свод,  сахарный трос…ник,  ненас…ная погода,   капус…ный салат,  чудес…ная погода,  прелес…ный ребёнок,  напрас…ная работа,  извес…ный писатель,  праз…ничный концерт,  облас…ной центр.

б)Найти слова с ошибкой, исправить, записать правильно.

Вкусный, радосный, яростный, здраствуйте, обласной, позний, опаснтный.

 в) В каком ряду  все слова с непроизносимым согласным.

              а). погода, работа, земляника , месяц, пенал.

             б).чуткий, подвиг, крышка, косьба, фуражка.

            в).звёздный, пастбище, гигантский, властный, сердце.

             г) морской, кормить, поля, стекло ,ценить.

г) Выпиши из текста все слова с непроизносимыми согласными. Выдели орфограммы.

Конец ноября - самое грустное время в деревне. В саду шумит мокрый ветер. Окрестность окутана туманом. В ненастную погоду хорошо сидеть дома. В  печке весело трещит огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришёл первый зимний месяц с лёгким морозцем. Мы спустились по лестнице к лесному озеру. Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким слоем льда.

4  Правописание  разделительных  ъ и ь.

а)Разбей слова на группы, выдели орфограммы.

Сынов..я, с..ёмная, непод…ёмная,  при…ехать, об…яснил, тетрад…ю, пере…хал, здоров…е,  под…ехал, за…явление, в…юга,  об…едение, раз…яснить, Натал…я, об…езд, олад…и, под…ём, крыл…я, по…езд.

б) Выпиши слова с разделительным ъ из текста.

Из оврага к лесу ведёт крутой под…ём. Осен…ю мы всей сем…ёй поднималис…  на высокий холм. Папа об…явил привал. С радост…ю мы наблюдали, как пылают грозд…я рябин и играют на солнце жёлтые лист…я. Советуем и вам с…ездить на природу.

Объяснительные, предупредительные диктанты

по основным изучаемым темам в 3 классе

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Гнездышко. (объяснительный)

        Школьники шли рядом по полю. Они собирали колоски. Вдруг Юра увидел гнездышко. В гнезде лежали сухая травка и мягкие стебельки. Это было гнездышко жаворонка. Эта птичка вьет гнездо во ржи.

Березовый сок. (предупредительный диктант).

        Весной пестрый дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус березовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

Непроизносимые согласные.

Октябрь. (объяснительный)

        Яростные порывы ветра утихли. Встало солнце. Окрестные места сразу изменились. Ожило озеро. Радостно защебетали птицы.

        Резкими порывами налетал ветер. Он яростно гнул к земле деревья и кусты. Под ногами хрустнула сухая ветка. Наступили холода. Чувствовалось приближение зимы.

Весной. (предупредительный диктант).

        Теплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой пролетел крупный кулик.

                                        

Правописание безударных гласных в корнях слов.

Лебеди. (объяснительный)

        Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Далеко внизу синела вода. Молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Лебедь опустился на воду. Море покачало его. На востоке краснела заря. Месяц и звезды стали бледнее. Лебедь открыл глаза, вздохнул, вытянул шею, взмахнул крыльями и полетел.

                                                         Утро в лесу. (предупредительный диктант).                          

        Тропинка ведет в лес. Лучи солнца заиграли на зеленых полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах. Раздались веселые песни зяблика. Звонко прокричала иволга. Молодой зайчик выбежал на пыльную дорогу. На лужайке игриво резвились лисята. Чутко следила хитрая мамаша за своими детьми.

Правописание безударных гласных в приставках

Зинька. (объяснительный)

        Зинька была маленькая синичка. Весь день она перелетала с места на место. Она прыгала по ветвям и крышам домов. К вечеру Зинька присмотрела пустое дупло. Оно было под крышей, над окном. В гнезде лежал мягкий пух. Первый раз Зинька заснула в тепле.

Утром. (предупредительный диктант).

        Гуси стояли около кормушки. Вот вышла бабушка с ведром. Гуси закричали на разные голоса. Бабушка дала им корм. Тут прибежали куры. Таня принесла горстку овса. Девочка посыпала овес курам в сторонке от гусей. Вдруг раздалось мычание из коровника. Это корова Милка просит есть.

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Снежные узоры. (объяснительный)

        За ночь сильно похолодало. Настало ясное морозное утро. Ты проснулся и посмотрел в окно. Все оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как появились эти узоры?

Роза. (предупредительный диктант).

        В цветнике расцвел розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На ее лепестках утренняя роса оставила чистые прозрачные слезинки. Вокруг все было так прекрасно! Все обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.

Выборочные диктанты

  Записать только антонимы.

  1) Странный в сентябре лес - в нем рядом и весна и осень 2) Живут в соседстве грусть и радость 3) И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом 4) Быль не сказка, из нее слова не выкинешь .5) Готовь сани летом, а телегу зимой 6) Труд кормит, а лень портит 7) Худой мир лучше доброй ссоры

  Выписать глаголы, в которых есть приставки.

  I. 1) Шалун уж заморозил пальчик 2) Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела 3) Зацветают цветы на лугу 4) Улетел скворец от стужи .5) Дорожки в скверах почернели.

  II. 1) Выплыло на небо красное солнышко.2) Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. 3) Вот пришли морозы, и зима настала. 4) Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

  Записать только слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

  I. 1) Шерстка мягонькая, а коготок остер.  2) Мороз и солнце; день чудесный!  3) Лучше поздно, чем никогда. 4) Будет и на нашей улице праздник. 5) Была тихая-тихая звездная ночь..6) Здравствуйте, легкие звезды пушистого белого снега!

  Выписать из загадок предлоги вместе с теми словами, к которым они относятся.

  1) Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.) 2) По морю идет, до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна.) 3) Над землей трава, под землей алая голова. (Свекла.) 4) За дымком, за свистком братья бегают гуськом. (Паровоз и вагоны.) 5) Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза, нос.)

Диктант

Осень

Пришла хмурая осень. Серые низкие тучи закрыли небо. Весь день льёт дождь. Дует сильный осенний ветер. Из стороны в сторону качаются деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели на юг грачи. Они долго кружились над полями. Птицы прощались с родными местами.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу: листьями, осенние, улетели.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери  ним проверочные слова.

Лесной трусишка

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осины или берёзы. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова обед.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

Прогулка в лесу

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

Весна пришла

Весна пришла в лес. В лесу на месте полян появились голубые озёра. Это разлилась речная вода. Загнала вода зверей на маленькие островки. Но и островок сегодня есть, а завтра его зальёт водой. На помощь лесным зверям приходит человек. В высоких сапогах, с сеткой отправляется он спасать лесных жителей.

Грамматические задания:

  1. В 6 предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова озёра.
  3. Выпиши из текста имена прилагательные, стоящие во множественном числе.

Контрольное списывание 1

Цель: проверить навык распознавания предложений в тексте, умение грамотно списывать текст, правильно ставить знаки препинания.

Найти начало и конец каждого предложения.

Новый дом

Ирина Петровна Соловьева работает на заводе она собирает часы семья Соловьевых получает новую квартиру квартира находится на шестом этаже из ее окон очень красивый вид около дома жильцы посадили цветы и деревья есть во дворе и детская площадка друзья и родные поздравили семью с новосельем.

Грамматические задания:

1.Списать, поставить, где надо точки.

2.Выписать одно словарное слово.

3.Выписать слово с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочное.

     Контрольное списывание 2

Цель учиться правильно и внимательно списывать, применяя выученные правила правописания.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Принцесса на горошине.

    У в..р..т стояла принцесса. На кого она была п..х..жа! В..да руч..ями стекала с ее в..л..с. До нитки пр..м..кли платье и туфел..ки.

    Старая к..р..лева пр..в..дила гост..ю в спал..ню. Она полож..ла ее на перины из гагачьего пуха. Под перину она полож..ла м..лен..кую г..р..шину.

   Н..чью принцесса совсем не сп..ла. Да, это была самая настоящ..я принцесса.

Грамматические задания:

1.  Просклоняйте слова :горошина, старая королева.

2.  В 5 предложении надпишите части речи и подчеркните все члены предложения.

Контрольное списывание3

Цель: проверить, закрепить и систематизировать знания, полученные в первом полугодии (правописание словарных слов, безударной гласной в корне слова, предлогов и приставок, разделительного мягкого знака, парных согласных)

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Про медведей

Маленькие медв..жата очень забавны и игривы. Интерес(т)но (за)ними наблюдать!  Жаль только, что ре(д,т)ко удаётся видеть их. М..дведица бывает в это время сердита и не (под)пускает никого к своей сем..е. Медвежата лазают (по)дерев..ям, борются, как реб..тишки, бегают. Вот (из)ближних кустов появилась толстая зв..риная голова4. В лохматой шерсти блеснули з..лёные гла..ки. Это был медве..ь. Что делать? Медведица (по)звала своих детей, и сем..я быстро ушла (в)ч..щу.

Грамматические задания:

1. В шестом предложении подчеркни главные члены.

2. Из этого же предложения выпиши словосочетания.

3. Разбери по составу слова ГЛАЗКИ, МЕДВЕДИЦА.

Лексико-орфографические упражнения.

Примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласныебер.г, в.кзал, з.мл.ника,

ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста.рех.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют. овёс, билет, язык.

3. Запишите слова, начинающиеся на букву р (т, м, о и т.д.).

4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда,б.лот..

5. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова.

6. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.

7. Игра «Из каких слов выпали гласные?».

д.р.вн. п.ртр.т

м.л.т.к с.л.м.

к.ньк. т.л.ф.н

8. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв и наоборот

9. Выпиши слова, состоящие из 1,2,3,4 слогов.

10. Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем слове было на

одну букву больше.

берег

гореть

агроном И т.д.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.

1. От слов берёза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

2. Подберите словарные слова к данным схема.(указать схемы).

3. От слов газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом -к.

4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные

слова и формы одного и того же слова.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

5. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн.. . Берёза кудряв.. .

Улица многолюдн.. . Календарь перекидн.. .

6. Игра «Собери слово».

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по русскому языку.3 класс

Материал для проведения школьных олимпиад ....

Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс (школьный тур)...

Тестовые олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

Тестовые олимпиадные задания по русскому языку 4 класс....

Орфографический тренажер по русскому языку. 2 класс. 2 полугодие.

Орфографический тренажер по русскому языку. 2 класс. 2 полугодие....

ПРОЕКТ «Составляем орфографический словарь» по русскому языку 3 класс

Орфографический словарь - это словарь, в котором все слова написаны правильно, без ошибок, в алфавитном порядке. Мы обращаемся к нему, когда не знаем как правильно пишется слово или хотим провери...