Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Антонюк Анастасия Александровна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по числам;

2. Научить определять число глаголов и изменять их по числам.

Предметные:

1. Знать, как определять число глаголов;

2. Уметь определять число глаголов.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

2. Создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу.

Личностные:

1. Формировать положительное отношение к учёбе через занимательный материал;

2. Формировать умения сотрудничать в процессе работы в парах.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;

2. Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.04.2022

Школа: МБОУ «СОШ №106 г.Челябинска»

Класс:

Урок: 2

Время:  8:55-9:35 Кабинет: 208

Студент: Антонюк Анастасия Александровна

Группа: 44

Учитель: Климович Екатерина Николаевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока «Число глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по числам;

2. Научить определять число глаголов и изменять их по числам.

Предметные:

1. Знать, как определять число глаголов;

2. Уметь определять число глаголов.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

2. Создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу.

Личностные:

1. Формировать положительное отношение к учёбе через занимательный материал;

2. Формировать умения сотрудничать в процессе работы в парах.

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;

2. Воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

УМК: УМК «УМК «Школа Россия», 3 класс 2 часть: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Ребята, сейчас у нас с вами будет урок русского языка.

- Перед тем как начнем наш урок, давайте прочитаем пословицу

 -Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы?

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Давайте, проверим, что у вас на партах лежат учебники, рабочая тетрадь, пенал, дневник и конверт.  Все остальное уберите с парты в рюкзак.  

1. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Чтобы чего-то достичь нужно сначала хорошо потрудиться.

2.Проверяют готовность к уроку.

УУКД:

настраивать  на урок, планировать учебного сотрудничества с преподавателем и сверствниками

Учебная презентация

Слайд №1

Слайд №2

Актуализация знаний и  мотивации

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: выполнение задания

1.Организует минутку чистописания.

- Откройте свою тетрадь, отступите две строки и запишите число, сегодня у нас 23 апреля. На следующей строке «Классная работа».

-Какая орфограмма встречается в словосочетании «Классная работа»?

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте пословицу.

«Старый друг- лучше новых двух».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Совершенно верно!

2.Актуализирует знания.

 -Прочитайте слова, которые представлены на слайде.

Плывёт, высокие,  читают, известный (автор).

-К каким частям речи относятся данные слова и почему?

3.Создаёт проблемную ситуацию.

-Разделите эти слова на 2 группы.

-По какому признаку вы распределили слова на данные группы?

 -Определите число у имен прилагательных

-Отлично! А теперь определите число у глаголов

-Ребята, а мы можем справиться с этим заданием?

-А почему не можем?

-Значит, у нас возникла проблема!

1.Записывают число, классная работа.

-Старые друзья никогда не предадут и они намного вернее тебе, чем новые друзья.

  • Записывают пословицу в тетрадь.

3.Вспоминают пройденный материал.

-Плывёт, читают - это глаголы, потому что обозначают действия предмета и отвечают на вопросы: что делает, что делают?

Высокие, известный – это прилагательные, потому что обозначают признак предмета и отвечают на вопросы : какие? какой?

-Плывет, читают.

-Высокие, известный.

-В первой группе глаголы, а во второй группе прилагательные.  

- Определи число у имён прилагательных.

-Высокие – какие? мн.ч.

Известный (автор) – автор – ед.ч., автор (какой?) известный – ед.ч.

- Определите число у глаголов.

-Нет, не можем.

-Потому что мы не знаем, как определять число у глаголов.

УУПД: ориентироваться в учебнике, тетради; строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других.

Учебная презентация

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: составление плана работы

Внешний контроль

Парная

Группа практических методов: составление плана работы

Самоконтроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Тогда предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем и чему научимся? Воспользуйтесь опорой, которую представила нам сова Тиша на слайде.

Узнать…

Научиться…

1.Узнать, как изменяются глаголы по числам.

2.Научиться определять число глаголов и изменять их.

2. Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Чтобы достигнуть поставленной цели, нам нужен план работы. Сейчас я предлагаю расставить пункты план в правильном порядке.

- Наш план будет звучать так:

1.Узнаем, как изменяются глаголы по числам.

4. Подведём итоги.

2. Научимся определять число глаголов и изменять глаголы по числам.

3. Выполним самостоятельную работу.

1.Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении.

-Тема: число глаголов.

-Цель: узнать, как изменяются глаголы по числам; Научиться определять число глаголов и изменять их.

3.Составляют план работы

1.Узнаем, как изменяются глаголы по числам.

2. Научимся определять число глаголов и изменять глаголы по числам.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Подведём итоги.

УУПД:

строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУПД: проводить сравнение и классификацию плана;

устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение

Учебная презентация

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

«Открытие детьми нового знания»

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа, объяснение

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Индивидуальная

Внешний контроль

Группа практических методов: работа с правилом

Взаимоконтроль

Группа практических методов: работа у доски

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

-С чего мы начнём? Давайте обратимся к нашему плану.

-Совершенно верно!

- Прочитайте четверостишье.

Ручейки по улице

Всё журчат и журчат.

Журавли курлыкают.

И летят, и летят.

-В каком числе стоят глаголы в этом четверостишье?

-Почему вы так решили?

- Поставьте эти глаголы в единственное число и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Давайте сверим наш вывод с выводом в учебнике на стр 109. Вывод составлен верно? Все ли названо?

-Попробуйте рассказать это правило друг другу в парах.

2.Организует работу с учебником.

Навайте посмотрим на задание в цчебнике под номером  190

-Прочитайте глаголы и скажите в чём их различие?

-Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания?

-Сейчас запишите в тетрадь данные глаголы, один человек работает у доски.

Указываем их число и выделяем окончание.

-Отлично ! Молодцы.

1.Отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником.

-С пункта №1.

-Во множественном числе.

-Потому что ручейки – это мн.ч., ручейки журчат – мн.ч.; журавли – мн.ч., журавли курлыкают, летят – мн.ч.

- Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает.

И летит, и летит.

-Глаголы изменяют по числам. Если глагол обозначает 1 предмет, то это ед.ч., а если несколько предметов , то это мн.ч.

-Данные глаголы имеют разную форму: в единственном числе и во множественном числе.

-Глаголы каждой пары имеют разные окончания, потому что они употреблены в разном числе.

УУПД:  узнавать новую тему при взаимодействии с детьми, строить рассуждение по

теме урока в соответствии с

возрастными нормами

УУКД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником

Слайд №10

Учебник, с.109

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

-Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнём.

 -Повторяйте движения

1.Повторяют движения.

УУРД:

мобилизировать силы и энергию

видеоролик

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа, объяснение

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Внешний контроль

1.Организует работу с учебником.

-Ребята, обратимся к нашему плану. Какой пункт выполнили? К какому пункту переходим?

-Давайте выполним упражнение 191. Прочитайте его.

-Работаем у себя в тетрадях. Один человек работает у доски.

-Назовите глаголы, которые передают звуки, издаваемые птицами и насекомыми.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать?

-Мы выполнили пункт №1 и переходим к пункту №2.

-Определить количество предложений. Списать, разделяя запись на предложения и вставляя пропущенные буквы. Указать число глаголов.

- Трещат, скрипит, воркуют, стучат, пищат, жужжит, поют, трещит.

-Что глаголы изменяются по числам.  Глагол  в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопрос что делают? что сделают? что делали?

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Слайд №10

Слайд №12

Учебник, с.110

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: работа с карточкой

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную работу.

-Обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?

-Сейчас я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Посмотрите на слайд. В тетради вам необходимо разделить

слова на 2 столбика : глаголы в единственном числе и множественном.

-Кому не понятно задание?

-Преступайте к выполнению.

2.Организует взаимопроверку по эталону.

-Время вышло, выполним проверку. Обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и сверьте свои ответы с моими.

За каждое правильное слово вы ставите «+».

-Посчитайте количество «+» и поставьте оценку.

Если у вас получилось 9-10 «+», то вы ставите оценку – «5».

Если у вас получилось 8 «+», то вы ставите оценку – «4».

Если у вас получилось 7 «+», то вы ставите оценку – «3».

Если у вас получилось 6 «+» и меньше, то вы ставите оценку – «2».

-Поднимите руки те, кто получил «5»?.

-А те кто получил отметку ниже, в чём у вас были затруднения?

-Ребята, какой вывод мы можем сделать после выполнения данной работы? Что вы отрабатывали?

-Обратимся к нашему плану. Какой пункт мы с вами уже выполнили?

1.Выполняют самостоятельную работу.

-Мы выполнили 2 пункт, переходим к 3.

2.Выполняют взаимопроверку по эталону.

1 столбик: разбудил, светит, ловит, плывёт, ловит

2 столбик : побежали, посмотрели, читают, потемнели, прилетели.

-Мы отрабатывали умение определять число глаголов.

-Мы выполнили 3 пункт плана.

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

УУРД: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Слайд №13

Раздаточный материал «карточка №1»

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: выполнение упражнения

Самоконтроль

1.Организуетповторениеизакреплениеранееизученного науроке через работу в группе.

- Ребята я предлагаю вам выполнить ещё одно задание

-Ребята, скажите, какие правила работы в группе вы знаете?

-Хорошо, сейчас я каждой группе дам карточку с заданием.

-Внимательно прочитайте задание. Кому не понятно, что необходимо выполнить?

-Хорошо! Тогда приступайте к выполнению.

2.Организует проверку по эталону.

Время вышло, выполним проверку. Сверьте свои ответы с моими.

-Первая группа, объясните смысл своей пословицы и скажите, как вы определили число глагола.

-Отлично! Что мы сейчас отрабатывали?

2.Задаёт домашнее задание.

-Запишем домашнее задание.

-Упр.№192,193 выполнить письменно в тетради.

1.Выполняют работу в группе.

-1. В группе должен быть ответственный;

2.Работать должен каждый;

3.Один говорит, другой слушает;

4.Своё несогласие высказывай вежливо.

2.Выполняют проверку.

-В труде рождаются герои – если много трудиться, то можно добиться хороших успехов. Что делают? Рождаются – мн.ч., обозначает несколько предметов.

-Труд кормит, а лень портит - если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей.Что делает? Кормит, портит – ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Землю солнце красит , а человека труд -солнце светит для того, чтобы на земле росло множество растительности, которые дают плоды, цветы и так далее. А человек обязан трудиться, ведь благодаря труду у человека 

будет все для жизни. Что делает? Красит- ед.ч., обозначает 1 предмет.

-Мы отрабатывали умение определять число глаголов.

2.Записывают домашнее задание.

УУРД:

осуществлять  итоговый контроль,  формулировать выводы из коллективного обсуждения

УУКД:

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Слайд №17

Раздаточный материал «группы»

Рефлексия деятельности

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы перед собой ставили?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о глаголе?

-Закончите предложение.

Я не знал, теперь я знаю…

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

Тема: число глаголов.

-Цель: узнать, как изменяются глаголы по числам; учиться определять число глаголов и изменять их.

-Да, достигли.

-Да, все пункты плана выполнили.

-Что глаголы изменяются по числам.  Глагол  в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делал?

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопрос что делают? что сделают? что делали?

2. Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

УУРД: анализировать собственную  работу

Учебная презентация

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:знать, как подчеркивается глагол при письме;уметь о...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема: «Число глаголов»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся умения определять число глагола.Задачи урокаДидактические:-знать, как подче...

Технологическая карта урока русского языка «Число глаголов» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Число глаголов» (1 ч.) Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений определять число глаголов.Задачи урокаДидактические:Знать, как п...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся умения определять число глаголов. Задачи урокаДидактические:Научить уметь определять число глаголов.Знать грамма...

Технологическая карта урока русского языка "Число имен прилагательных"(УМК"Школа России",3 класс)

Тема урока «Число имен прилагательных» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование умений определять число имён прилагательных и отработать умение с...

Технологическая карта урока русского языка «Число имён прилагательных» (3 класс)

Цель урока: формирование умения определять число имён прилагательных по числу имен существительных; формирование умения составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное»...

Технологическая карта урока русского языка "Число глаголов" (3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам....