Технологическая карты по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных, близких и противоположных по значению" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Вильданова Азалия Айдаровна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование понятия о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах.
  2. Научить распознавать прилагательные синонимы и прилагательных антонимы среди других слов.
  3. Научить подбирать к существительным прилагательные синонимы и прилагательные антонимы

 Развивающие:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
  2. Способствовать развитию умения различать прилагательные, близкие и противоположные по значению и употреблять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать самостоятельность у учащихся.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 05.04.2022

Студентка: Вильданова А.А

Школа: № 148

Группа: 36

Класс: 2кад

Учитель: Гришкевич В. В.

Урок: 3

Методист: Кошкарова Л.С.

Время: 9.50-10.30   Кабинет: 106

Тема урока: «Употребление в речи имён прилагательных, близких и противоположных по значению».

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование понятия о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах.
  2. Научить распознавать прилагательные синонимы и прилагательных антонимы среди других слов.
  3. Научить подбирать к существительным прилагательные синонимы и прилагательные антонимы

 Развивающие:

  1. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания, памяти, речи детей.
  2. Способствовать развитию умения различать прилагательные, близкие и противоположные по значению и употреблять их в речи; выделять главное, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Воспитательные:

  1. Прививать интерес к изучаемому предмету.
  2. Воспитывать самостоятельность у учащихся.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполняемой работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Приветствует обучающихся. Создаёт эмоциональный настрой на уроке.

-  Здравствуйте ребята. Меня зовут Азалия Айдаровна и я очень рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверяет готовность к уроку.

- Внимательно посмотрите на свои парты. На них должны лежать тетрадь, учебник и пенал. Можете садиться.

- У вас на партах лежат таблички, сегодня в течение всего урока, вы будете отмечать в колонках напротив смайла свой успех., отметьте знаком «+» сейчас свою готовность к уроку.

Приветствие учителя.

Отмечают свою готовность к уроку

Р: включение в учебную деятельность

Л: самоопределение; принятие и осваивание социальной роли обучающегося.

СЛАЙД1

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

Г

Практический: ответы на вопросы

Ф

Словесный: беседа

Практический: 

минутка чистописания

Словарная работа.

-Проведем словарную работу.

Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки в руки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Я буду диктовать словарные слова, ваша задача правильно и красиво их записать, и подчеркнуть орфограммы.

-Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания, антонимы, здравствуй.

- Итак, прочитайте первое слово и назовите орфограммы?

-Молодцы, все верно!

-Ребята, посмотрите на слайд (картинка весёлого клоуна). Как называется эта пара слов?

-Из каких частей речи состоит словосочетание?

-Посмотрите, а этот клоун какой?

-Хорошо. А эта какая ягода?

-А эта? Отлично!

-Как вы думаете, о каких прилагательных идёт речь?

-Как называются слова, близкие по значению? Приведите пример.

-Как называются слова, противоположные по значению? Приведите пример.

Учащиеся записывают дату.

5 апреля.

Выполняют словарную работу.

Пoдлeжáщee - безударная гласная в корне; после шипящих в окончаниях имён сущ-х в безударном положении гласный звук обозначается буквой Е.

Синоним - безударная гласная в корне; алфавит – словарное слово, безударная гласная в корне;  до свидания-словарное слово, слитное и раздельное написание предлогов с сущ-ми; антонимы – безударная гласная в слове; здравствуй – непроизносимая согласная в корне слова

-Словосочетание.

-Словосочетание состоит из имени существительного-клоун и имени прилагательного-весёлый.

- Этот клоун грустный.

-Сладкая.

-Горькая

- О близких и противоположных по значению.

-Синонимы. Весёлый-жизнерадостный

-Антонимы. Весёлый-грустный.

Предметные: актуализировать имеющиеся знания.

Метапредметные:

П: анализ

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающихся.

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Тетрадь

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа

Наглядныйпрезентация

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- Какова тема нашего урока?

- Какая будет цель урока?

Составляет план урока вместе с детьми.

-Давайте определим задачи на урок.

1. Уметь определять прилагательные, близкие и противоположные по значению среди других слов

2. Научиться подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению

- Отлично, молодцы!

Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Научится подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению

Метапредметные:

К: достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р:целеполагание.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

П: уметь планировать свою учебную деятельность

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный

презентация

Словесный: объяснение

Практичсекий: упражнение

П

Словесный:

Формулирование названия орфограммы

Открытие детьми нового знания.

Работа по учебнику.

-А сейчас откройте учебник на странице 90 и найдите упражнение 155.

Прочитайте задание.

Итак, что нужно сделать?

- Хорошо, давайте разберём первое предложение.

1. Муравей маленький, а слон(какой?) большой.

Какая пропущенная буква в слове «маленький»? Какая здесь орфограмма?

- Работаем самостоятельно.

2. Уголь чёрный, а снег черный. 

3. Дорога широкая, а тропинка узкая.

 4. Перец горький, а сахар сладкий.

Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь.

-Назовите слово с проверяемой безударной гласной.

 Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?

-Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова?

- А сейчас проиграем в одну игру.

Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

Назовите слова, противоположные по смыслу слову: близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

Назовите слова, близкие по смыслу слову: мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

Учащиеся работают по учебнику.

-Списать, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.

Орфограммы:

Маленький, горький - использование мягкого знака для обозначения мягкости согласного звука перед ним;

дорога - словарное слово, буквосочетание -оро-;

тропинка (тро́пка) -безударная гласная, проверяемая ударением

сахар - словарное слово, безударная гласная, непроверяемая ударением

-Маленький, горький

-Тропинка-тропка

Сладкий-сладок

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Метапредметные:

П:структурирование знаний: анализ; обобщение; выполнение действий по алгоритму

К: умение излагать мысли; достижение договоренностей и согласование общего решения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Личностные: проявление активности в общей работе.

СЛАЙД 14

Доска

СЛАЙД 15

Учебник

Динамическая пауза

Ф

Практический: физминутка

Организация проведения динамической паузы.

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. 3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

-выполняют физминутку

К: умение слушать и понимать учителя.

Р: организация внимания и самоконтроля.

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный

учебник

Практический: упражнение

Закрепление с детьми полученных знаний.

-Откройте учебник на стр 91. Прочитаем правило.

Посмотрите упражнение 156.

-Прочитайте задание про себя.

Что нужно сделать?

-Хорошо. Разберём первое предложение.

(Какая?) Рыжая, как лиса.

Записываем упражнение в тетрадь

-Отметьте в колонках своё настроение на данный момент.

-Придумать первую часть сравнений и подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные.

Предметные: умение выполнять задания по теме урока.

Метапредметные:

К: уметь слушать и понимать учителя; аргументация своего мнения.

Р: способность к волевому усилию и преодолеванию трудностей.

Учебник

СЛАЙД 21

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

И

Практический: самостоятельная работа

Организация самостоятельной работы учащихся.

-Выполним небольшую самостоятельную работу.

-На парте лежат карточки, подпишите их Прочитайте внимательно задание. Если возникнет вопрос, поднимайте руку.

На выполнение самостоятельной работы у вас 5 минут. Приступайте.

1.Замени прилагательные антонимами.

легкая (задача)_______________

 мелкий (пруд)_______________

старый (дом)_________________

 слабый (голос)_______________

2.К данным словам подбери синонимы.

хлопок___________

плохой_____________

знакомый________________

верёвка_______________________

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно работать с заданиями по теме.

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: инструктаж

Наглядный учебник

Практический: упражнение

 - Предлагаю вам сейчас поработать в парах. На ваших партах лежат карточки.

Подберите к словам из левого столбика слова-антонимы из правого. Выпишите в тетрадь только антонимы-прилагательные.

- Сколько пар слов у вас получилось?

-Отлично поработаем по рядам. 2 ряд называет первое прилагательное, а 3 ряд называет антоним. Далее 3 ряд называет следующее прилагательное, антоним к которому подбирает 1 ряд. Отвечаем по руке.

- Назовите пары слов, какие у вас получились

Высокий                   Весёлый

Улететь                    Болезнь

Яркий                       Закрытый

Здоровье                  Тусклый

Светлый                  Прилететь

Разговорчивый        Ложь

Открытый                 Низкий

Правда                      Тёмный

Злой                         Молчаливый

-Молодцы, все верно!

-6 пар

-Высокий-низкий, яркий-тусклый, светлый- темный, разговорчивый-молчаливый, открытый-закрытый, злой-весёлый,

Предметные: уметь правильно выполнять задания по теме урока.

Метапредметные:

Р: коррекция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Личностные: осваивать социальную роль обучающегося.

Учебник, тетрадь, доска

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Наглядный презентация

Наглядныйраздаточный материал

- О каких словах мы говорили сегодня на уроке? Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Ребята, отметьте сейчас на карточках ваше настроение в 3 третьей колонке.

Спасибо за урок! До свидания!

- О словах, близких и противоположных по смыслу.

-Имя прилагательное обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы какой, какая, какие.

.

Метапредметные:

Р: оценка.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку на тему: "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Цели: 1.     Совершенствовать навык отличать прилагательные близкие и противоположные по значению.2.     Познакомить с понятием синоним и антоним.3....

Технологическая карта по русскому языку.Тема "Изменение имён прилагательных по числам " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 25.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина Группа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:   Тема урока «Изм...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных" 2 класс, УМК: Школа России

Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель: формирование навыка написания собственных имён существительных. Задачи урока Дидактические:1. Формировать умения у учащихся распознавать со...

Технологическая карта урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой,- ая, -яя)" (3 класс)

Цель урока: умение употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактические:уметь изменять имена прилагательные по родам;формировать навыки правописания...

Технологическая карта урока русский язык ««Закрепление. Распознавание имён прилагательных в тексте» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об имени прилагательном Задачи урока: Дидактические: 1. Уметь распознавать имена прилагательные в тексте; 2. Формировать умения определять имена при...