Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Пешкова Анастасия Дмитриевна
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.
Задачи урока
Дидактические:
1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной работы;
2. Познакомить с игрушками прошлого, такими как юла, волчок и кубарь посредством выполнения упражнений;
3. Расширить знания обучающихся о роли языка в жизни человека посредством знакомства с новым материалом.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
2. Развивать интерес к прошлым развлечениям детей посредством знакомства с играми прошлого;
3. Развивать познавательные интересы детей.
Воспитательные:
1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной и групповой работы;
2. Содействовать развитию языковой культуры и формированию речевых умений: чётко излагать свои мысли.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 15.04.22

Школа: Академический лицей № 95

Класс: 2-3

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30

Кабинет: 111

Студент: Пешкова Анастасия Дмитриевна

Группа: 33

Учитель: Удачина Инна Викторовна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Делу время, потехе час»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной работы;
  2. Познакомить с игрушками прошлого, такими как юла, волчок и кубарь посредством выполнения упражнений;
  3. Расширить знания обучающихся о роли языка в жизни человека посредством знакомства с новым материалом.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися посредством групповой работы;
  2. Развивать интерес к прошлым развлечениям детей посредством знакомства с играми прошлого;
  3. Развивать познавательные интересы детей.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи посредством парной и групповой работы;
  2. Содействовать развитию языковой культуры и формированию речевых умений: чётко излагать свои мысли.

Оборудование: Родной русский язык, 2 класс, О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный: (эмоциональный настрой)

Проверяет готовность обучающихся к уроку.  Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Меня зовут Анастасия Дмитриевна.

-Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Организует работу по записи числа и классной работы. Предъявляет гигиенические требования.

- Садимся правильно. Руки на парте, ноги на полу, спина прямая. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку.

- Сейчас открываем тетради, записываем число, классная работа. 

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Л: Самоопределение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Учебная презентация.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: (беседа)

И

Практический: (анализ текста)

П

Практический:

(работа с пословицами).

Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности.

-Ребята, давайте вспомним, что такое текст?

-Верно!

-Что самое главное необходимо соблюдать, чтобы получился текст?

-Вы абсолютно правы!

-Посмотрите на слайд, это текст?

Маленькая пчёлка была здесь каждое утро. Но до захода солнца пчёлка улетала обратно домой. Маленькая пчёлка очень любила лес за городом. Пчёлка летела, говорила с жителями леса и сидела на своём любимом дереве.

-Почему?

-Верно. Ребята, поставьте предложения в правильном порядке и замените повторяющееся слово на другое. Какое 1 предложение? Какое 2 предложение. Какое 3 предложение?

-Какой приём вы использовали?

-Отлично! У вас получился отличный текст. Я вижу, что вы очень хорошо усвоили тему прошлого урока.

-Ребята, вспомните свои игрушки. Из чего они сделаны?

-А как вы думаете из чего раньше делали игрушки?

-Ребята, вы все частично правы!

-Итак, ребята, посмотрите на слайд. Перед вами игрушка. Продолжите фразу: Игрушка из глины-…

-Игрушка из бересты-…

-Игрушка из соломы-…

-Игрушка из резины-…

-Игрушка из пластмассы-…

-Ребята, отгадайте загадку: «Мы день не спим и ночь не спим. И день, и ночь стучим, стучим».

- Зачем человеку нужны часы?

- Что такое время?

-Ребята, а с вами случалось такое играли, играли и не заметили сколько времени прошло?

-А как вы думаете, почему так происходило?

-Ребята, посмотрите на слайд, в парах соберите пословицы, как будете готовы покажите знак готовности.

- Как вы понимаете смысл последней пословицы?

Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой (по смыслу). Текст имеет определённую тему, предложения в тексте последовательны.

Связь между предложениями.

Нет.

Неправильный порядок предложений.

Маленькая пчёлка очень любила лес за городом. Она была здесь каждое утро. Пчёлка летела, говорила с жителями леса и сидела на своём любимом дереве. Но до захода солнца путешественница улетала обратно домой.

Замена слов синонимами, установление связи между предложениями.

Ткань, вата, пластмасса.

Из соломы, из каких-то подручных средств.

Глиняная.

Берестяная.

Соломенная.

Резиновая.

Пластмассовая.

Часы.

Чтобы знать время.

Длительность бытия.

Да.

Потому что заигрывались, забывали о времени, было время.

«Минута час бережёт», «Делу время, потехе – час».

Смысл этой пословицы в том, что надо уметь работать и отдыхать, а также о вреде бесполезно проведённого времени.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: учет разных мнений.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Предметные: уметь определять связь предложений в тексте.

Предметные: знать значение русских народных пословиц.

Учебная презентация.

Учебная презентация.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: (беседа)

Практический: (составление плана урока)

Самоопределение к деятельности.

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

-Как вы думаете, а какая тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы поставим перед собой?

-Итак, ребята. Тема нашего урока: «Делу время, потехе час». Цели: узнать, какие игрушки существовали раньше и как их использовали.

-Посмотрите на слайд, это план нашей с вами работы, соберите его в правильном порядке.

-Отлично, вы абсолютно правы!

-Ребята, посмотрите внимательно на план нашего урока, какой пункт нам уже удалось выполнить?

-Абсолютно верно! Первый пункт плана выполнен!

Узнать какие были игрушки прошлого.

Делу время, потехе час.

Опора: Узнать…

Узнать какие игрушки существовали раньше и как их использовали.

1. Узнать, из чего раньше делали игрушки.

2. Как назывались игрушки.

3. Как играли в эти игрушки.

4. Сделать вывод о распределении времени.

Узнать, из чего раньше делали игрушки.

П: уметь формулировать тему и цель урока.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Л: учет разных мнений.

П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Учебная презентация.

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

П

Практический: (анализ текста)

Ф

Практический: (рассказ)

Наглядный: (просмотр видеофрагмента)

Г

Практический: (упражнение, языковой анализ)

Ф

Практический: (чтение текста)

Создание обстановки, направленной на поиск информации. Организация работы в парах с учебником.

-Ребята, откройте свои учебники на странице 43, найдите упражнение 3, вторые из команды прочитайте задание вслух команде.

-Отлично, как вы поняли задание? Что вам нужно сейчас сделать?

-Отлично, совершенно верно. Мы поработаем в парах, с соседом по плечу. Какие правила работы в парах вы знаете?

-Верно. Работать будем устно. Ваша задача: прочитать текст очень внимательно и быть готовым рассказать два варианта игры.

-Отлично. Работайте в парах. На это задание у вас есть 3 минуты, приступайте.

-Итак, ребята, ваше время вышло. Какая пара расскажет нам варианты игры?

-Спасибо за рассказ, ребята, вы молодцы!

-А сейчас, я предлагаю посмотреть вам, как раньше играли в кубарь. Внимание на экран.

Организация работы в группах с учебником.

-Ребята, вернитесь на страницу 42, номер 2 из команды прочитайте задание вслух команде.

-Хорошо! Как вы поняли задание?

-Отлично! Мы будем работать в командах. Какие правила работы в команде вы знаете?

-Верно! Запишите в тетради Упражнение 2

-Итак, сейчас по своим номерам читаете текст в командах вслух, затем каждый в свою тетрадь записываете слова, которые вы вместе найдете. Будьте готовы к чтению своей части. Приступайте к заданию, у вас есть 4 минуты.

-Ребята, время вышло, команда прочитайте, пожалуйста, каждый свою часть вслух классу. Представитель команды, назовите выписанные вами слова.

-Ребята, у каких-то команд получилось по-другому?

-Отлично, посмотрите на слайд, данные слова должны быть записаны у вас в тетради, допишите недостающие слова и исправьте лишние слова, если они есть. (Юла юлила, жужжала, спала, прыгала, проходила).

-Кто не закончил?

-Отлично, молодцы! Вернёмся к нашему плану, второй и третий пункты выполнены!

Сейчас мы немного разомнемся. Встаем возле своих мест. Проверьте, что вы никого не ударите и не будете мешать.

Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
  И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
  Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
  По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).

Прочитай текст. Найди описание двух вариантов игры. Нарисуй схему к одному из вариантов.

Прочитать текст, найти варианты игры, затем нарисовать схему к одному варианту.

Уважать мнение каждого, работать сообща, не перебивать.

Выполняют упражнение.

Рассказ.

Объединитесь в группы по 4 человека. Прочитайте вслух текст: каждый по одной части. Из каждой части выпишите на отдельный лист слова, называющие то, что делала юла. Подготовьте чтение своей части. Прочитайте стихотворение вместе в группе: каждый свою часть. Представьте стихотворение классу.

Нам нужно объединиться в группы, прочитать, выписать слова, называющие, что делала юла, подготовить чтение своей части и прочитать.

-Работают все, слушать мнение каждого, не перебивать.

Читают текст. Читают выписанные слова.

Юла юлила, жужжала, спала, прыгала, проходила.

Дополняют.

Дописывают, исправляют.

П: уметь самостоятельно добывать новые знания.

Р: выработать учебную мотивацию.

П: определение основной и второстепенной информации.
К: аргументация своего мнения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К: сотрудничество в приёме информации.

Предметные: уметь работать с текстом.

Уметь составлять рассказ.

Предметные: уметь работать с текстом.

Учебная презентация.

Учебник.

Видеофрагмент.

Учебник.

Первичное закрепление
(2-3 мин)

Усвоение нового способа действий

П

Практический: (языковой анализ, вывод)

П

Практический: (языковой анализ)

Организует работу в парах.

-А сейчас мы поработаем с вами в парах.

-Открываем учебники на странице номер 44, найдите упражнение 4, первые номера прочитайте задание вслух команде.

-Что вам нужно сделать?

-Хорошо. Запишите в тетрадях Упражнение 4. Работайте в парах, затем запишите слова в тетради. После этого, обсудите вместе слова, относящиеся к юле и к кубарю, сделайте вывод, можно ли слова юлы и кубарю отнести друг к другу. На это задание у вас есть 3 минуты. Приступайте, время пошло.

-Ребята, время вышло. Какая пара готова рассказать слова и свой вывод?

-Отлично, ребята, ваш вывод абсолютно верный!

-Посмотрите на слайд, вы должны были выписать следующие слова. Проверьте, допишите слова, если их не хватает, исправьте, если выбрали неправильный слова.

При работе со стихотворением в упражнении 2 вы в группах нашли и выписали слова, которые называют действия юлы. Выпишите из текста упражнения 3 слова, говорящие о том, что делал кубарь. Сравни слова, относящиеся к юле, и слова, относящиеся к кубарю. Какие «слова кубаря» можно отнести к юле, а какие «слова юлы» - к кубарю? Почему?

Найти слова, говорящие о том, что делал кубарь и слова, относящиеся к юле, и слова, относящие к кубарю. Сделать вывод.

Кубарь раскручивали, набирал обороты, замедляется, вздрагивает, начинает валиться, крутится, подпрыгивает. Мы считаем, что слова, относящиеся к юле и к кубарю можно заменить друг другом, потому что это слова, имеющие один смысл, только у них разный способ раскручивания: кубарь раскручивают кнутом, а у юли специальный механизм, который можно раскрутить рукой.

П: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Предметные: уметь анализировать текст. Знать, что такое взаимозаменяемые слова.

Учебная презентация.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

 И

Практический: (самостоятельная работа)

Ф

Словесный: (беседа)

Организация самостоятельной работы.

-Ребята, у каждого из вас на столах карточки, подпишите их, пожалуйста. На карточки есть 3 картинки, ваша задача распределить название эти предметов правильно. На это задание у вас есть 3 минуты, приступайте.

-Ребята, ваше время вышло. Пожалуйста, поменяйтесь карточками с соседом по плечу и посмотрите на слайд, проверьте самостоятельную работу, поставьте «+», если верно, поставьте «-», если допущена ошибка.

-Передайте, пожалуйста, ваши карточки на первую парту.

Проверка по эталону на слайде.

1.Волчок.

2.Юла.

3.Кубарь.

П: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: 

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: анализ, синтез, сравнение.

Регулятивные: оценка.

Учебная презентация.

Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: (беседа)

И

Практический: (формулировка речевого высказывания)

Организация работы над упражнением.

-Откройте свои учебники на странице 46, найдите упражнение 7. Мы поработаем устно. Номера 4 прочитайте задание вслух команде.

-У вас есть 1 минута на размышления.

-Время вышло. Кто может мне рассказать, почему один и тот же предмет можно называть по-разному?

-Абсолютно верно, ребята! Один и тот же предмет может выполнять несколько действий, исходя из действий, которые он выполняет люди дают ему разные названия.

-Ребята, мы сегодня столько нового узнали об игрушках. Как вы думаете, сильно ли изменились современные игрушки, или же все-таки они похожи?

-Хорошо. Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? («Делу время, потехе час»).

-Давайте подумаем, как эта пословица связана с нашим уроком и игрушками?

-Сделайте вывод о нашей проделанной работе, опираясь на эту пословицу.

-Отлично! Вы совершенно правы. Последний пункт нашего плана можно считать выполненным!

Рассмотрите схемы. Подумайте, почему один и тот же предмет можно назвать по-разному?

Потому что действия, которые они выполняет, можно назвать по-разному.

Есть современные игрушки, которые очень изменились, но все же остались и такие, которые похожи на старые.

Тема урока/Пословицу.

Чтобы мы знали, сколько времени играть, а сколько учиться.

Игрушки - это очень хорошо и весело, но нужно уметь распределять правильно своё время, и на отдых, и на учёбу. Теперь мы будем играть с умом, ведь всего должно быть в меру.

П: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Р: контроль, коррекция, оценка.

П: установление причинно- следственных связей.

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Предметные: знать значение русских народных пословиц. Уметь делать вывод по проделанной работе.

Учебная презентация.

Учебник.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: (беседа)

Самооценивание результатов.  Подвести итог совместной и индивидуальной деятельности. Провести анализ успешности усвоения материала.

-Ребята, какая была тема нашего урока?

-А какие цели мы ставили перед собой?

-Закончите фразу.

  • Сегодня на уроке мне было интересно …
  • Сегодня на уроке мне было трудно …

-Отлично!

-Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен.

Делу время, потехе час.

Узнать, какие игрушки существовали раньше и как их использовали.

Ответы детей.

П: уметь оценивать себя и свои достижения на уроке.

Р: выработать учебную мотивацию.

К: планирование учебного сотрудничества.

Л: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Учебная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе час»

Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"...

"Делу время - потехе час" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Делу время - потехе час". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!» 4 класс, автор Л.Ф. Климанова

Конспект открытого урока в дополнении с презентацией....

«Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час!»

«Обобщающий  урок  по  разделу «Делу время – потехе  час!»...

Технологическая карта урока по теме "Делу - время, потехе - час"

Интегрированный урок окружающего мира и математики по теме "Делу - время, потехе - час". 4 класс, программа "Начальная школа  XXI века"....

Презентация к обобщающему уроку по разделу "Делу - время, потехе - час"

Задания для групповой работы учащихся на уроке обобщения по литературным произведениям, входящим в раздел "Делу -время, потехе - час" 4 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Делу – время, а потехе – час. Звук [ч`]. Буква Ч,ч» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о согласном звуке [ч’] и букве «Ч,ч»Планируемые результатыПредметные:1.Знать особенности...