Русский язык 1 класс "Слова, отвечающие на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?""
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Кнспект урока по русскому языку

Тема: Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 17.02.2022.

Школа: Трубчевская Гимназия

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Класс: 1

Тема: Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цели:

Содержательная: повторение знаний о словах, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делать?», «Что сделать?».

Деятельностная: формирование умения находить слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение объяснять смысл пословицы.

2.Развивать умения ставить к словам вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

3.Развивать каллиграфические навыки.

4.Развивать умение работать с деформированным предложением.        

Развивающие:

1. Развивать умения давать полные ответы на поставленные вопросы, излагать мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.

2.Развивать умение работать с информацией, представленной в разных видах.

3. Развивать умение формулировать цель и задачи урока, планировать свою деятельность.

4.Формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

5. Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей  работы на уроке, объективно относится к своим успехам и не успехам.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковой деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение объяснять смысл пословицы.

2.Знания о словах, отвечающих на вопрос «Кто?», «Что?», «Что делать?», «Что сделать?».

3.Умение ставить к словам вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

4.Умение писать каллиграфически.

5.Умение составлять предложение из данных слов.

Личностные:

1. Интерес к русскому языку, положительное отношение к языковой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

 1. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и

самостоятельно.

2. Умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

 Регулятивные:

1.Умение формулировать цель и задачи, планировать свою деятельность.

2.Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относится к своим успехам и не успехам.

Коммуникативные:

1.Умение давать полные ответы на поставленные вопросы, излагать мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря.

Оборудование: тренажер, рабочая тетрадь,  раздаточный материал.

Образовательный ресурс: Тренажер по чистописанию 1 класс стр26;

План урока:

1.Этап мотивации

1.1.Приветствие

1.2. Проверка готовности

1.3.Работа с пословицей

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Работа в прописях, запись предложения.

2.2. Игра «Третье лишнее»

3.Этап выявления места и причины затруднения

3.1 Игра «Третье лишнее»

3.2. Формулирование проблемы урока.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Формулирование темы урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование деятельности

5.  Этап реализации построенного проекта

5.1. Чтение стихотворения

5.2. Выборочное списывание слов, которые отвечают на вопрос «Какие?»

6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Подбор и запись слов отвечающих на вопросы «Какой?» (работа с раздаточным материалом).

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Самостоятельный подбор и запись слов отвечающих на вопросы «Какая?»  «Какое?»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с деформированным предложением.

8.2. Запись составленного предложения

9.Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Подведение итогов

9.2. Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые     результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УДД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодняшнее занятия у вас проведу я.

1.2 Проверка готовности

1.3Работа с пословицей.

Учить – ум точить.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста,  пословицу.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Ребята, я думаю, что мы будем на уроке активно читать, писать, отвечать на вопросы и становится умнее.

Здравствуйте

Чем больше читаем, пересказываем, тем умнее мы становимся.

Фронтальная

Беседа

П1

Пр1

К1

2.  Этап актуализации

пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для

«открытия нового знания», и выявление затруднений

индивидуальной

деятельности

каждого учащегося

2.1. Работа в прописях, запись предложения

- Откройте, пожалуйста, прописи на странице 26 и посмотрите, что мы должны сделать?

- А теперь пропишите ее самостоятельно.

2.2. Игра «Третье лишнее».

- Ребята, прочитайте слова, помещенные на доске.

(Весна, гнездо, птица.)

- Какое  слово лишнее?

- Почему?

- Давайте прочитаем вторую строчку.

(прилетать, вить, запеть)

- Зададим вопрос к первому слову.

- Зададим вопрос ко второму слову.

- Зададим вопрос к третьему слову.

- Так какое слово лишнее?

- Итак, ребята, что мы с вами сейчас делали?

- С какими словами мы работали?

 

Обвести текст пословицы

- Птица, отвечает на вопрос «Кто?», остальные отвечают на вопрос «Что?».

- «Что делать?»

- «Что делать?»

- «Что сделать?»

- Лишнее слово «запеть», оно отвечает на вопрос «Что сделать?», а остальные слова отвечают на вопрос «Что делать?».

- Задавали вопросы к словам, находили лишнее.

- Со словами, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делать?», «Что сделать?»

Фронтальная

Индивидуальная

П1

П2

Пр2

Пр4

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1 Игра «Третье лишнее».

-Ребята, посмотрите на доску

(Ручей, солнце, голубое)

-Прочитайте.

- Задайте вопрос к каждому слову.

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- Хорошо.

3.2 Формулирование проблемы урока.

 - Ребята, со словами, отвечающими на вопрос «Кто?» и «Что?», мы уже работали

- А со словами, отвечающие на вопрос «Что делать?», «Что сделать?»

- А с какими словами мы еще не работали?

Лишнее слово «голубое»

Оно лишнее, потому что отвечает на вопрос «Какое?».

А остальные отвечают на вопрос «Что?».

- Работали

- Со словами отвечающие на вопрос: «Какое?», «Какой?», «Какая?», «Какие?».

Фронтальная

П1

П2

К1

Пр2

Пр3

4.  Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача:

постановка целей

учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств

их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

- Какова же тема нашего урока?

4.2. Формулирование цели урока

- Какую цель мы для себя поставим?

- Совершенно верно, цель нашего урока научится находить слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

4.3. Планирование деятельности

- Что мы для этого должны сделать?

- Правильно, всё это мы будем сегодня делать на уроке.

Тема нашего урока  «Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

- Научится находить слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Писать слова, ставить вопросы, делать выводы, составлять предложения.

Фронтальная

Р1

К1

П2

П2

Р1

5.  Этап

реализации

построенного проекта

Задача: построение учащимися

нового способа действий и

формирование

умений его

применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение,

так и при решении задач такого

класса или типа вообще

5.1 Чтение стихотворения.

- Ребята, кто заметил, что у вас лежит на столах.

- Найдите карточку, где записано стихотворение.

- Почему вы решили, что это стихотворение?

- Назовите.

(Если дети не найдут) - Найдите слово, которое рифмуется со словом разные, пустые….

- Правильно, значит это стихотворение.

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

- Ребята, давайте прочитаем это стихотворение по цепочке.

Слова бывают разные,

Хорошие, простые,

Слова бываю праздные –

Ненужные, пустые. (А.Барто)

- Какое слово у вас вызвало затруднение?

- Как автор объясняет значение этого слова, что означает слово «праздные»?

5.2. Выборочное списывание слов, которые отвечают на вопрос «Какие?»

- Как вы думаете, какие слова мы с вами будем выписывать?

- А давайте посмотрим.

- В первой строке, какое слово отвечает на вопрос «Какие?»?

- Итак, какие слова мы будем выписывать?

- Откройте тетради в косую линейку, запишите число, классная работа.

- С красной строки, с большой буквы мы выпишем первое слово. И какое слово?

- К доске пойдет…

- На какой вопрос отвечает это слово?

- Какое следующее слово мы выпишем? (ученик у доски)

- Перед тем как писать, давайте хором проговорим, как пишется это слово. ХО-РО-ШИ-Е.

- Что вы заметили?

- Какая орфограмма в этом слове?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- Хорошо, один ученик у доски, а остальные у себя в тетрадях.

- Давай проговорим ещё раз это слово.

- На какой вопрос отвечает это слово?

Аналогично со словом «Простые»

- Проговорим слово «праздные» (звук [д], четко)

- Хорошо, один ученик у доски, а остальные у себя в тетрадях. Проговори, как ты запишешь это слово.

- Хорошо, записывай.

- Итак, ребята, что мы сейчас делали?

- Карточки

- Здесь есть рифма.

- Разные — праздные;

  простые — пустые;

 

Читают по цепочке

 

- Праздные

- Ненужные, пустые.

- Слова, которые отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какие?», «Какое?».

Разные

- Мы будем выписывать слова, отвечающие на вопрос «Какие?».

Разные

«Какие?»

Хорошие

Дети проговаривают вместе с учителем

- ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

- «Какие?»

- Хорошие

- «Какие?»

 

- Праздные.

- Выписывали слова, отвечающие на вопрос «Какие?»

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

П1

П2

Пр3

К1

Пр3

Пр4

К1

Пр4

Пр3

П2

6.  Этап первичного закрепления

с проговариванием во внешней речи

Задача:-

усвоение учащимися

нового способа действия при

решении

типовых

задач.

 6. Подбор и запись слов отвечающих на вопрос «Какой?».

- Возьмите вторую карточку.

- Что вы заметили?

- Да, а ещё?

- Значит, что нам нужно сейчас сделать?

- Хорошо, давайте к первому слову подберем вместе другое слово, отвечающее на вопрос «Какой?».

Арбуз (какой?) …… (спелый, красный, вкусный)

- Хорошо, запишите слово, которое вам понравилось больше.

- Есть вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»

-Пропущены слова

- Вставить пропущенные слова

Спелый

Вкусный

Красный

Сочный

Индивидуальная, самопроверка по эталону

Пр3

П1

Пр4

7.  Этап самостоятель-ной работы с самопро-веркой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлек-сия (коллективная и индивидуальная) достиже-ния цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.Самостоятельный подбор и запись слов, отвечающих на вопросы «Какая?»  «Какое?»

- А к другим словам запишите самостоятельно, и мы проверим.

Капуста (какая?)…..

Солнце (какое?) ……

- Ребята, какие слова мы с вами записали?

Полезная, вкусная, цветная.

Яркое, теплое, ласковое, весеннее.

- Слова, которые отвечают на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?».

Индивидуальная, самооценка

Пр3

Пр4

П1

П2

8.  Этап включения в систему знаний и повторения

Задача:

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспе-чения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1Составление предложения из слов.

в   Шустрая  поёт  лесу.  синичка  

- Ребята, посмотрите на доску, можно ли эти слова назвать предложением?

- Почему?

- Составьте из этих слов предложение.

- Какое слово будет первым ? Почему?

- Какое слово будет вторым? Кто у нас шустрая?

- Хорошо, что синичка делает?

- Поёт где?

- Что нам помогло поставить В ЛЕСУ, на последнее место?

8.2 Запись составленного предложения.

- Запишите это предложение в тетрадь, в косую линеечку.

- Кто записал всё правильно, без шибок и исправлений, поднимите руку.

- Хорошо

- Встретилось ли в нашем предложении, слово, отвечающее на вопрос «Какая?» «Какое?» «Какие?» «Какой?»

- На какой вопрос отвечает это слово?

- От какого слова вы задавали вопрос?

Шустрая синичка поёт в лесу.

- Эти слова нельзя назвать предложением.

- Нет законченной мысли, не связаны между собой по смыслу.

- Оно написано с заглавной буквы. (Шустрая)

- Синичка.

- Поёт

- В лесу.

- Точка.

- «Какая?»

- Синичка (какая?) шустрая.

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

самопроверка

П1

П2

Пр5

К1

Пр4

Пр5

К1

9.  Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов

своей учебной

деятельности, осознание метода

построения и границ применения нового способа действия.

9.1.Подведение итогов

Ребята, какова была тема нашего урока?

Какую цель мы ставили?

Смогли мы ее достичь?

9.2. Рефлексия

Покажите кружочки, как вы оцените свою работу на уроке.

В чем были затруднения?

- Почему у тебя не получилось (если подняли другой цвет)

- На этом наше занятие закончено, мне было приятно с вами работать, до свидания.

Тема урока: «Слова, отвечающие на вопросы «Какая?», «Какой?», «Какое?», «Какие?».

 - научится находить слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Фронтальная, индивидуальная

Р2

К1

П2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая?"

Учащиеся изучают новый материал вместе с героями мультфильма "Лунтик"....

Конспект урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

На этом уроке дети познакомятся со словами, отвечающими на вопросы Кто? и Что? В неформальной обстановке сделают для себя новое открытие. На уроке используются парные и групповые методы работы....

Методическая разработка урока русского языка "Слова, отвечающие на вопросы "кто?", "что?"

Интегрированный урок "русский язык + литературное чтение". Каждый этап урока направлен на воспитание бережного отношения к своему здоровью....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?"

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ "СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?" 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Слова, отвечающие на вопросы кто? что?",

Презентация к уроку русского языка,2 класс (Программа УМК "Школа России).Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?Задачи: упражнять в умении классифиц...

Презентация по русскому языку "Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?"

Презентацию можно использовать  во 2 классе, для любого УМК...