Конспект урока русского языка «Правописание суффиксов существительных -ек -ик».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 «А» классе по теме «Правописание суффиксов существительных -ек -ик», УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Урок русского языка
4 «А» класс
Тема: «Правописание суффиксов существительных -ек -ик».
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов:
Фоменко Т. А.
с. Красногвардейское
2022 г.
Тема урока: «Правописание суффиксов существительных -ек -ик»
Цель урока: познакомить учащихся в с правописанием суффиксов -ек –ик и отработать полученные навыки на практике.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- Сформировать навыки правописания суффиксов -ек –ик в существительных;
- Научить применять алгоритм изучаемого правила на основе тренировочных упражнений;
- Обогатить словарный запас учащихся;
- Дать представление о суффиксе как о значимой части слова;
2 Воспитательные:
- Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
- Воспитывать умение объективно оценивать работу одноклассника;
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе;
3. Развивающие:
- Развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений;
- Повышать речевую культуру школьников;
- Совершенствовать слуховое внимание.
1.Организационный момент.
Ребята сегодня на уроке у нас присутствую гости, повернитесь и поприветствуйте гостей.
2. Мотивация.
- Мы будем на уроке думать? (да)
- Мы будем рассуждать? (да)
- А может, будем спать? (нет)
- И в облаках летать? (нет)
- Друг другу будем помогать? (да)
- И трудности преодолевать? (да)
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. (Покажите свое настроение с помощью смайликов)
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.
-Открыли тетради. Записываем число, классная работа
3. Орфографическая минутка.
- Посмотрите на рисунки, назовите слова, и запишите первую букву в каждом слове и прочитайте, какое слово получилось.
собака
улитка
фотоаппарат
фортепиано
индеец
книга
свеча
суффикс
-О какой части слова мы будем говорить на уроке?( о суффиксе)
-Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов.
-Вспомнить об этой морфеме нам поможет задание «Верные и неверные утверждения».
Я вас прошу назвать только верные утверждения.
4. Актуализация знаний.
Найди верное утверждение:
1.Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.
2.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
3.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
4.Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
5.Суффиксы – оньк, - еньк, -очк, - ик, -ек, -ушк,-юшк. Образуют отчества.
Уменьшительно –ласкательное значение.
- Постановка проблемы.
Упр.1.Прочитайте загадки и назовите отгадки.
1. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. КЛУБОК –
2. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит, а тронешь-кричит. ЗВОНОК –
3.Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. МЯЧ –
- Определите к какой части речи относятся слова.
-Ребята образуйте отданных существительных однокоренные слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами .
- Обозначьте ударение .
-В какой части слова находится безударная гласная?
- В написании каких суффиксов можно допустить ошибку? –ИК,-ЕК (
КЛУБОК – клубоч..к
Звонок – звоноч..к
Мяч- мяч..к
5. Изучение нового материала.
-Сформулируйте тему урока.
-Определите цели урока:
Узнать..
Научиться..
Понять
- Послушайте сказку. Может быть, вы найдёте ответ на поставленные цели.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-(нет)замочка, ключик - (нет) ключика
- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
Молодцы!
Проанализируйте слова второго столбика и объясните , какую букву писать в суффиксе.
КЛУБОЧЕК - клубочка
ЗВОНОЧЕК - звоночка
МЯЧИК – мячика
-Сделайте вывод. ( Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает – букву и)
Определите падеж имен существительных в третьем столбике
Упр.2(Работа в парах) Карточка на парте. Прочитайте задание и подготовьте ответ.
Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик -……
садик -….
кармашек -…
пенёчек -….
Ответы у доски
билетик билетики
садик садики
кармашек кармашки
пенёчек пенечки
-Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
-Как проверить верность наших выводов ?
(Надо прочитать правило в учебнике )
-Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на с.62
-Прочитайте правило.(Вслух)
-Правильные выводы о написании суффиксов мы сделали?
5.Физкульминутка.
6.Закрепление.
-Применим полученные знания на практике.
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
-Я думаю, что вы уже усвоили правило правописания суффиксов – ик, - ек и можете попробовать себя в роли корректора.
Игра «Корректор»
Ваша задача найти ошибки, исправить их.
Самостоятельно выполняем. У доски представители от каждого ряда.
Самопроверка
-Молодцы ребята.
-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.
Упр.5(Карточка)
Прочитайте предложение, вставьте пропущенные орфограммы . Спишите.У доски.
Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4
7. Итог урока.
ОЦЕНКИ
9. Домашнее задание.
1. Запишите домашнее задание: правило на стр. 62, упр.104
2. Сочинить лингвистическую сказку о суффиксах – ек, -ик.(или задания на карточках по выбору, если не успеем в классе).
Ребята я хотела бы увидеть ваше настроение покажите с помощью смайлика.
Очень приятно, что во время нашей работы ваше настроение не испортилось
10.Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упр.1 прочитайте загадки и запишите отгадки.
1 ряд. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь.
2 ряд. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит, а тронешь-кричит.
3 ряд .Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.
Упр.2 (в парах)
Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.
билетик -……
садик -….
кармашек -…
пенёчек -….
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
Упр.5Прочитайте предложение и вставьте пропущенные орфограммы.
Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4
__________________________________________________________
Упр.1 прочитайте загадки и запишите отгадки.
1 ряд. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь.
2 ряд. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит, а тронешь-кричит.
3 ряд .Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет.
Упр.2 (в парах)
Измени форму данных слов, подставляя к ним слово, много.
билетик -……
садик -….
кармашек -…
пенёчек -….
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс -ик– , а когда суффикс – ек–.
Упр.5Прочитайте предложение и вставьте пропущенные орфограммы.
Витя взял зонт…к и вышел во двор..к.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"
Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-95251-1357208968.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"
Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284514-1377393087.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284514-1377393087.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-284514-1377393087.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ
Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-215606-1385056610.jpg)
конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова"
Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/30/picture-452894-1401432521.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...