Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Безвершенко Ольга Сергеевна

Адаптированная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  определяются адаптированной образовательной программой», программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  

Адаптированная образовательная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного  стандарта  начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009)  с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.;
  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
  • Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы» (Пр.№1087 от 13.08.2015г.);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МАОУ «Прогимназия «Созвездие»;
  •  Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Прогимназия «Созвездие»;
  • Учебного плана МАОУ «Прогимназия «Созвездие».

        Данная адаптированная программа по курсу «Русский язык» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой», программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка.

        Программа предназначена для учащегося 3 «В» класса .

        Александр испытывает затруднения в обучении, нуждается в постоянной помощи и контроле. Низкий уровень мотивации к обучению. Мелкая моторика рук развита плохо, тяжело даётся выполнение заданий с использованием ручки и карандашей. Устная речь развита слабо, ребенок затрудняется в составлении предложений, отвечает односложно. Слабо развито логическое мышление, поэтому не всегда может сделать элементарные выводы. Владеет понятиями «больше», «меньше», «одинаково».

        Александр не нарушает дисциплину на уроках. Но иногда может проявить агрессию, нецензурно ругаться. С классным руководителем общение строится только наедине, в присутствии других людей молчит, не отвечает или отвечает односложно, мальчик стеснителен, но на контакт идёт. На похвалу реагирует положительно, в ситуации весёлой и смешной – улыбается, смеётся. А на критику реагирует не всегда адекватно – психует, разбрасывает вещи. Трудностей в общении со сверстниками практически не испытывает, на перемене играет с одноклассниками.

        По результатам ТПМПК (заключение № 81 от 16.09.2020 г.) подтверждён статус ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.  Рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).    


Русский язык

Цели образовательно-коррекционной работы

     Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс разработана на основе:

-Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

-примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Русский язык является важной составляющей частью образования умственно отсталых учащихся. Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.

        Основная цель обучения русскому языку детей с умственной отсталостью заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.

        Основными критериями отбора материала по русскому языку является его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объёма и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом учащихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является принцип коммуникативной направленности.

 В новых учебниках по русскому языку (2 – 4 классы) содержание обучения представлено в соответствии с тремя уровнями требований к усвоению программного материала. Каждый уровень имеет своё условное обозначение на страницах учебника, облегчающее поиск нужного задания.

 ! Первый уровень: стабильно хорошее усвоение программы, активность и инициативность на уроке, готовность помогать одноклассникам при работе парами или группами.

 !! Второй уровень: удовлетворительное усвоение программы, затруднённое системным нарушением речи, а также соматическими или психопатическими проблемами.

 !!! Третий уровень: минимальное усвоение программы на уровне списывания

с печатного и рукописного текстов, способность работать по подражанию.

Трёхуровневая система обучения:

позволит учителю осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику на каждом уроке в выборе учебных заданий и речевого материала.

 На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе, независимо от степени нарушения интеллекта.

 Тематическое планирование составлено в соответствии с рабочей программой и новыми учебниками в почасовой разбивке. Каждая учебная тема, кроме заданий, данных в учебнике, поддерживается дополнительными учебно-методическими материалами, предлагаемыми на выбор, а именно:

 - актуальный словарь к каждой учебной теме;

 - дидактические игры и сказки с описанием методики их проведения;

 - разного рода проверочные работы: письмо по слуху, зрительные и слуховые предупредительные диктанты, выборочные диктанты, контрольные диктанты с описанием методики их проведения;

 - индивидуальные карточки с сокращённым вариантом текстов упражнений для учеников, работающих по третьему уровню требований.

 Актуальный словарь – это пассивный и активный словарь, рекомендуемый для работы на уроках по указанной программной теме. В актуальный словарь включены слова, неоднократно используемые в учебнике по данной теме. Слова, содержащие по две орфограммы или слова с повторяющимся стечением согласных в слогах, предлагаются для работы по первому уровню требований. Объём словаря может быть пополнен другими словами, частотность употребления которых достаточно велика, а написание соответствует программным требованиям на данном этапе обучения.

 Дидактическая игра занимает особое место в процессе обучения, поскольку поднимает на более высокий эмоциональный уровень слабо мотивированное выполнение учебных заданий, а именно:

 - зарождает стремление к победе в соревновании, а значит, активизирует волевые усилия в достижении учебной цели;

 - даёт возможность и приучает получать хороший результат работы с напарником за счёт сложения разных по уровню возможностей;

 - часто возникающая необходимость взаимовыручки при коллективных (групповых) формах работы рождает удивительное чувство товарищества, повышает самооценку. В таком позитивном эмоциональном поле учебный материал легче усваивается и дольше сохраняется в памяти. Любую дидактическую игру можно сократить, оставив только учебные манипуляции, если возникает дефицит времени на уроке.

 Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое разнообразие проверочных работ и предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти время и место для письма под диктовку хотя бы одного предложения с последующим подчёркиванием в словах знакомых орфограмм.

 Характеристика основных видов деятельности ученика

 Определение количества предложений в тексте с опорой на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (два-три коротких предложения).

 Выделение из текста предложения на заданную тему (о берёзе, о щенке).

 Уверенное «чтение» схемы предложения; соотнесение схемы с предложением.

 Различение предложений-вопросов и предложений-ответов. Соблюдение правильной интонации при повторном их прочтении.

 Различение предложения и набор слов с опорой на наглядность (набор предметных картинок и сюжетная картинка, составленная из данных предметов). Овладение умением составлять предложение, пользуясь набором предметных картинок.

 Умение исправлять нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме и записаны на отдельных карточках). 

 Ознакомление с орфографическим словарём; нахождение в нём нужной буквы с ориентацией на её место в алфавите (в начале, в середине, ближе к концу, между какими буквами находится).

 Различение на слух гласных и согласных звуков, умение их перечислить.

 Восприятие на слух и выделение голосом ударного звука в словах (слова, состоящие из двух-трёх слогов); постановка знака ударения над ударной гласной. Сравнение предъявляемого учителем правильного и неправильного по силе голоса рисунка звукового состава слова. Выбор правильного варианта и повторение ударного гласного (сапоги – сапоги).

 Умение делить слова на слоги, ориентируясь на гласные буквы. Перенос слова по слогам с одной строки на другую с соблюдением правил переноса.

 Различение на слух твёрдых и мягких согласных в словах и правильное обозначение их соответствующими гласными буквами. Умение составлять пары из слогов (ма – мя) и приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации.

 Различение на слух и чёткое произнесение твёрдых и мягких согласных. Наблюдение за правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Умение доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу и приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова.

 Усвоение сочетания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нахождение их в словах и умение сделать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективное составление словарика из слов с данными сочетаниями.

 Различение звонких и глухих согласных. Коллективное составление пар из данных согласных. Подбор слов к каждой паре согласных.

 Наблюдение за парными согласными на конце слов; сравнение их произношения и написания; формирование умения делать вывод о необходимости сомневаться в написании слов с парными согласными на конце. Тренировка умения доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу.

 Различение названий предметов по вопросам кто? что? Коллективный подбор ряда названий однородных предметов, называние их одним словом (обобщающим) и постановка вопроса к обобщающему слову.

 Умение выделять названия предметов из предложения независимо от формы слова с опорой на предметные картинки (к каким словам можно подставь предметные картинки).

 Умение правильно записывать имена, фамилии и отчества людей, клички животных в предложениях, воспринимаемых на слух.

 Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что сделает? и др. Умение ставить вопросы к названиям действий и подбирать названия действий к вопросам, выбирая один вариант из двух предложенных. Нахождение в предложении названия действий и подчёркивание их.

 Различение названий признаков по вопросам. Угадывание предмета по данным признакам; составление загадок о предмете путём подбора его характерных признаков. Нахождение в предложении названий признаков и подчёркивание их.

 Различение названий предметов, действий и признаков по вопросам.

 Знакомство с новыми предлогами. Наблюдение за их написанием в разных словосочетаниях и коллективное составление вывода о предлоге как отдельном слове. Умение выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Развитие способности составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием.

 Умение выделять из текста предложение на заданную тему.

 Коллективное составление текста из данных предложений с опорой на сюжетные картинки.

 Различение предложений законченного и незаконченного. Умение заканчивать предложение по-разному, опираясь на предметные картинки.

 Сравнение нераспространённого предложения и распространённого предложений (без использования терминов). Умение доказать, какое предложение из двух предложенных интересней. Умение распространять предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем предложений, используя приём постепенного ступенчатого распространения предложения (под руководством учителя). Составление разных предложений об одном и том же предмете на основе предложенного ряда названий предметов, названий действий и вопросов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 К концу года ученики должны уметь:

- работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;

 - переносить по слогам слова с одной строки на другую;

- сверять свою запись с образцом;

- проявлять устойчивое внимание к слову, как к объекту изучения и использования в речи;

- чертить схемы предложений;

- писать под диктовку предложения, соблюдая изученные правила правописания;

- составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать их и прочитывать с соблюдением нужной интонации 

- активно проявлять желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения»;

- проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в ходе игры;

- активно участвовать в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»,

- расшифровать словарную головоломку;

- понимать важность овладения грамотным письмом;

- соблюдать формы записи простейшего диалога, правильно интонировать предложения-вопросы и предложения-ответы;

- объяснять, чем понравился герой записанного рассказа;

- оценить проделанную на уроке работу: Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?

Примеры контрольно-оценочных материалов

Выборочный диктант

 Учитель предлагает послушать предложения и постараться услышать в них короткие слова, состоящие из одного слога.

 Учащиеся слушают первое предложение, повторяют его шёпотом, произнося слова по слогам, и записывают «рабочее» слово.

 Для учащихся с высоким уровнем обучения дополнительно дано предложение, в состав которого входит два «рабочих» слова.

 В конце работы учащиеся по очереди прочитывают по одному записанному слову.

 Поймал кот мышку.

 Сынок, выключи свет.

 Ученик взял карандаш.

 Бабушка, свари суп.

 Телёнок пил молоко.

 Отдай ключ сторожу.

 Давай покрасим пол.

 ! Внук чинит стул дедушке.

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Кот. Свет. Взял. Суп. Пил. Ключ. Пол.

Контрольный диктант

 (Выделенные слова учитель произносит так, как они пишутся.)

 Бобик, на капусту. Собака не ест капусту. Она ушла. Козлик тут как тут. Хрум-хрум, и нет капусты. Иди сюда, Бобик. Дам тебе косточку.

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Бобик, на капусту. Собака не ест капусту. На тебе косточку, Бобик.

Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога

 Едят, ежи, ежата, ежиха, ёлка, ёлочка, змея, знают, заяц, играют, ехали, поехал, моё, молния, моют, моя, поезд, поёт, пою, пояс, поясок, рою, хвоя, читаю, юбка, юбочка, яблоня, яблоко, яблочко, якорь, ящерица.

 Слуховой предупредительный диктант

 Учитель выразительно читает текст. В конце прослушивания ученики отвечают на вопросы по содержанию текста.

 Учитель читает текст по предложениям, делая паузы между словами.

 Ученики повторяют предложение хором, подражая учителю, подсчитывают количество слов в предложении.

 Слова первого предложения учитель анализирует сам – это образец работы: чтение слов по слогам, правила правописания.

 ! Анализ второго предложения делает ученик.

 Остальные предложения разбираются коллективно.

 Учитель диктует текст. Ученики записывают, шёпотом диктуя себе слова по слогам.

 Завершается работа чтением учащимися записанного текста.

 Ходит по двору индюк Буба. Клюёт индюк зёрна. Кур и уток стал гнать. А цыплят не трогал.

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Ходит индюк Буба. Клюёт зёрна. Кур и уток гонит.

Контрольный диктант

 (Выделенные слова учитель произносит так, как они пишутся.)

 Тётя Люся – маляр. У неё щётки и кисти. Тётя красит окна и двери. Она красит стены. Тётя Люся любит свою работу.

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Тётя Люся – маляр. У неё щётки. Тётя красит окна. Она любит свою работу.

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова

 Альбом, апрель, банька, больной, большой, восемь, вратарь, горький, дверь, девять, день, десять, дождь, зверь, зелень, камень, карась, кисель, колокольчик, кровать, крыльцо, лось, лошадь, мальчик, мебель, мельница, метель, морковь, мыльница, огонь, огоньки, олень, октябрь, пальто, пальцы, память, пень, пеньки, портфель, просьба, пузырь, пять,

редька, сельский, семь, сирень, сосулька, сухарь, тень, тюльпан, уголь, шампунь, шесть, яблонька.

Выборочный диктант

 Учитель предлагает послушать предложения и догадаться, чем они интересны. Читая предложения, учитель выделяет голосом «рабочие» слова.

 Учащиеся слушают первое предложение, находят похожие по звучанию слова и записывают их парами, подчёркивая парные согласные на конце слов. Работу с первым предложением можно выполнить как образец.

 ! Стук – друг. (Подчёркивание цветное. См. учебник)

 В конце работы учащиеся по очереди прочитывают по одному слову и объясняют его правописание подбором проверочного слова.

 ! Начинает выполнение задания ученик, написавший образец на доске.

 – Это чей в лесу стук?

 – Это дятел – наш друг!

 Козлик на обед

 Съел мамин букет.

 Дети задали вопрос:

 – Скоро кончится мороз?

 Ешь, Ваня, суп –

 Не сломаешь зуб.

 У деда гараж,

 А у внука шалаш.

 

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Обед – букет. Вопрос – мороз. Суп – зуб. Гараж – шалаш. Стук – друг.

Контрольный диктант

 Вот школьный сад. В ряд растут яблони и груши. Радуют глаз спелые фрукты. А вот малина и крыжовник. Повар сварит ребятам кисель.

 !!! Карточка с записью:

 Спиши.

 Вот сад. Там яблони и груши. А вот малина. Повар сварит ребятам кисель.

Критерии оценки

        Использование в учебном процессе разного рода проверочных работ – это та форма контроля, который помогает учителю вовремя зафиксировать момент перехода знаний каждого отдельного ученика из зоны ближайшего в зону актуального развития. Большое разнообразие проверочных работ и предлагаемая частота их использования на уроках связана с пониманием самой мучительной для учителя проблемы выработки орфографической зоркости у учащихся. Необходимо на каждом уроке найти время и место для письма под диктовку хотя бы одного предложения с последующим подчёркиванием в словах знакомых орфограмм.

        В течение учебного года осуществляется динамическое наблюдение за достижением планируемых результатов, а также промежуточный и итоговый контроль предметных знаний.

        При оценке предметных результатов обучения используется преимущественно 5-балльная система (начиная со 2 класса). Определяющим фактором для выставления оценки является динамика образовательных достижений обучающегося по учебному предмету, расширение его жизненных компетенций.

При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное положение в обществе.

Содержание учебного предмета построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:

  • формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;
  • совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
  • обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
  • развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
  • знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
  • осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.

Исходя из разного по своим возможностям состава учащихся младших классов, в данном разделе программы по русскому языку предусмотрено три уровня требований к знаниям и умениям школьников (в зависимости от успешности овладения ими учебным материалом).

Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок). Работа проводится в рамках актуального словаря.

Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он обращён к ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.  

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

   

    Предложение (повторение) 

    Выделение предложения из текста. Предложение и его схема. Предложения-вопросы и предложения-ответы. Завершение начатого предложения. Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. 

    Звуки и буквы

    Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».

    Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.

    Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.

    Сравнение слов, отличающихся одним звуком, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова.

    Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов-«родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.

Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).

    Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».    

    Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов.

    Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.

    Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я, твёрдости согласных – буквами а, о, у, ы.

    Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком.

    Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.

Слово

Названия предметов

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей.  Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.

    Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.

Названия действий

Действие и его название. Различение действия и его названия.  Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и название действий по вопросам.

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто что делала? кто что делали? Отгадывание названия предмета по названиям действий. Подбор к названию предмета нескольких названий действий.

Названия признаков предмета

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий.

Предлоги

Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к, от, по, над, под, о. 

Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве.

Составление предложений с использованием предлога.  Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.

Предложение

        Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения (о ком или о чём мы хотим сказать).

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.

Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.

Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.

Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё.

Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в нужной форме, затем – в начальной форме с ударными окончаниями). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам.

Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Вариативность ответов на один вопрос.

Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2 до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной – в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.

Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.

Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.

Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.

Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Контрольное списывание.

Письмо по памяти.

Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.

Связная письменная речь

Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Выбор заголовка из данных учителем. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.

Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чём рассказ. Подбор заголовка к рассказу.

Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Запись текста после его анализа.  Определение темы текста. Подбор заголовка.

Изложение текста, воспринятого зрительно, по вопросам. Запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Составление конца рассказа с последующей записью текста.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (102 ч)

Темы

План

Факт

Учебник

(упражнения

на выбор)

Методические рекомендации

(методическое обеспечение и содержание других видов работ на уроках)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Часть 1

Повторение                                                                      

7 ч

1. Предложение. Выделение его из текста

1

с. 3–5

Определять количество предложений в тексте, опираясь на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (2–3 коротких предложения).

    Выделять из текста предложение на заданную тему (о берёзе, о щенке).

2. Предложение и его схема

1

с. 6–7

Уверенно «читать» схему предложения; соотносить схему с предложением.

3. Предложения-вопросы и предложения-ответы

1

с. 8–9

Различать предложения-вопросы и предложения-ответы. Соблюдать правильные интонации при повторном их прочтении.

4. Завершение начатого предложения

1

 с. 10–11

5. Различение набора слов и предложения

1

с. 12–13

    Различать предложение и набор слов, опираясь на наглядность (набор предметных картинок и сюжетная картинка, составленная из данных предметов). Овладевать умением составлять предложение, пользуясь набором предметных картинок (девочка, парта, ученик).

6. Порядок слов в предложении

1

с. 14–15

Уметь исправлять нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме и записаны на отдельных карточках)

7. Предложение. Закрепление знаний

1

с. 16–17

Звуки и буквы

43 ч

 

1. Знакомство с алфавитом

1

с. 18–19

Дидактические игры, с. 30, 31

Познакомиться с орфографическим словарём; научиться находить в нём нужную букву, ориентируясь на её место в алфавите (в начале, в середине, ближе к концу, между какими буквами находится).

2. Звуки гласные и согласные

1

с. 20–21

Различать на слух гласные и согласные звуки, уметь их перечислить.

3. Ударение в словах

1

с. 22–23

Слышать и выделять голосом ударный звук в словах (слова, состоящие из 2–3 слогов); ставить знак ударения над ударной гласной.

4. Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове

1

с. 24–25

Дидактическая игра,
с. 31–32

Сравнивать предъявляемый учителем правильный и неправильный по силе голоса рисунок звукового состава слова.

5. Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове

1

с. 26–27

Выбирать из двух один правильный вариант и называть ударный гласный (сапоги – сапоги).

6. Деление слов на слоги

2

с. 28–29

Дидактическая игра-сказка, с. 32–33; выборочный диктант, с. 33–34

Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на гласные буквы. Переносить слова по слогам с одной строки на другую, соблюдая правила переноса.

7. Контрольный диктант

1

 

с. 34

8. Работа над ошибками

1

9. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

1

 с. 30–31

Дидактическая игра-сказка, с. 34–35

Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Уметь составлять пары из слогов (ма – мя). Приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации.

10. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

2

с. 32–33

Данный на с. 35 контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный

11. Перенос части слова при письме

1

с. 34–35

12. Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед гласными

1

с. 36–37

Дидактическая игра,
с. 35–36

13. Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я

2

с. 38–39

Слуховой предупредительный диктант, с. 36;
Приложение 1, с. 74–75

14. Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я

1

с. 40–41

Данный на с. 37 контрольный диктант можно провести как выборочный

15. Буква мягкий знак (ь) на конце слова

1

с. 42–43

Дидактическая игра,
с. 37–38

   Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова.

16. Буква мягкий знак в середине слова

2

с. 44–45

Зрительный предупредительный диктант, с. 38–39

17. Различение твёрдых и мягких согласных

1

с. 46–47

Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные.

18. Различение твёрдых и мягких согласных

1

с. 48–49

Приложение 1, с. 76–77

19. Контрольный диктант

1

с. 39

20. Работа над ошибками

1

21. Написание жи – ши в словах

2

с. 50–51

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв жи – ши, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями.

22. Написание ча – ща в словах

1

с. 52–53

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв ча – ща, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями.

23. Написание чу – щу в словах

1

с. 54–55

Слуховой предупредительный диктант, с. 40–41

Выучить сочетания букв чу – щу, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями.

24. Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу

1

с. 56–57

Дидактическая игра-сказка, с. 39–40; Приложение 1, с. 78

25. Парные звонкие и глухие согласные

1

с. 58–59

Различать звонкие и глухие согласные. Коллективно составить пары из данных согласных. Подобрать слова к каждой паре согласных.

26. Различение б – п, в – ф 

1

с. 60–61

27. Различение д – т, г – к 

1

с. 62–63

28. Различение ж – ш, з – с 

1

с. 64–65

29. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

1

с. 66–67

Понаблюдать за парными согласными на конце слов; сравнить, как они произносятся и как пишутся; под руководством учителя сделать вывод о необходимости сомневаться в написании слов с парными согласными на конце. Учиться доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу

30. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

1

с. 68–69

31. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

1

с. 70–71

Дидактическая игра, с. 42

32. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

2

с. 72–73

Выборочный диктант, с. 42–43; Приложение 1, с. 79

33. Правила правописания в словах. Закрепление знаний

1

с. 74–75

34. Правила правописания в словах. Закрепление знаний

2

с. 76–77

Приложение 1, с. 74–79, 83

35. Контрольный диктант

1

с. 43

36. Работа над ошибками

1

часть 2

Слово

31 ч

1. Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

1

с. 4–5

Дидактическая игра-сказка, с. 44–45

Различать названия предметов по вопросам кто? что? 

2. Обобщающее название для группы однородных предметов

1

 с. 6–7

Коллективно подбирать ряд названий однородных предметов, называть их одним словом (обобщающим) и ставить к данному слову вопрос.

3. Выделение названий предмета из предложения

1

с. 8–9

Отрабатывать умение выделять названия предметов из предложения независимо от формы слова, опираясь на предметные картинки (подставь предметные картинки к словам, где это можно сделать).

4. Выделение названий предмета из предложения

2

с. 10–11

Выборочный диктант, с. 45

5. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных

1

с. 12–13

Отрабатывать умение правильно записывать имена, фамилии и отчества людей, клички животных в предложениях, воспринимаемых на слух.

6. Названия действий. Различение их по вопросам что делает?  что делают?

1

с. 14–15

Дидактическая игра,
с. 45–46

Различать названия действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что сделает? и др. Уметь ставить вопросы к названиям действий и подбирать названия действий к вопросам, выбирая один вариант из двух предложенных. Находить в предложении названия действий и подчёркивать их.

7. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

1

с. 16–17

8. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

1

с. 18–19

Дидактическая игра,
с. 45–46

9. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

1

с. 20–21

10. Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

1

с. 22–23

Дидактическая игра,
с. 45–46

11. Постановка вопросов к названиям действий

2

с. 24–25

Выборочный диктант,
с. 46–47

12. Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам

1

с. 26–27

13. Контрольный диктант

1

с. 47

14. Работа над ошибками

1

15. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

1

с. 28–29

Различать названия признаков по вопросам.

16. Различение предметов по их признакам

1

с. 30–31

Угадывать предмет по данным признакам; учиться составлять загадки о предмете, называя его характерные признаки.

17. Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

с. 32–33

Дидактическая игра,
с. 47–48

18. Постановка вопросов к названиям признаков предмета

1

с. 34–35

19. Выделение названий признаков предмета из предложения

2

с. 36–37

Выборочный диктант

Находить в предложении названия признаков и подчёркивать их.

20. Названия предметов, действий и признаков предмета

2

с. 38–39

Данный на с. 49 контрольный диктант можно провести как зрительный предупредительный

Учиться различать названия предметов, действий и признаков по вопросам.

21. Предлоги в, на, с, из, у

1

с. 40–41

    Познакомиться с новыми предлогами. Понаблюдать за их написанием в разных словосочетаниях и сделать коллективный вывод о предлоге как отдельном слове. Отрабатывать умение выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Развивать способность составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием

22. Предлоги к, по со словами

1

с. 42–43

23. Предлог от со словами

1

с. 44–45

24. Предлоги над, под со словами

1

с. 46–47

25. Предлог о со словами

1

с. 48–49

26. Предлоги к, по, от, над, под, о со словами

2

с. 50–51

Дидактическая игра-сказка, с. 49–50; слуховой предупредительный диктант, с. 50–51

Предложение

14 ч

1. Выделение предложения из текста

1

с. 52–53

Закреплять умение выделять из текста предложение на заданную тему. Коллективно составлять текст из данных предложений, опираясь на сюжетные картинки.

2. Предложение законченное и незаконченное

1

с. 54–55

Различать предложение законченное и незаконченное. Развивать умение заканчивать предложение по-разному, опираясь на предметные картинки.

3. Предложение законченное и незаконченное

2

с. 56–57

4. Распространение предложений

1

с. 58–59

Научиться сравнивать предложение нераспространённое и распространённое (без использования терминов). Обсудить, какое предложение из двух интересней, и доказать, почему интересней. Отрабатывать умение распространять предложения с помощью предметных картинок, вопросов и схем предложений, используя приём постепенного ступенчатого распространения предложения (под руководством учителя). Развивать способность составлять разные  предложения об одном и том же предмете, используя для этого предложенные ряды названий предметов, названий действий и вопросов

5. Распространение предложений

1

с. 60–61

6. Слова в предложении

1

с. 62–63

7. Порядок слов в предложении

2

с. 64–65

Дидактическая игра,
с. 52–53

8. Составление предложений

2

с. 66–67

Дидактическая игра,
с. 51–52

9. Составление предложений

1

с. 68–69

10. Контрольный диктант

1

с. 53

11. Работа над ошибками

1

Повторение

7 ч

1. Слово. Правила правописания в слове

2

с. 70–71

2. Названия предметов и признаков предмета

1

с. 72–73

3. Название действий предмета

1

с. 74–75

4. Предложение

1

с. 76–77

5. Контрольный диктант

1

6. Работа над ошибками

1

        

        «Э. В. Якубовская РУССКИЙ ЯЗЫК Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы»

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)



(3 ч в неделю, всего 102 ч)

Тема урока

Дата

Примечание

План

Факт

Часть 1. Повторение (7 ч)

1

Предложение. Выделение его из текста

1.09

2

Предложение и его схема

5.09

3

Предложения-вопросы и предложения-ответы

7.09

4

Завершение начатого предложения

8.09

5

Различение набора слов и предложения

12.09

6

Порядок слов в предложении

14.09

7

Предложение. Закрепление знаний

15.09

Звуки и буквы (43 ч)

8

Знакомство с алфавитом

19.09

9

Звуки гласные и согласные

21.09

10

Ударение в словах

22.09

11

Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове

26.09

12

Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове

28.09

13

Деление слов на слоги. Урок 1.

29.09

14

Деление слов на слоги. Урок 2.

3.10

15

Контрольный диктант

5.10

16

Работа над ошибками

6.10

17

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога

10.10

18

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Урок 1

12.10

19

Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Урок 2

13.10

20

Перенос части слова при письме

17.10

21

Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед гласными

19.10

22

Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Урок 1

20.10

23

Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Урок 2

24.10

24

Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я

26.10

25

Буква мягкий знак (ь) на конце слова

27.10

26

Буква мягкий знак в середине слова. Урок 1.

7.11

27

Буква мягкий знак в середине слова. Урок 2

8.11

28

Различение твёрдых и мягких согласных

11.11

29

Различение твёрдых и мягких согласных

14.11

30

Контрольный диктант

15.11

31

Работа над ошибками

18.11

32

Написание жи – ши в словах. Урок 1

21.11

33

Написание жи – ши в словах. Урок 2

23.11

34

Написание ча – ща в словах

24.11

35

Написание чу – щу в словах

28.11

36

Написание жи – ши, ча – ща, чу – щу

30.11

37

Парные звонкие и глухие согласные

1.12

38

Различение б – п, в – ф 

5.12

39

Различение д – т, г – к 

7.12

40

Различение ж – ш, з – с 

8.12

41

Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова

12.12

42

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

14.12.

43

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова

15.12

44

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Урок 1

19.12

45

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Урок 2

21.12

46

Правила правописания в словах. Закрепление знаний

22.12

47

Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Урок 1

9.01

48

Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Урок 2

11.01

49

Контрольный диктант

12.01

50

Работа над ошибками

16.01

Часть 2. Слово (31ч)

51

Названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

18.01

52

Обобщающее название для группы однородных предметов

19.01

53

Выделение названий предмета из предложения. Урок 1.

23.01

54

Выделение названий предмета из предложения Урок 2.

25.01

55

Выделение названий предмета из предложения Урок 3.

26.01

56

Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных

30.01

57

Названия действий. Различение их по вопросам что делает?  что делают?

1.02

58

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала?

2.02

59

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

6.02

60

Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали?

8.02

61

Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают?

9.02

62

Постановка вопросов к названиям действий. Урок 1.

13.02

63

Постановка вопросов к названиям действий. Урок 2.

15.02

64

Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам

16.02

65

Контрольный диктант

20.02

66

Работа над ошибками

22.02

67

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

27.02

68

Различение предметов по их признакам

1.03

69

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

2.03

70

Постановка вопросов к названиям признаков предмета

6.03

71

Выделение названий признаков предмета из предложения. Урок 1

9.03

72

Выделение названий признаков предмета из предложения. Урок 2

13.03

73

Названия предметов, действий и признаков предмета. Урок 1

15.03

74

Названия предметов, действий и признаков предмета. Урок 2

16.03

75

Предлоги в, на, с, из, у

20.03

76

Предлоги к, по со словами

22.03

77

Предлог от со словами

23.03

78

Предлоги над, под со словами

3.04

79

Предлог о со словами

5.04

80

Предлоги к, по, от, над, под, о со словами. Урок 1

6.04

81

Предлоги к, по, от, над, под, о со словами. Урок 2

10.04

Предложение (14ч)

82

Выделение предложения из текста

12.04

83

Предложение законченное и незаконченное. Урок 1

13.04

84

Предложение законченное и незаконченное. Урок 2

17.04

85

Предложение законченное и незаконченное. Урок 3

19.04

86

Распространение предложений

20.04

87

Распространение предложений

24.04

88

Слова в предложении

26.04

89

Порядок слов в предложении. Урок 1

27.04

90

Порядок слов в предложении. Урок 2

3.05

91

Составление предложений. Урок 1

4.05

92

Составление предложений. Урок 2

8.05

93

Составление предложений. Урок 3

10.05

94

Контрольный диктант

11.05

95

Работа над ошибками

15.05

Повторение (7 ч)

96

Слово. Правила правописания в слове. Урок 1

17.05

97

Слово. Правила правописания в слове. Урок 2

18.05

98

Названия предметов и признаков предмета

22.05

99

Название действий предмета

24.05

100

Предложение

25.05

101

Контрольный диктант

29.05

102

Работа над ошибками

30.05

«Э. В. Якубовская РУССКИЙ ЯЗЫК Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с нарушениями речи (вариант 5.2) по литературному чтению для 3 класса...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"

М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»

А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....

Адаптированные рабочие программы для обучающихся с УО (вариант 1)

Данная адаптированная программа по курсу «Мир природы и человека» в начальной школе разработана в соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федераци...