Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

План-конспект урока русского языка. Сочинение по картине В.Серова "Девочка с персиками". Программа "Школа России", 3 класс. Учебник "Русский язык. 3 класс" , авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». 3-й класс

Кудрявцева Юлия Владимировна, учитель начальных классов

Цель:

продолжать обучение написанию сочинения по картине.

Задачи:

формировать умение определять тип текста;

составлять план своей деятельности;

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в паре с целью решения поставленных учебных задач;

формулировать собственную позицию и мнение;

учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

формировать положительную учебную мотивацию;

стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности;

учить адекватно оценивать свою деятельность.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Организация рабочего пространства. Готовность воспринимать учебную задачу.

  1. Постановка учебной задачи.

Тема нашего урока: написание сочинения по картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками».

В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.

Вспомним, что такое портрет? Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей. Художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Ранние произведения Серова 80-годов "Девочка с персиками" - 1887 г. и "Девушка, освещенная солнцем" -1888 г. напоены солнечным светом, светлым восприятием мира, это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости жизни.

Станиславский, Ермолова, Репин, Чехов, Шаляпин - вот некоторые герои его портретов. Но были и Голицыны, Юсуповы, Морозовы…

Обращение к детской теме. "Девочка с персиками"- 1887 г"Мальчики" - 1899 г., "Мика Морозов" - 1901 г. наиболее светлые из портретов художника.

(Демонстрируются несколько репродукций картин художника)

В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. 

Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.

  1. Решение учебной задачи.
  • Вопросы для подготовки к сочинению

Рассмотрим картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине? (Девочка – Вера Мамонтова)
- Какой момент из жизни девочки запечатлён? (Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)
- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту? ( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)
- Расскажите, где художник изобразил девочку? (Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)
- Что она делает? (В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)
- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его. (У Веры мягкий овал лица с тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)
- С чем можно сравнить румянец на щеках? (Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)
- Опишите, во что одета Вера? (На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)
- Что окружает девочку? (На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо, именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это? (Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки.)

- Какого цвета краски использует художник? (Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Итак, мы рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным. Стоит только взглянуть на портрет, как становится радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света! Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.

  • План сочинения по картине "Девочка с персиками"

А теперь составим план сочинения.

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:
  - Портрет девочки.
  - Комната, озаренная светом.
3. Моё отношение к картине.

И подробнее о том, что будем писать в каждом пункте плана.

1. Вступление. (Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

2. Основная часть. (Описание картины: портрет девочки, комната, озаренная светом, девочка сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня, пишем о солнечном свете на картине, красках художника.)


Примеры:
Передо мной, Вера Мамонтова, смуглое лицо, румянец на щеках, большие карие глаза, розовая кофточка, черный бант, бархатный персик, белоснежная скатерть, серебряный нож, солнечный свет, нежные, легкие краски, просторная комната, старинная мебель.
На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.

3 Какую мысль выразил художник?

   Моё отношение к картине.

(Художник передал радостное, прекрасное, безмятежное чувство девочки.)

  • Написание сочинения.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Самооценка своей деятельности. Проанализировать, сложно ли было писать сочинение. Что было особенно трудным? Что далось легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».

План-конспект урока по учебнику «Русский язык. 3 класс».Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Тема: Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»....

Конспект урока ": Сочинение по картине В.А Серова «Девочка с персиками»" (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Сочинение по картине В.А Серова «Девочка с персиками»Цели урока: развивать умение писать сочинение.Планируемые результаты:Предметные: учиться составлять текст-описание, писать ...

Конспект урока развития речи "Сочинение по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"

Конспект урока развития речи в третьем классе - сочинение по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"....

Сочинение по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"

Девочка с персиками, Серов, 3 класс, Школа России, сочинение....