План поведения "Недели русского языка" в 1 классе.
материал по русскому языку (1 класс)

Шатько Татьяна Александровна

Материал для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_provedeniya_nedeli_russkogo_yazyka_v_1_klasse.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

             

План проведения

«Недели русского языка в 1классе»

Цель проведения: углубить знания по предмету, привить интерес к изучаемой науке, учить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить; развивать способности в умении находить нужную информацию, отбирать, редактировать;        воспитывать умение достигать намеченной цели, уважать чужое мнение, адекватно реагировать на критику.

 1-й день.     Знакомство с планом проведения.     Беседа «Русский язык как школьный предмет».  

2-й день.      Диктант «Русский язык»

3-й день.      Игра-соревнование «Разгадай кроссворд»

4-й день.     Конкурс «Поспевай-не зевай»

5-й день.      Игра «Веселая грамматика» Итоги недели.

Отчет о проведении предметной недели по русскому языку в 1 классе

       Неделя русского языка началась с краткой беседы о могуществе, красоте и силе русского языка, после чего школьники ознакомились с планом проведения предметной недели. Знакомство состоялось в виде путешествия в сказку по книге В.Берестова «Как найти дорожку».

      -  Ребята, из сказки В.Берестова «Как найти дорожку», пошли в гости к дедушке-леснику. Пошли и заблудились. Поможем им найти дорожку? Угадайте, куда мы направляемся вместе с ребятами из сказки.

                                             Весной веселит,

                                             Летом холодит,

                                             Осенью питает,

                                             Зимой согревает.

                                                   (Лес.) (картинка)

   - Отгадайте, кого они увидели?

                                              Кто по ёлкам ловко скачет

                                              И взлетает на дубы?

                                              Кто в дупле орехи прячет,

                                              Сушит на зиму грибы?

(Белка.) (картинка, вывеска с названием первого дня недели)        

     - Видят, над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она утроила кладовую. Угадайте, что она заготовила?

                                        И на горке, и под горкой,

                                        Под берёзой и под ёлкой

                                        Хороводами и в ряд

                                        В шапках молодцы стоят.

                                        (картинка гриба)

     Дети решили помочь белке. Ребята помогли белочке заготовить грибы и просят её:

                                        Белка, белка, расскажи,

                                        Белка, белка, покажи,

                                        Как найти дорожку

                                        К дедушке в сторожку?

      - Очень просто, - отвечает Белка.

      - Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той – на берёзку. С берёзки – на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы, прыгайте!

     - Спасибо, Белка, - говорят ребята.

     - Только мы не умеем прыгать по деревьям. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

     Ребята пошли дальше и увидели … кого?

                                          Через поле напрямик

                                          Скачет белый воротник.

(Заяц.) (картинка, вывеска с названием второго дня недели)

     - Куда же торопится заяц, что ищет?

                                          Сидит девица в темнице,

                                          А коса на улице. (Морковь.)

      Зайчик был очень рад, что не останется голодным и пустился в пляс. И все заплясали

      Физкультминутка «Заинька»

                                          Заинька, выходи!

                                          Заинька, выходи!

                                          Серенький, выходи!

                                          Вот так, этак выходи!

                                          Вот так, этак выходи!

                                          Заинька, повернись!

                                          Серенький, повернись!

                                          Вот так, этак повернись! (2 раза)        

                                         Заинька, поскачи!

                                         Серенький, поскачи!

                                         Вот так, этак поскачи! (2 раза)

                                         Заинька, попляши!

                                         Серенький, попляши!

                                         Вот так, этак попляши! (2 раза)

       Ребята попросили зайчика:

                                         Зайка, зайка, расскажи,

                                         Зайка, зайка, покажи,

                                         Как найти дорожку

                                         К дедушке в сторожку?

       - В сторожку? – переспросил Заяц.

       - Нет ничего проще. Сначала будет пахнет грибами. Потом -  морковкой. Потом запахнет лисьей норой. Обскачите этот запах справа или слева. Когда он останется позади, понюхайте и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

      - Спасибо, Зайка, - говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

      Видят – ползёт…

                                          Не то стойло, не то хата,

                                          В ней скотинушка рогата,

                                          Рожки высунуть боится,

                                          Не мычит и не доится,

                                          Не корова, не коза…

                                          Непонятно, где глаза.

                                          Для неё прогулка – пытка!

                                          А зовут её…(улитка)

(Картинка, вывеска с названием третьего дня недели.)

                                          Эй, Улитка, расскажи,

                                          Эй, Улитка, покажи,

                                          Как найти дорожку

                                          К дедушке в сторожку?

         - Рассказывать до-о-о-лго, - вздохнула Улитка. – Лучше я вас туда провожу-у… Ползите за мной.

       - Спасибо, Улитка, - говорят ребята.

       - Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.        

     На цветке сидит Пчела. (Картинка и вывеска с названием четвёртого дня недели). Ребята к ней.

                           Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

                           Пчёлка, Пчёлка, покажи,

                           Как найти дорожку

                           К дедушке в сторожку?

      -Ж- ж- ж, - говорит Пчела. – Покаж-жу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они – туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд несём. Ну, до свидания. Я уж-жасно тороплюсь… Ж-ж-ж… и улетела.

     Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы и быстро нашли сторожку. (Картинка домика и вывеска с названием пятого дня недели). Вот была радость. А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

           

     Во второй день дети писали диктант.    

1-й у ч е н и к.

Да, буквы писать -

Очень трудное дело!

Другие вон

Пишут легко и красиво.

А я что ни сделаю -

Косо да криво!

2-й у ч е н и к.

Заглянешь, бывает,        

В чужие тетради -

Слова, как солдаты,

Стоят на параде!

3-й у ч е н и к.

Словно буря

Прошла по странице.

Пора, эх, пора бы

И мне научится.

Обидно ведь, братцы!

4-й у ч е н и к.

И я бы не прочь

Постараться, собраться, налечь

И – добиться успехов

В науке…

Вот только попасть бы

В хорошие руки!

    -Посмотрите, ребята, на свои руки. Какие они у вас старательные, трудолюбивые. Давайте вспомним, как правильно сидеть при письме. Вместе со мной выполним несколько упражнений для кистей и пальцев рук. (Дети выполняют упражнения.)

-Ребята! Желаю вам успеха!

                                                              Диктант

                                                      Русский язык.

    Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать красоту и силу русского слова.

Активное участие ребята приняли в игре-соревновании «Разгадай кроссворд!». Все участники были поделены на 3 команды. Каждой команде было предложено отгадать по кроссворду. С заданием дети справились легко, работали дружно, прислушиваясь к мнению друг друга.

Интересно прошел конкурс «Поспевай-не зевай!»  

Примечания:

Участие принимают 2 команды, победители выходят на финальную игру.

                                                                ХОД КОНКУРСА

Ведущий:

Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.

Команды готовы?

(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)

1 конкурс  «скороговорки»

Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).

Скороговорки для команд:

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Уже и ужи в луже.
  3. Не доела Нина дыню.
  4. У ежа ежата, у ужа ужата.
  5. Ворона воровала виноград.
  6. От розы занозы.
  7. Сачок зацепился за сучок.

2 конкурс. «Загадки»

Ведущий:

Уважаемые, знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.

Загадки для команд

На бахче у нас растёт,

Как разрежешь- сок течёт.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется…(арбуз)

Эту зелень ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь

Неприятна, некрасива,

Называется…(крапива)

Ежедневно

В шесть утра,

Я трещу:

-Вставать пора!(будильник)

Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом-  под столом,

А ночью- под кроватью. (ботинки)

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь,

А слышат там. (телефон)

Не смотрел в  окошко-

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко-

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (зеркало)

У нашей Катюшки

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат две косички.  (бантики)

3 конкурс. «Искусство общения»

ВЕДУЩИЙ:

Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.

( Двое учащихся 3 класса разыгрывают сценку  для команд )

1 УЧЕНИК: Ты сегодня собирался в кино?

2 УЧЕНИК: Ага!

1 УЧЕНИК: А билеты ещё не купил?

2 УЧЕНИК: Ага!

1 УЧЕНИК: Будешь покупать, купи мне.

2 УЧЕНИК: Ага!

1 УЧЕНИК: Зайти за тобой?

2 УЧЕНИК Ага!

Ведущий:

То, что вы услышали - обрывок телефонного разговора.

Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.

4 конкурс. «Комплимент»

Ведущий:

 Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.

Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.

5 конкурс «Восстанови стихотворение»

Ведущий:

Комплименты вы говорить умеете. Знаете правила произношения скороговорок. Умеете разгадывать загадки и правильно ставить ударения в словах. А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов и писателей - от 15000 до 18000 слов?

Великий А.С.Пушкин, мог выражать свои душевные переживания, имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете вы?

Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение:

Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы!

                            (Вот мы видим маму,

                            А у мамы мыло.

                            Мама моет раму,

                            Чтобы чисто было)

Ведущий:

Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.

Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.

Задание  для финальной игры.

ОБОРУДОВАНИЕ: конверты со словами скороговорки.

ВЕДУЩИЙ:

Здесь собрались команды - победительницы. Сейчас мы определим лучшую команду среди сильнейших. Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку  и прочитать её правильно. Желаю успеха!

Скороговорка: 

У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.

Ведущий объявляет итоги конкурса и предлагает  команде - победительнице сфотографироваться для школьной слайд - презентации.

    В пятый, завершающий день предметной недели, проводена игра «Веселая грамматика» и подведены итоги. Отмечены дети, принимавшие активное участие во всех мероприятиях предметной недели.  Их имена названы в классном уголке в колонке «Поздравляем!»

Игра «В гости к Гласным».

       - К нам приземлилось десять парашютистов-букв. Здесь и гласные и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

САМЕНЛРОПС (село, сало, смена, пора, роса, пена, нота, рота…)

       Конкурс « В гости к Согласным».

       - Замените в слове одну согласную так, чтобы получились другие слова.

       Фара(пара), игра, хата, кочка, лев, роща, крыса, чайка.

      Конкурс «Отгадайте ребусы».

Игра  «Доскажи словечко».

Портфель у меня не велик и не мал,

Лежат в нём задачник, букварь и …(пенал).

Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик).

Быть должны всегда в порядке твои школьные … ( тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна …(тетрадь).

Игра  «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

       Только буква заблудилась:

       Заскочила в чей-то дом

       И хозяйничает в нём!

       Но едва туда вошла

       Буква-озорница,

       Очень странные дела

       Начали твориться.

    Дети, заметив букву-путешественницу, хором называют нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.

1. Закричал охотник: «Ой!

    Двери гонятся за мной!»

2. На виду у детворы

    Крысу красят маляры.

3. Тает снег. Течёт ручей.

    На ветвях полно врачей.

4. Миша дров не напилил,

    Печку кепками топил.

5. Синеет море перед нами,

    Летают майки над волнами.

6. Жучка будку не доела.

    Неохота. Надоело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по русскому языку (4 класс) Рамзаева

Поурочные планы по русскому языку (4 класс) Рамзаева Т....

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...

Поурочные планы по русскому языку ПНШ 1 класс

Поурочные планы по русскому языку для 1 класса по УМК "ПНШ". Уроки 1-40....

План урока русского языка во 2 классе по теме "Перенос слов" ( Школа России)

Русский язык 2 класс («Школы России»)Тема. Перенос слов.Цель. Развитие умения делить слова на слоги и переносить по слогам.           Формирование уме...

План урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола".

План-конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе "Неопределенная форма глагола". Программа РО Л.В.Занкова....

План декады русского языка. Тема: «Знай и люби русский язык»

План декады русского языка Тема: «Знай и люби русский язык»Сроки проведения: 06.12.11 – 16.12.11     Цель декады:  - развитие интереса к предметам «Русский язык»...