Урок русского языка «Однокоренные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тришина Светлана Васильевна
УРОК   РУССКОГО  ЯЗЫКА. 3  класс  УМК   «ШКОЛА  РОССИИ». «Однокоренные слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                УРОК   РУССКОГО  ЯЗЫКА

                                       3  класс  УМК   «ШКОЛА  РОССИИ»

Тема:   «Однокоренные слова»

Дидактическая задача  урока:  формирование  умения  распознавать однокоренные  слова,  выделять в них  корень.

   Цели  урока:

Образовательная- познакомить с признаками однокоренных  слов,  учить выделять в однокоренных  словах  корень,  вырабатывать  умение  и  навык  единообразного написания  и  выделения  корней  в однокоренных  словах;  развивать умение  сравнивать слова, анализировать,  обобщать,  делать  выводы.

Развивающая – развивать  внимание, память, орфографическую  зоркость, умение работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.

Воспитывающая – воспитывать наблюдательность,  трудолюбие,  прилежание, ответственность за  результат  совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.

                                                                                         

                                                       ХОД   УРОКА.          

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ.      

-  С каким   настроение  пришли  на  урок?

-  Что  вы  ждёте  от  урока?

-  Сегодня  на  уроке  у  нас  новая  тема.

- Вы  сами  сможете  сделать  выводы  и  открытия,  приобрести  новые  знания.

     

II.   МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

                                          Унылая  пора!   Очей    очарованье!

                                         Приятна  мне  твоя  прощальная  краса-

                                         Люблю  я  пышное  природы  увяданье,

                                         В  багрец  и  золото  одетые  леса…

      -  О  каком  времени  года  это  стихотворение ?  

     - С  какого  звука начинается  слово  ОСЕНЬ?

     -  Пропишите  данные  на  доске  образцы у себя  в тетрадях.

О о

      - Прочитайте  предложение  :  

ОСЕНЬ -  ВРЕМЯ  СОБИРАТЬ  УРОЖАЙ.

     -Как  понимаете  смысл  этой  пословицы?

(Осень – это пора достатка, богатства и урожая.)

    -  Запишите,  правильно  и  красиво,  её  в  свои тетради.

    -  Какое  словарное  слово  встретилось в пословице?

Урожай

       

III.    СЛОВАРНАЯ    РАБОТА.

      -  Сейчас  вы  соберёте  урожай  из  словарных  слов,  вставляя пропущенные орфограммы.

    -  Внимание  на доску:   КАПУСТА,  ГОРОХ,   ПОМИДОР,  ОГУРЕЦ,  МАЛИНА,  КАРТОФЕЛЬ  

- Отгадайте загадку.  Что копали из земли,

                                      Жарили, варили,

                                      Что в золе мы испекли,

                                      Ели да хвалили?         ( КАРТОФЕЛЬ)

    - Новое словарное слово – картофель.

   -  Как  мы  по-другому называем картофель,  в просторечии?       (КАРТОШКА).

Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и гриб трюфель под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и называли грибным именем – тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре1. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.

 

IV. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ  К  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 -  Послушайте  сказку.

 Встретились однажды корень куста и корень слова

- Здравствуй, - говорит один. – Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечал другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живешь?

А я в словах живу, - ответил второй.

- Ну какой же корень может жить в словах! – усмехнулся первый.

Вот я корень так корень! Посмотри, от меня в земле берут начало ростки, и вырастает целый куст, а то и целое дерево.

- А от тебя что растет?

Что растет ребята?

Нужен ли нам корень слова? Что важнее?     (ответы детей)

Корням ответили люди:

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

  -  О  чем  пойдёт  речь  на  уроке ?      (КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА))

  -  А  слово  «КОРЕНЬ»  в  русском  языке  каким  является ?     (МНОГОЗНАЧНЫМ)

 1.    КОРЕНЬ   -  подземная  часть  растения.

 2.    КОРЕНЬ    -   внутренняя  часть  зуба,  волоса,  ногтя.

 3.     КОРЕНЬ  -  значимая  часть  слова.

  -  Какое  же  из  этих  3-ёх  значений  нас  будет  интересовать  на  уроке?

  -  А  может  кто-то скажет  как  называются  слова  у  которых  одинаковый  корень ?    (однокоренные)

 

V. РАБОТА  НАД  НОВОЙ  ТЕМОЙ.      

 1.  Карточка №1.(работа в группах)

-  Ребята,  прочтите  очень  внимательно текст.

                                                     СКОРО   ЗИМА.

           К  утру  лёг  первый  мороз.   Он  подморозил  астры  и  флоксы.  На   траве  появилась  изморозь. Лужи  покрылись  стёклышками  льда.  Морозный  воздух  свеж  и  чист.

-  Встретились  ли  однокоренные  слова ?  

- Какие?

- Какой  в  них  корень?

- Как  пишется  корень  в  однокоренных  словах?

- Спишите  однокоренные  слова,  выделите  корень.

ВЫВОД:       -  какие  слова  записали?

                      -  как  пишется  корень  в  однокоренных  словах?

Физкультминутка.

ДРУЖНО ВСЕ ПОПРЫГАЛИ 1,2,3,

РУЧКАМИ ПОДВИГАЛИ 1,2,3,

НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ 1,2,3,

ГЛАЗКАМИ ПОХЛОПАЛИ 1.2,3,

ВПРАВО ПОСМОТРЕЛИ,

ВЛЕВО ПОСМОТРЕЛИ,

ТИХО,АККУРАТНО

ВСЕ ЗА ПАРТЫ СЕЛИ.

2.   Сегодня  мы  учимся  находить  и  подбирать  однокоренные  слова.  

Предлагаю  поработать  в  парах  и  заполнить   таблицу.  

- Прочитайте  названия  столбиков.  Вам  нужно  используя  предложенные  корни,  в первом  столбике,  подобрать  однокоренные  слова   известных  частей  речи:  существительное,  прилагательное,   глагол.

-Что такое существительное?

-Что такое прилагательное?

- Что такое глагол?

Карточка №2. (работа в парах)

ПОИСК   РЕШЕНИЯ:

  1. Заполните  таблицу.
  2. Понаблюдайте  за написанием  однокоренных  слов.
  3. Выделите  корень.
  4. Какие  части  речи  можно  использовать для подбора однокоренных  слов.

Корень

Существительное

Прилагательное

Глагол

Цвет-

цветочек

цветочный

цветет

Рыб-

рыбка

рыбный

рыбачит

Зим-

зимушка

зимний

зимовать

 

Фронтальная  проверка  по  строчкам.

-  Удалось  ли  вам  подобрать  однокоренные  слова,  используя  разные  части  речи

ВЫВОД:  ПРОДОЛЖИТЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

- Для  подбора  однокоренных  слов  можно  использовать…(  однокоренные  слова  разных частей р.)

- Корень  в  однокоренных  словах….(  пишется  одинаково)

3. Работа по учебнику стр.61.

Упражнение №107.

-Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.

-Определите что обозначает каждое слово.

-Как называется общая часть однокоренных слов?

-Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика.

-Докажите, что эти слова однокоренные.

-Запишите однокоренные слова с корнем –берез-. Выделите корень.

4. Я знаю  вы  любите  играть.  Так вот  следующее задание  поможет  вам  сделать  еще  одно  открытие.

 Карточка №3.  ИГРА    «ТРЕТИЙ    ЛИШНИЙ».

                  Гусь                                           нож                                           смешной

                  гусёнок                                      ножичек                                   смешать

                  гусеница                                    ножной                                    смешить

-  Какие  слова  лишние  и  почему?

(Гусеница – насекомое, ножной – насос для автомобиля с манометром, смешать – например краски, красный и желтый, синий и зеленый.)

ВЫВОД:   У  ОДНОКОРЕННЫХ  СЛОВ  ДОЛЖНО БЫТЬ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

5. Учебник  стр.61- правило.

- Внимательно прочитайте правило.

- Содержание  правила  и  наши  выводы  совпадают?  

VI.     ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1.    Работа  по  учебнику.   На  стр.  61,  найдите  и  выполните  УПР.108.

       А  сейчас  обменяйтесь  тетрадями  и  выполните  взаимопроверку.

2.   А  сейчас  для  того,  чтобы  вы  сами  смогли  оценить  свои  знания  по  теме  урока  я  вам  предлагаю  выполнить  задание  на  карточках.

Карточка №4.

-Запишите, как называют человека, который:

Строит дом –

Кладет печь –

Убирает двор –

Учит детей –

Работает на тракторе –

Слова для справок: тракторист, печник, строитель, дворник, учитель.

- В родственных словах выделите корень.

ВЫВОД:   -  Какие  слова  писали  на карточках ?  (однокоренные)

                  -  Какие  слова  называем  однокоренными?   (  с   одинаковым  корнем  и  значением)

             

3.Внимательно послушайте стихотворение, и постарайтесь запомнить  однокоренные  слова:

                                          Как-то  много  лет  назад

                                          Посадили  странный  сад.

                                          Не  был  сад  фруктовым,  

                                          Был  он  только  словом

                                          Это  слово  -  слово  «КОРЕНЬ»

                                          Разрастаться  стало  вскоре  .

                                          И  плоды  нам  принесло  -  стало  много  новых  слов.

                                          Вот  из  сада   вам   рассада.

                                          Вот  ещё  посадки  рядом.

                                         А  вот  -  садовод.

                                         За  ним  садовник  идёт.

                                         Очень  интересно  гулять в  саду  словесном.  

 -  Какие  однокоренные слова  услышали?          

 -  Какой  в  них  корень?

VII.      ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ.  ИНФОРМАЦИЯ  О  Д/З.

        -  Прогулку  по  словесному саду  мы  будем продолжать  завтра на уроке,  а сейчас  давайте  вспомним какую  задачу  ставили  в начале  урока?

(Учиться  распознавать однокоренные  слова,  выделять в них  корень.

- Кто  считает  что  он  с  задачей  справился?

- Какие  же  слова  называют  однокоренными?

         Д/З - вы  поупражняетесь  в группировке  однокоренных  слов  и  выполните упражнение №109.

VIII.       РЕФЛЕКСИЯ

        -  Выразите  своё  отношение  к  уроку,  оцените  свой  вклад  в  совместную  учебную  деятельность  и,  выбрав  одно  предложение  постарайтесь  закончить  его:

   -   Сегодня   я  узнал(а) …..                                           -   Было  интересно….

   -   Было   трудно…                                                       -   Я   понял (а)….

   -  Теперь   я  могу…                                                      -  У  меня  получилось…

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан  в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...

Урок русского языка "Однокоренные слова"

Урок русского языка "Однокоренные слова"...

Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация

Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация...

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»...