Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коробова Марина Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_russkii_yazyk_3_klass.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок русского языка

По теме «Корень слова. Однокоренные слова.»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Базовый УМК: УМК «Школа России». Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: Способствовать отработке умения находить корень в однокоренных словах; создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с признаками однокоренных слов, учить выделять в однокоренных словах корень, вырабатывать умение и навык единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах; развивать умение сравнивать слова, анализировать, обобщать, делать выводы.

Развивающие: развивать внимание, память, орфографическую зоркость, умение работать в парах, осуществлять само и взаимоконтроль.

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, трудолюбие, прилежание, ответственность за результат совместной деятельности, интерес к изучению родного языка.

Необходимое оборудование:

Для учителя: учебник, методические материалы, доска, мел

Для ученика: учебник, ручка, карандаш, тетрадь

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку, все ли у вас лежит на парте.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

2.

Мотивация

- Чтобы урок прошёл продуктивно и легко, давайте поиграем в игру. Я задаю вопросы, а вы отвечаете «Это Я»

Кто сегодня выполнил домашнее задание по русскому языку?

Кто по утрам делает зарядку?

Кто сегодня хочет получить хорошие оценки?

У кого сегодня хорошее настроение?

Играют в игру «Это Я»

Личностные:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

использовать речь для регуляции своего действия.

3.

Минутка чистописания. Словарная работа.

- Открываем тетрадь: записываем число, классная работа.

- Давайте проведём минутку чистописания.

На доске представлены элементы букв, пишем в тетрадь красиво и аккуратно.

ВаВ Зза Ггм Ммг

- А сейчас записываем в тетрадь слово словарь, я буду вызывать к доске.

Словарь: Вторник, альбом, заря, город, мороз.

Из словарных слов, вам нужно составить предложение, выделяем грамматическую основу и задаём вопросы от главных слов, выполняем синтаксический разбор предложения.

Слушаю детей, выбираем одно понравившееся предложение для разбора.

Выполняют минутку чистописания.

Записывают словарные слова у доски, выделяют ударную букву и опасное место в слове, где можно допустить ошибку.

Составляют предложения, выделяют грамматическую основу, разбирают предложение, задав вопросы от главных слов, выполняют синтаксический разбор предложения.

Словарь:

Вторник, альбом, заря, город, мороз.

Во вторник на уроке рисования я в альбоме нарисовала морозный утренний город, где дороги были усыпаны снегом, был трескучий мороз.

Личностные:

Самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

4.

Постановка темы

На доске дерево с корнем вода.

- Какие слова мы вырастим на этом дереве? ( водичка. водит, водяной, водитель, водица, подводный)

(Слова водить и водитель)

- Что вы заметили?

(лишние слова выросли на дереве)

- А почему они лишние?

( у них разное лексическое значение).

- Какую цель мы перед собой поставим?

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Находят лишние слова, доказывают своё мнение.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

5.

Формулировка задания

- Я предлагаю вам найти в родственные слова и посоветовавшись, выделить корень.

Работают в паре.

Вспоминают правила работы в паре.

Распознают однокоренные слова, выделяют корень в однокоренных словах.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные:

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

6.

Первичное закрепление

Игра «Копилка русского языка».

- Соберите как можно больше родственных слов с корнем:

1 группа - сад

2 группа – лес

3 группа – корм

4 группа - вода

5 группа – лист

6 группа – гриб

- Выдели в словах корень.

Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.

- Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод: Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Работают в паре.

Правила работы в паре.

Выполняют задание, после проверки записывают слова в столбик и выделяют корень.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнёра;

формулировать собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

7.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Слушают учителя и выполняют движения.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

8.

Практическое задание

Обьясняет задание в учебнике, контролирует выполнение.

(Упр. 107, 108)

Находят однокоренные слова, записывают, обозначают корень.

Подбирают однокоренные слова, выделяют общую часть – корень в однокоренных словах.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

использовать речь для регуляции своего действия;

формулировать собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

9.

Рефлексия. Домашнее задание

-Какая задача стояла перед
нами?

-Что такое корень?

-Что такое однокоренные слова?

-Кому было трудно на уроке?

-Кто легко справлялся со всеми заданиями?

Записываем домашнее задание стр. 61 упр. 109

Отвечают на вопросы учителя.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения 1, 2, 3 лица", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о  личн...

Словарные слова 1-3 класс (УМК Школа России-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий)

Словарные слова в порядке  изучения 1-3 классов...

Технологическая карта урока технологии. Тема:"Аппликация ко Дню космонавтики "Космическая ракета""(3 класс, УМК "Школа России").

Цель урока: углубление знаний о празднике “День космонавтики”, формирование умения выполнять аппликацию “Космическая ракета”.Задачи урокаДидактические:Повторить понятие &ldquo...

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование понятия, представления о корне слова и однокоренных словах; совершенствование умения определять корень слова и распознавать и подбирать однокоренные слова.Задачи...