Нарушение письменной речи обучающихся с ЗПР ( дисграфия )
консультация по русскому языку

Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pismennoy_rechi_detey_.docx162.16 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы по устранению нарушений  письменной речи у обучающихся.

Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в настоящее время приобретает особую значимость.

 Новизна моего  опыта работы состоит в адаптации и систематизации известных логопедических методик по устранению нарушений устной и письменной речи учащихся к содержанию и особенностям коррекционно-развивающего обучения.

Из   многолетнего опыта работы  с детьми ЗПР, можно сделать вывод о том, что речь детей, характеризуется ограниченностью и бедностью словарного запаса.

        Отмечается очень резкая разница между пассивным и активным словарём. Пассивный словарь больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос


Известно, что в период обучения грамоте дети должны усвоить такие понятия, как звук, буква, слог, овладеть навыками фонематического анализа и синтеза. Именно это служит базой для дальнейшей успешной учебы. В действительности же, дети с ЗПР и на втором и на третьем году пребывания в школе не имеют этих знаний и навыков, что тормозит развитие как устной, так и письменной речи, а значит, и всего учебного процесса.

Очень много детей страдает нарушением письменной речи. Существует два вида таких нарушений это- дислексия( нарушение процесса чтения) и дисграфия.  ( нарушение процесса письма)

Цель моей работы – представить некоторые наиболее продуктивные методы и приёмы коррекционного воздействия на учащихся начальных классов, имеющих нарушение процесса письма, используемые на уроках.

Основной задачей коррекционного обучения является восполнение пробелов в звукопроизношении и формирование представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций

Причины дисграфии :

  • органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма
  • запаздывание созревания этих систем мозга
  • нарушением их функционирования.
  • длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

Проанализировав классификацию нарушений письменной речи учащихся и выявив  типичные ошибки младших школьников, связанные с дисграфией, выбрала  комплекс коррекционных упражнений, направленных на предупреждение и устранение типичных нарушений письменной речи младших школьников. Как показывает опыт, это смешенные формы нарушений. При смешенных формах нарушений чтения и письма, наиболее эффективна комплексная коррекция речевых расстройств.

Далее будут изложены наиболее эффективные методы практической коррекционной работы по исправлению нарушений письменной речи учащихся начальной школы с ЗПР. Я выбрала самые, а мой взгляд, эффективны и те что  очень полюбились детям.

 

Все эти  игровые упражнения могут быть широко использованы  на уроках русского языка учителями начальных классов,  если в процессе учебной деятельности будет соблюдаться совокупность следующих методических условий:

  1.  Организация планомерной, целенаправленной работы по развитию фонематического восприятия, саморегуляции, обогащению и уточнению словаря младших школьников, предупреждению речевых ошибок
  2. Знание учителем типологии дисграфических ошибок, выяснение причин допускаемых учащимися речевых ошибок

В памятках представлены нормы оценивания для детей с ЗПР.

Также виды дисграфии  ,  типичные ошибки  и подобранные виды коррекционной работы.

А я представлю Вам  самые, а мой взгляд, эффективны и те что  очень полюбились детям. 

При оценивании письменных работ детей с ЗПР,  применяется следующая классификация:  

Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущена одна негрубая ошибка или 1-2 дисграфических ошибок, работа написана аккуратно.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 1-3 пунктуационных и 1-3 дисграфических ошибок; работа выполнена аккуратно.

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-7 орфографических, 4 пунктуационных и 4-5дисграфическихошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 4 и более дисграфических ошибок. С учетом психофизиологических особенностей обучающегося, результатов психического развития (уровень развития внимания, памяти, мышления) в случае выявления у учащегося положительной динамики по отдельным знаниям, умениям и навыкам оценка «2» не ставится.

  Что же относиться к дисграфическим ошибкам?

Далее Вашему вниманию будут представлены  наиболее встречаемые  виды дисграфии , типы ошибок, и приемы работы над ними.

Акустическая дисграфия:

Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки 

Замены звонких согласных парными глухими и наоборот

томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).

Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот

(«ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба

Орфографические ошибки. Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака

Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков:

сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;

Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных

«глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

пропуски    букв    в    словах    

(«лто»    вместо «лето»);

вставка лишних букв

(«стлол» вместо «стол»)

перестановка букв

вебра» вместо «верба»)»

пропуск    слогов    в    словах    

(«гова»    вместо «голова»);    

вставка лишних слогов

(«гололова»);  

перестановка     слогов    

(«мотолок» вместо«молоток»)

слияние    нескольких    слов    в    одно слово

(«детиигралиналугу»);

разделение одного слова на части

(«у тюг», «о кно»).

     Приёмы формирования звукового анализа и синтеза 

  • Последовательно называть звуки в слове
    Определять каким по счёту стоит заданный звук
    Составлять схему слова
    Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов.
  • Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот,   пол – полка)
  • Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок)
  • Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Оптическая дисграфия – нарушение письма, связанное с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза,  пространственных представлений  и  проявляется в заменах, искажениях  и  зеркальном  написании букв на письме.

Буквы, состоящие из однотипных элементов

г,  п, т, р;  и, ш ; ц,  щ ; б, в, д, у, з  

буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов

(и, ш, ц, щ),

разным расположением их в пространстве

(ш, т, в, д)

кроме одинаковых, есть дополнительные элементы

(и, ц; ш, щ).

  Типичные ошибки

В недописывании элементов букв

В добавлении лишних элементов.

В написании вместо нужного элемента относительно  сходного с ним

В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.

Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Основные направления работы:

  • Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)
  • Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый).
  • Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.
  •  Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.
  • Выбрать или придумать  и  записать  слова  с  буквой  С,   а затем  —  с буквой Ш.  
  • Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука
  • Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития

Бедный словарный запас

неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Основные направления работы:

Уточнение и обогащение словаря.

  • Подобрать синонимы, антонимы.
  • Подобрать глагол, прилагательное к существительному.
  • Образовывать прилагательное от существительного.
  • Образовывать глаголы с различными приставками.
  • Составление графической схемы предложения.
  • Изменение порядка слов в предложении.
  • Изменить одно слово в предложении.
  • Дополнить предложение.
  • Увеличивать предложение по одному слову.
  • Сократить предложение по одному слову.

  Таким образом, приведенные в работе методы и приемы формирования фонематических процессов имеют большое значение для повышения качества знаний учащихся начальных классов по русскому языку. Изложенные выше игровые упражнения могут быть широко использованы  на уроках русского языка учителями начальных классов.

Приложение №2

  1. Список использованной и рекомендуемой литературы
  2. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». «Владос» Москва 2001 г..
  3. Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2008 г.
  4. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова. Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997. - с. 75 - 82.
  5. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с ЗПР. - СПб., 1992.
  6. Садовникова И. Н. «Нарушение письменной речи и их преодоления у младших школьников». –М.,1997.
  7. Тригер Р. Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. №5.

 

Приложение №1

Варианты речевых игр и упражнений для коррекции смешенных форм дислексии и дисграфии:

1. «Запретная буква»: в обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слово, в котором есть запретная буква. Число запретных букв можно увеличивать.

2. «Азбука Морзе»: рисование различных букв в ответ на условный сигнал: на один стук Р, на два стука Л и т.д.

3. «Корректурная проба с переключением»: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы.

 4. «Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка – услышать общий звук в словах.

5. «Отгадай слово» - читается ряд слов, задача ребенка запомнить (записать) первый звук в словах и собрать «Зашифрованное» слово.

6. Игра в слова: каждый игрок должен придумать слово, начинающееся на 3-ю букву с конца слова (арБуз – буратИно – игоЛка и т.д.)

7. «Слоги» - раскладываются карточки со слогами, задача ребенка подобрать к каждой карточке картинки, в названии которых есть данный слог (СО – колеСО, ноСОрог, Совок, Соты и т.д.)

8. Придумывание рассказов, в которых все слова начинаются на одну букву.

Варианты упражнений для коррекции нарушений чтения:

1. Называние отдельных букв по тексту в определенном ритме, без пауз, держа дыхание – работа над физиологией (без контекста). Рекомендации: Корректирует ритм, удержание строки.

2. Чтение слов с произнесением только гласных (гласные – основа слова). Требования: контролировать дыхание, ритм (вначале подсказывать указкой, затем ребенок сам), если трудно - снижать темп.

3. Читать слова «задом наперед» всю строку, читать плавно (нет угадывающего чтения) – вырабатывается сложный моторный навык.

4. Читать только конец слова (коррекция угадывающего чтения).

5. Читать одно слово правильно, другое – наоборот.

 6. Читать каждое слово слева направо с последней буквы, т.е. наоборот и побуквенно!, далее, следующее слово с последней буквы побуквенно справа налево и т.д. Требования: делать паузу и отдых для глаз!

 Варианты игры и упражнений на развитие навыка глобального чтения.

1. Предъявление слов на карточке (1-2 сек.): слова сначала в И.п., затем падежные формы (добиваться правильного ответа без подсказок). Пример: ЧАШКУ

2. Чтение поочереди: 1 слово педагог, другое – ученик.

3. Чтение текста вверх ногами.

4. Задание на глобальное восприятие текста: предъявлять небольшой текст; не давать читать, а указкой показывать на несколько слов по тексту. Затем спросить о чем текст. Так несколько раз, до тех пор, пока ребенок не сможет пересказать содержание текста. Это упражнение не привязывает к структуре, а позволяет самостоятельно строить фразу, учит навыку самостоятельного рассказа.

контур букв К

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Внимательно рассмотри буквы К

Найди спрятанные буквы «К». Обведи их.

Найди спрятанные буквы К

Назови перечеркнутые буквы.

Назови перечеркнутые буквы К

Определи букву в неправильном положении.

Определи букву К

кубик с буквами

Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.

буква К написана правильно

Выдели знакомую букву.

Выдели знакомую букву

Добавь недостающий элемент буквы.



Добавь недостающий элемент буквы

Обведи контур букв.

контур букв К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»

С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...

Дисграфия и дислексия как специфические нарушения письменной речи.

Дорогие родители! Эта статья для тех, кто столкнулся с трудностями школьного обучения по русскому языку и чтению. Ребенок не может самостоятельно делать уроки, плохо читает, делает «глупые» ошибки, не...

Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии).

Неуспеваемость многих учащихся по русскому языку – это явление не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст и прежде, чем говорить о профилактике дисграфии,...

Нарушение письменной речи у младших школьников. Профилактика дисграфии

В современном мире все чаще встречаются дети с нарушением не только устной, но и письменной речи. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наи­более частой причиной школьной дез...

Тема: «Нарушения письменной речи (дисграфия)»

Нарушения письменной речи: дисграфия, определение, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция....

Тема: «Нарушения письменной речи (дисграфия)»

Нарушения письменной речи: дисграфия, определение, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция....

Планирование работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи (дисграфии)у младших школьников

Предложенное планирование поможет подготовить и провести работу по предепреждению нарушений письменной речи  у младших школьников (1-2 класс)...