Л.Толстой "Русак"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Мейлинг Нина Федоровна

Анализ художественных рассказов Л.Н.Толстого. Особенности художественного текста-описания на примере рассказа «Русак»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tolstoy_rusak.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л.Н. Толстой «Русак»

Цели урока: 

Создать условия для:

  • ознакомления учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Русак»
  • совершенствования навыка чтения
  • формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
  • развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы и собственные достижения;
  • воспитания чувства любви и бережного отношения к природе.

Универсальные учебные действия:

Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.                    

1.Организационный момент

-Как вы считаете, к какому уроку могли бы подойти такие советы?

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите еще раз –

И запомните рассказ.

(к уроку чтения) Верно!

-Какие слова вам помогли сориентироваться? (обдумайте, задумайтесь, расскажите, запомните)

-Могли бы вы добавить ещё какие – либо советы, пожелания от себя для товарищей на урок чтения?

-Какую цель вы сегодня для себя поставите на урок литературного чтения?

2.Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы с вами будем работать над новым произведением.

-Начать наш разговор об авторе этого произведения мне хотелось бы с нескольких высказываний знаменитых писателей и поэтов.

(Составляется КЛАСТЕР, как итог работы по внеурочной деятельности «В мире книг»)

  • Игорь Северянин в 1907 году написал о нём следующие строки:

Сын мира - он, и мира он - отец.

 Гигантское светило правды славной.

 Литературы властелин державный.

Добра - скрижалей разума - певец.

  • "Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание, писатель великой чистоты и святости - живет среди нас", - писал о нём А. Блок.

(на доске выдержки: отец мира, гигантское светило, властелин литературы, певец разума, величайший и единственный гений, гордость России)

-Узнали, о каком писателе пойдёт сегодня речь на нашем уроке?

-Это Лев Николаевич Толстой. (вывешивается портрет)

-Какую цель работы вы поставите перед собою? (узнать больше информации о жизни писателя, познакомиться с новым произведением, поработать над чтением и содержанием произведения).

3.Работа с биографической информацией Л.Н. Толстого

Формирование кластера: факты из жизни и о жизни

  • Владимир Набоков, войдя в аудиторию, чтобы объяснить американским студентам, что такое русская литература, распорядился поплотнее задернуть шторы. «Темно? — спросил он и, получив подтверждение, попросил включить один софит (металлическая конструкция для подвеса осветительных приборов над сценой). — Стало светло? — спросил он. — Это — Пушкин. Теперь включите второй. Светлее? Это — Чехов. Теперь раздерните шторы. В аудиторию ворвался солнечный свет. Это — Толстой!»

  • Род Толстых весьма древний, ведет свое начало с 1351 года. Предок Льва Николаевича по отцовской линии, Петр Андреевич Толстой, принимал участие в следствии над царевичем Алексеем во времена правления Петра Первого
  • В 1851 Толстой уехал на Кавказ к брату Николаю, офицеру российских войск. Получил армейскую должность и между делом занимался сочинительством.
  • Вместе с женой Софьей Андреевной прожили 48 лет, родили 13 детей. Она была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных.
  • Оставил нам 165 000 листов рукописей, полное сочинение произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове — добро.

Формирование кластера: Толстой - личность

  • Лев Николаевич Толстой — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук, почётный академик по разряду изящной словесности.
    Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в России и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Формирование кластера: жанровые особенность творчества

(учитель) Толстой полагал, что для успешного учебного процесса нужно использовать богатый практический материал, понятный ребёнку. Отсюда тематическое разнообразие его произведений для детей, но - простота сюжетно-композиционного построения и предельно лаконичный язык. Огромную роль в обучении писатель отдавал эмоциям. Они способствуют развитию их творчества, а главное – заставляют глубоко переживать. Материалом для детских книжек Толстого послужило устное русское народное творчество. Поэтому произведения, включённые в «Азбуку», отличаются ярким, динамичным действием, необычными ситуациями и обязательным утверждением преимущества доброго начала над злым.

  • Для создания «Азбуки» Толстым были переработаны следующие жанровые образования русского фольклора:

а) былины («Вольга-богатырь», «Петр I и мужик», «Сухман», «Микула Селянинович»);

б) сказки («Липунюшка», «Три медведя», «Волк и мужик»);

в) пословицы («Волк съел овцу…», «Был у дурака нож очень хорош…», «Мужик стал спускать воз под гору…»);

 г) поговорки («Два рыбака тянули дело…»);

 д) предания («Волга и Вазуза», «Шат и Дон»);

 е) народные анекдоты («Был один глупый мужик…», «Как мужик гусей дели…»);

ж) рассказы, научно – популярные рассказы («Филиппок», «Ермак», «Отчего бывает ветер?»);

з) басни («Перепёлка и перепелята», «Топор и пила»)

и) очерки

и др.

-Отсюда и богатое разнообразие произведений Толстого.

(учитель) Свою «Азбуку», он адресовал крестьянским детям, которых хотел научить грамоте. Однако, эта замечательная книга стала настольной и для множества дворянских ребятишек. Например, по ней учила буквы поэтесса Анна Ахматова.

Л. Толстой терпеливо перерабатывал свои рассказы и произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: «Он в то время составлял «Азбуку» и на нас — своих детях — проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами».

-Я вижу, что многих заинтересовало творчество великого гения, т. к. в руках у меня книжка – малышка из ваших отзывов по произведениям Льва Николаевича, с которыми вы ознакомились самостоятельно, в рамках внеурочной деятельности «В мире книг».

Формирование кластера: книгочей

-Давайте вспомним героев произведений Л.Н. Толстого.

Формирование кластера: герои произведений Толстого

Загадки о персонажах произведений Льва Николаевича.

-Проведём небольшую разминку для ума

Последней загадывается загадка про зайца.

-А теперь загадка от меня:

Этот зайчишка зимой и летом

Бегает в шубке серого цвета. (Русак)

-Почему именно о нём была заключительная загадка? (он – герой нашего нового произведения).

Объявляется тема урока.

Итог (физминутка):

  • поднимите руки и покачайте ими те, кому была интересна данная информация
  • помашите руками, как крыльями, если вы запомнили какие – либо новые факты из жизни и творчества Льва Николаевича
  • попрыгайте на месте, если вам хочется узнать больше о творчестве писателя
  • покивайте головой тот, кто готов начать работу над новым произведением Толстого.

4.Проверка домашнего задания

-На прошлом уроке вы познакомились с произведением Л. Н. Толстого … («Черепаха»).

-По своему жанру это произведение… – (рассказ)

-Какие разновидности рассказа вы знаете? (исторический, художественный, научно – познавательный, юмористический).                   Сд. 1

-К какому виду рассказов его можно отнести? (научно - познавательный)

-Почему его называют научно – познавательным? (Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни животных – черепах.)

-О каких научных фактах могут узнать дети из данного рассказа Толстого? (перечисление).

5.Работа над новым произведением 

  • Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжаем работу над творчеством Л.Н. Толстого. Как вы уже выяснили героем нашего произведения станет ЗАЯЦ - русак.

(учитель) Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. В его коротких познавательных сказках и рассказах научность гармонично соединяется с поэтичностью, образностью. Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в крестьянском быту и хозяйстве.

  • Словарная работа   Сд. 2

-Прежде, чем работать над произведением, давайте разберём словарь произведения.

Словарная работа (чтение слов по учебнику с. 20 и просмотр иллюстраций презентации)

заяц – русак

гумно

кресла в санях

субои

зеленя

овин

-Как вы считаете, почему авторы учебника предлагают нам познакомится с данными словами? (они непонятны)

-По какой причине они вам непонятны? (не используются в речи)

-Почему они не используются в современной речи? (они стали старыми, устарели)

-А по какой причине они были использованы автором? (он жил в то время, когда слова были общепринятыми).

  • Первичное восприятие текста

-Послушайте внимательно текст и скажите, что спасло зайца от собаки?

Чтение текста учителем и хорошо читающими детьми. (с. 18 - 20)

-Итак, что же спасло зайца? (Заяц убегал от собаки по сугробам, а собака утонула в снегу и не могла бежать дальше.)

Физкультминутка.

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

  • Анализ текста

-К какому жанру относится произведение? (рассказ)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какой эпизод запомнился лучше?

 -К какому виду этот рассказ относится?

художественный      научно-познавательный       исторический    юмористический

 (должно возникнуть разногласие художественный – научно - познавательный)

-Вот это и будет нашей целью на уроке… (дети формулируют цель урока)

-Мы должны с вами доказать, какой это рассказ.

  • Чтение рассказа вслух, с комментированием по абзацам

I абз.

У. Где жил заяц?  

Д. Подле деревни

У. Когда происходят события, описанные в рассказе?

Д. Ночью.

-Найдите и прочитайте.

У. Какая была погода в ту ночь?

Д. Был мороз, на небе сквозь морозный пар виднелись большие яркие звезды.

Р.Т. с.4 №1

У. Каким был снег?

Д.  Кругом лежал волнами снег и блестел, как сахар.

-Какое средство выразительности использует Толстой? (сравнение: лежал волнами, блестел как сахар)

-Для чего он это делает? (сделать речь яркой и выразительной)

У. Итак, когда пришла ночь, как вел себя заяц?

Д. Он поднял сначала одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться.

У. Как вы думаете, почему заяц так вел себя?

Д. Он всего боялся, поэтому прислушивался, принюхивался, оглядывался.

-С помощью какой части речи Лев Николаевич смог показать поведение зайца? (глагола)

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста является одним из средств выразительности речи.

- Определите, с какой целью автор рассказал нам эту часть текста? (чтобы мы узнали, как ведёт себя заяц в ночное время суток).

-Озаглавьте эту часть. (1.Заяц ночью.)

II. абз.

У. Куда собрался заяц?

Д. Перейти через дорогу на гумно.

У. С какой целью он это делал?

Д. Чтобы покормиться.

У. Почему было слышно далеко вокруг?

Д. Был мороз, а в мороз слышно далеко кругом.

У. Найдите олицетворение. С помощью какого слова это стало возможно? (визжали полозья)

У. Что такое олицетворение? (перенесение свойств человека на неодушевлённый предмет).

III. абз.

- Кого заяц встретил на дороге?

-Как передал писатель особенности времени года. Зачитайте доказательства из текста. (поднятые воротники, белые бороды, усы, ресницы, иней на лошадях)

-Выскажите предположение: можно ли 2 и 3 абзацы объединить в одну часть?

-Попробуйте очень кратко рассказать её содержание? (встреча с людьми)

-Озаглавьте. (2.Встреча с людьми.)

IY. абз. (дети читают самостоятельно, составляют вопрос по содержанию.)

- Какая неприятность случилась с зайцем?

- Почему собака утонула в снегу, а заяц – нет?

- Кого встретил заяц на поле?

- Что делали зайцы?

                                                 и другие…

-Ребята, а вы догадались, почему зимой заяц жил подле деревни?

Д. Он бегал кормиться на гумно.

Работа по карточке

  • Попробуйте закрыть учебник и самостоятельно по памяти восстановить порядок событий действий зайца, после того как он пришёл на гумно:

___ через плетень пошел назад к своему оврагу.

___поел овса из начатой кадушки,

___поиграл с товарищами на расчищенном току,

___взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин.

Упражнение на развитие зрительного восприятия “Игра в прятки”.

Учитель начинает читать предложение, а дети должны быстро найти это место и продолжить читать его.

  • Тогда заяц…
  • Заяц поиграл…
  • Заяц прошёл…
  • Он поиграл…

-Какое средство для большей художественной выразительности применил Толстой? (Использование однородных членов)

-Озаглавьте часть рассказа. (3.Заяц на гумне.)

Y. абз.

-Прочитайте вопрос в учебнике с. 20 №3: как автор описывает рассвет.

- Прочитайте описание деревни, куда наконец-то добрался заяц.

-Определите следующий пункт плана. (4. Наступление утра. Рассвет.)

YI. абз.         (самостоятельное жужжащее чтение)

- Как заяц укладывался спать?

- Почему так?

-Определите самостоятельно, какой приём выразительности использован для того, чтобы вы ярко представили себе картину? (использование однородных членов). Перечитайте их. (перескочил, подошёл, выбрал, уложил, заснул. )

Дайте заголовок последней части рассказа. (5. В старой норе.)

-Как вы считаете, подводя итог прочитанному произведению, для чего Лев Николаевич использовал на протяжении всего текста однородные члены. Что они помогают представить? (последовательность событий, картины происходящих действий.)

-Каким мы называем текст, в котором можно восстановить поэтапно всё содержание? (повествование)

Для чего писатель применял средства выразительности? (Чтобы они помогли сделать произведение наглядным, более полным, ярким, выразительным, для передачи чувств и оценок автора)

-Вернёмся к той цели, которую поставили перед прочтением произведения.

-Какой это рассказ по разновидности? (художественный).

-В художественных текстах используется всё многообразие языковых средств.

-Мы познакомились с новым средством выразительности – использование однородных членов.

_Есть и ещё одно выразительное средство, которое создаёт художественный мир автора, лежит в основе композиции текста – повтор слова.

-Можете ли вы сказать какое это слово в нашем тексте? (ЗАЯЦ )

Верно, сколько раз оно встретилось? (14)

-А теперь посмотрите на тексты, которые представлены вам и попробуйте, поработав в парах, определить его тип. (Работа с научно – познавательным текстом).

Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни. Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.

На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.

Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца). 

Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.

-Найдите и выделите те научные факты, которые использовал Толстой в своём рассказе.

-Молодцы, вы справились с заданием, а значит на уроке вы работали организованно, вдумчиво, целенаправленно, внимательно.

-Что вы можете добавить к характеристике рассказа? (художественный с элементами познавательного текста)

6.Рефлексия

Приём «Мишень»

  • Заполните «рефлексивную мишень», оценивая. Способ определения прост, как при стрельбе по мишени. Чем выше вы оцениваете работу, тем ближе к центру ваша метка. (дети фломастером ставят точку на мишенях)

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.  

7.Д. з.: Стр. 18 – 20 выраз. чтение, подготовить подробный пересказ

             Для сильных – з. 5 стр.20

РАБОТА КЛАССА

http://rezon.by/images/mishen-krolik-rezon-by.jpg

Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни. Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.

На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.

Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца). 

Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.

Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни. Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.

На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.

Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца). 

Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.

Заяц — самый распространенный вид мелкой промысловой дичи. Обитает заяц практически везде. Ведёт одинокий образ жизни. Окраска меха у русака желтовато-палево-рыжая, с крупными черно-бурыми пестринами. Окраска является хорошей маскировкой зайца.

На кормёжку выходит под вечер, в сумраке. Русак преимущественно ночной зверь. Питается заяц разнообразной растительной пищей. Зимой в его рационе преобладают озимые культуры и оставшиеся на полях корни растений, а также сухая трава.

Зимой зайцы собираются в небольшие группки, но на лежку предпочитают уходить в одиночку в открытое место, где безопаснее. Уходя с кормежки на лежку, он часто выходит на дороги, на которых делает «вздвойки» (вздвойка - сдвоенный след зайца). 

Постоянных нор не устраивает. Весной лёжки чаще располагаются на прогреваемых местах. Зимой лежка устраивается на снегу в закрытом от ветра месте; в районах с глубоким снегом русаки иногда роют норы длиной до 2 м.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

  • Восстановить порядок событий действий зайца:

_через плетень пошел назад к своему оврагу.

_поел овса из начатой кадушки,

_поиграл с товарищами на расчищенном току,

_взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

сел в галошу, работал спустя рукава, работал засучив рукава.

   Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

 

 

Мясорубка – информацию переработаю.

 

 

Корзина – всё выброшу.

 

 

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

" Пятерочка "

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Для более полной, точной, яркой, и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Прочтите слова и словосочетания, на которые вы обратили внимание. Заполните таблицу. Пользуйтесь таблицами: «Средства выразительности», «Роль изобразительно-выразительных средств в тексте».

Итак, обилие метафор, эпитетов, сравнительных оборотов доказывает, что перед нами удивительный художник слова, мастер, умеющий изображать явления мира и духовные переживания человека, сопоставляя их друг с другом.

. Напиши, где жил заяц ?___________________________

4. В какое время суток происходили события?

5.  С чем сравнивается снег в рассказе ? ___________________________

6. Расставь порядок действий зайца, после того как он пришёл на гумно:

___ через плетень пошел назад к своему оврагу.

___поел овса из начатой кладушки,

___поиграл с товарищами  на расчищенном току,

___взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин

7. От чего были белыми усы, бороды и ресницы мужиков? ______________________

8. Какой породы был заяц? ___________________

9. Как ты думаешь, какая погода была в этот день?  Докажи примерами из текста.

10. Запиши главную мысль текста.

11. Прочитай последний абзац. Какой интересный факт сообщается в нём? Запиши.

Задачи:

Воспитать внимательное отношение к слову.

Развить мыслительно - речевую деятельность учащихся.

Воспитать бережное отношение к слову автора, к собственному слову, к культуре речи.

Как особый вид научно-популярного рассказа у Толстого можно выделить рассуждение и описание. Рассуждение построено в форме вопросов и ответов («Отчего…?» - «Оттого что…» и др.). Отличительной чертой рассуждений является и наличие контрастирующих примеров, которые помогают точнее раскрыть смысл явления: «Если винт не входит в гайку, то погреть гайку, и винт взойдёт. А если винт слаб, то нагреть винт, и он будет туг» 2 . [Тепло] Описание также имеет некоторые особенности. Возьмём любые два произведения подобного рода. «Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море сине; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно» 3 . [Море] «Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимями и травой… За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след» 4 . [Зайцы] Нетрудно заметить, что в описании Толстой использует распространенный в фольклоре приём «ключевого слова». Ритмика текста схожа с ритмикой русского народного эпоса. Таким образом, и описание, и рассуждение, принадлежа к научному стилю, у Толстого подчиняются законам построения фольклорного произведения. И в научно-популярных очерках Толстой - прежде всего художник. Наверное, поэтому достаточно трудно определить границу между научно-популярными статьями и научно- художественными рассказами

Орг. момент. Создание «ситуации успеха».

      Начинается урок с притчи.

 Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?