Игра на развитие лингвокреативности учащихся "Назови жителя"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Стрункина Валентина Александровна

Игра способствует закреплению учащимися знаний о словообразовании и морфемах, участвующих в словообразовании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Назови жителя» Игра на закрепление морфем и развитие лингвокреативности ребенка 3-4 класс

Слайд 2

Целевая аудитория Игра рассчитана на учащихся 3-4 классов, обладающих мотивацией к углубленному изучению русского языка, готовых развивать креативность на материале курса «Занимательный русский язык». Учащиеся, посещающие внеурочную деятельность общенаучного направления Группа участников лет 9-10

Слайд 3

Цель игры: Развитие лингвокреативности ребенка Задачи игры: Актуализировать лингвистический опыт детей в образовании слов, обозначающих принадлежность человека к определенному населенному пункту, знакомство со словообразовательными суффиксами. Создать условия для возможности экспериментирования в словообразовании слов, обозначающих принадлежность человека к определенному населенному пункту. Развивать умения учащихся в написании суффиксов -ец, -анин, -янин, -ич, - ак, -як. Развивать умение учащихся работать с орфографическим словарем. Развивать умения учащихся работать с картой. Знакомство учащихся с цифровыми ресурсами Google maps и Яндекс.карты. Воспитывать уважение и любовь к Родине. Цель, задачи игры

Слайд 4

Знакомство с приложением Яндекс.карты и изучение маршрута Образование слов – названий жителей крупных, уже известных учащимся городов Проблемный вопрос: как назвать жителей городов, обозначенных в маршруте на карте Придумывание учащимися слов-названий жителей при помощи изученных суффиксов Этап 1 Этап 2 Этап 4 Этап 5 Изучение словообразовательных суффиксов -ец, -анин, -янин, -ич, - ак, -як Обмен мнениями, выписывание наиболее интересных вариантов. Задание попробовать дома проложить свой маршрут Этап 3 Этап 6 Вводная часть Актуализация знаний учащихся Открытие новых знаний Постановка проблемы Непосредственно игра Подведение итогов и возможность продолжения игры

Слайд 5

Учащимся предлагается пофантазировать о том, что один из русских князей Рюриковичей (например, Юрий Долгорукий) попал в наше время. Ему необходимо осмотреть нашу страну и обратиться к жителям ее городов. Сделать это он сможет с использованием современных технологий и определенных цифровых ресурсов. Но,так как пользоваться ими он не умеет, педагог просит ребят помочь ему изучить сервисы карт и узнать названия новых для него городов и слов-названий жителей этих городов. Поэтому сначала учащиеся знакомятся с цифровыми приложениями, изучают их возможности: Возможность с помощью сервиса Яндекс.карты «нарисовать» на карте собственный маршрут, обладающий всеми возможностями интерактивной карты, которым можно поделиться с друзьями (переслать ссылку). Возможность посмотреть достопримечательности выбранного города (села, деревни) на фотографии в приложении. Затем учащиеся изучают маршрут, предложенный учителем (в дальшейшем они будут составлять его сами) Этап 1. Вводная часть

Слайд 6

Этап 2. Учащимся предлагается написать знакомые уже им названия жителей крупных географических объектов, проверить их по орфографическому словарю. Те названия, которые они затрудняются написать, педагог предлагает посмотреть в словаре. Например: Актуализация знаний учащихся Курск – курянин__________ Великий Устюг - устюжанин Москва – москвич _________ Петербург – петербуржец_ Тула – туляк____________ Иркутск – иркутянин___ Братск - братчанин____ Омск – омич____ ______ Новгород – новгородец Тобольск – тоболяк___

Слайд 7

Этап 3. Педагог просит учащихся выполнить морфемный разбор написанных ими слов. Предлагает сделать вывод о том, при помощи каких суффиксов образовываются слова-названия жителей городов. Учащиеся выписывают для себя суффиксы: -ец, -анин, -янин, -ич, - ак, -як. Открытие новых знаний

Слайд 8

Этап 4. Педагог ставит перед учащимися проблему: назвать жителей обозначенных на карте городов, с помощью каких суффиксов будут образованы те или иные слова. Учащиеся изучают маршрут, указанный на карте (Яндекс.карты). Рассматривают в приложенииях основные достопримечательности городов, изображенные на фото. Постановка проблемы

Слайд 9

Возможный маршрут

Слайд 10

Этап 5. Учащимся предлагается написать на карточках несколько вариантов названий жителей стран и городов, обозначенных на карте. Непосредственно игра Название жителя Город Мужской род Женский род Множественное число Ржев Вязьма Брянск Елец Липецк Пенза Саранск P.S. Участникам не сообщается, сколько вариантов они должны написать. Каждый учащийся предлагает столько вариантов, сколько сочтет нужным.

Слайд 11

Этап 6. Учащимся предлагается сравнить названия, написанные одноклассниками, выбрать наиболее правдоподобные и забавные. Важнейшим элементом данного этапа является выяснение учащимися литературной нормы произношения и написания существительных-названий жителей изученных городов. Данное задание предполагает работу со словарем (Городецкая, Левашов: Словарь русских названий жителей) Учитель предлагает учащимся дома самим составить интересные маршруты для своих одноклассников с целью продолжения игры. Подведение итогов и возможность продолжения игры

Слайд 12

Итог игры При подведении итогов игры будут учитываться показатели креативности: Беглость (кто из участников справится быстрее); Оригинальность (кто из участников предложит “индивидуальный” вариант, отличающийся от большинства, написанных остальными участниками). Гибкость / вариативность (кто из учащихся предложит несколько вариантов на одно и то же задание). Разработанность (здесь, в первую очередь будет приветствоваться сохранение корня слова).

Слайд 13

Подсчет баллов Показатель креативности Количество баллов Беглость Если закончил до истечения времени - 2 балла; Если закончил вовремя - 1 балл; Не выполнил задание вовремя - 0 баллов. Оригинальность Если предложил оригинальны е вариант ы , несовпадающий с вариантами одноклассников , на большую часть заданий - 2 балла ; Если предложил оригинальные варианты, несовпадающий с вариантами одноклассников, на небольшую часть заданий - 1 балл; Если предложил не оригинальны е вариант ы , совпадающий с вариант ами одноклассников - 0 балл ; Гибкость Если предложил 3-4 вариант а на одно задание - 2 балла ; Если предложил 2 варианта на одно задание - 1 балл ; Если предложил один вариант - 0 баллов . Разработанность Если был внимателен , верно написал корен и всех слов ( учитывая возможные чередования согласных звуков и возможность “ беглой ” гласной ) и предложенные суффиксы - 2 балл а ; Если был внимателен, верно написал корени большинства слов (учитывая возможные чередования согласных звуков и возможность “беглой” гласной) и предложенные суффиксы - 1 балла; Если при записи слова-названия жителя были перепутаны буквы в корне слова , поменяны местами слоги - 0 баллов .

Слайд 14

Уровни развития лингвокреативности Развитие лингвокреативности учащихся было принято разделить на 3 уровня : Мастер – учащийся , набравший 7 -8 баллов . Любитель – учащийся , набравший 3- 6 баллов . Новичок – учащийся , набравший 0-2 балла .

Слайд 15

Наиболее интересные ответы учащихся Житель Город Мужской род Женский род Множественное число Ржев Ржевяк Ржевич Ржевячка Ржевичка Ржевяки Ржевичи Вязьма Вязьмянин Вязьмак Вязьмянинка Вязьмянка Вязьмянины Вязьмяне Брянск Брянич Бряняк Бряничка Брянянка Бряничи Бряне Елец Елечак Ельчич Елечка Ельчинка Елечи Елечины Липецк Липенянин Липечич Липенинка Липечка Липеняне Липчане Пенза Пензянин Пензяк Пензянинка Пензянка Пензянины Пензяне Саранск Саранич Сараняк Саранка Саранячка Саране Сараняне

Слайд 16

Анализ работы Большинство учащихся предлагали по одному варианту названий жителей города (1 мужского рода , 1 женского рода , 1 множественного числа ) Но двое учеников предлагали по несколько вариантов ответов . Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития такого показателья креативности , как гибкость или вариативность . Оригинальность присутсвовала у большинства учащихся . Большинство детей придумывали свои суффиксы , не обращая внимания на “ образец ”, предложенный ими же ( Москва – москвич , Петербург – петербуржец и т.д .) Беглось тоже оказалась на достаточно высоком уровне , так как многие ученики справились с заданием быстрее положенного времени . Но разработанность оказалась достаточно “ низкой ”, во многих ответах большое количество исправлений , многие изменяли корни слов ( по невнимательности ), для образования новых .

Слайд 17

С п а с и б о з а в н и м а н и е Играйте, творите, развивайте свою креативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».

Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Игры на развитие памяти и внимания с карточками от игры «Мемо»

В данной статье описаны варианты простых  игр с  карточками от популярной игры "Мемо".  Материал рассчитан на воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, у...