Ваше Величество Слово"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Тюменцева Любовь Анатольевна

Урок направлен на формирование культуры общения, развитие интереса к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект факультативного занятия из раздела «Культура речи»

Тема: «Ваше Величество Слово»

Класс: 2-г

Учитель: Тюменцева Л.А.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели: формирование культуры поведения учащихся; закрепление правил культурного общения; развитие интереса к русскому языку.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся по теме «Культура речи»;  
  • познакомить с некоторыми группами слов, которые уродуют русский язык;
  • учить правильному употреблению  слов в речи;
  • учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки слов; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения, используя элементы технологии критического мышления, игровые технологии.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

- Уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока; уметь выстраивать последовательность действий работы на уроке; работать по алгоритму; давать самооценку; корректировать план своей работы в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-Сотрудничать с одноклассниками в поиске информации, оценивать свои  действия и действия партнеров, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, учится учитывать позицию собеседника, формулировать свое мнение и позицию;  учиться работать в группе и паре.

Познавательные УУД

- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию, обобщать по различным критериям; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания.

Предметные:

- Уметь использовать в речи  речевые единицы,

- Уметь сравнивать разные  формы слов.

Применяемые технологии: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ, игровая.

Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая, работа в парах.

План урока

(Узловые моменты урока, формы и методы работы)

  1. Вводно-мотивационный этап

Психологический настрой

  1.   Целеполагание

Работа в парах

2.  Стадия вызова

2.1. «Цветок ассоциаций», «Кластер»

2.2. «Лови ошибку».

2.3.Обмен информацией в парах

3. Стадия осмысления

3.1. Работа с информационным текстом

3.2. Представление результата работы по групповому проекту

4. Стадия рефлексии

Ход урока:

Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!

Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»

Вступительное слово учителя

Ребята, 15 апреля во всем мире отмечается День Культуры – под знаменем Мира. Эта дата связана с принятием Международного Договора об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников. Договор был инициирован всемирно известным художником-гуманистом Н. К. Рерихом. Н.К. Рерих сказал: «Культура и мир являются священным оплотом человечества… Мы должны каждый посильно, каждый в своем поле, вносить их в окружающую жизнь, как самое нужное, неотложное».

Ребята, где вы встречали слово культура? (картинки – ассоциации).

Как вы понимаете слово культура? (ответы ребят)

Найдите объяснение этого слова в словаре.

Культура - совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, отношение его к природе, обществу.

Николай Константинович Рерих был талантливым человеком. Философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель, а так же известный художник. Давайте посмотрим на его известную картину. (картина Брахмапутра) Что изображено?

Давайте представим, что мы оказались возле этой реки. Что вы слышите? (предполагаемые ответы детей)

Учитель: Какую красивую картину вы представили. Весело щебечут птицы. Ветерок шелестит. Могучие горы, как гордые великаны встречают нас таинственным безмолвием.  А недалеко от гор, где мы все собрались, течёт речка. Какая она? … Давайте послушаем её журчание.

Речка (запись):

               Когда ты хочешь молвить слово,

              Мой друг, подумай — не спеши.

              Оно бывает то сурово,

             То рождено теплом души…

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

- Так о чем же нам сказала речка? (ответы)

- Как вы думаете, какое слово спряталось в  слове «речка»? Конечно же, «речь». «Речь» и «речка» – что же есть общего в этих словах?...

- Как вы думаете, чему посвящен наш урок? (о культуре речи)

Из чего же состоит наша речь?...

- Недаром говорят, что чистота речи – показатель культуры.

- Культура человека проявляется в поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. Культура человека проявляется и в его одежде. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

Слова – одежда для мыслей. Если наши мысли чистые, красивые, то и слова будут такими же. Подтвердите это предложение строками из стихотворений.

(на столах у ребят отрывки из разных стихотворений, выбирают доказательные)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

   Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

      Словом можно убить, словом можно спасти.

      Словом можно полки за собой повести.

          Словом можно продать, и предать, и купить.

          Слово можно в разящий свинец перелить.

Учитель:

- Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем.

- Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет чистая речь в культуре разных народов? (Во все времена могучее русское слово объединяло народ, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства).

- Я предлагаю отправиться в путешествие по нашей чистой реке на плоту в страну Чистой речи.

И девиз наш «Мы снова и снова за чистое слово!»

Что же это за страна?

Учащиеся: – Это страна, где люди говорят красиво, грамотно, правильно, четко и точно излагают свои мысли.

  1. Стадия вызова.

Прием «Цветок ассоциаций»

Островок родного языка.

- Русский язык является ценнейшим достижением народа России. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

Обратите внимание на доску (на экране цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Русский язык», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём на лепестки все ассоциации, связанные с словосочетанием (называют по цепочке признаки, стараясь не повторяться, помощники прикрепляют лепесток на место; педагог тоже заполняет на случай, если учащиеся что – то упустили).

 - Давайте посмотрим, что у нас получилось: назвали много разных ассоциаций.

Чтобы знания были структурированы в систему, оформим их в кластер.

(составление кластера)

(родной, язык России, государственный, красивый, звучный, поэтичный, многогранный,…)

Ученик:

Родной  язык – святой язык,
Отца и матери язык.
Как ты прекрасен!
Целый мир в твоем богатстве я постиг!

-Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

Учитель:

- Мы покидаем наш островок. Путешествие продолжается.

- Согласитесь, что для речи так же, как и для речки, важно её плавное, неторопливое течение. Хорошо, когда река полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями. В этом её глубина и красота.

Проблемное задание.

Прием «Лови ошибку»

Но впереди препятствие. Горная река таит опасности (камни, мели), так же и наша речь.

Речи мешают «спотыкания» в словах и мыслях.

- А всегда ли нечто подобное у вас вызывает речь, которую вы слышите? (ответы)

Конечно же, её не стоит засорять лишними, бессмысленными словами или звуками.

(подводные камни – слова-паразиты: «понимаешь», «э-э-э», «вот», «ну», «как бы»)

Это слова, которые засоряют нашу речь. А если исключить их? Тогда мы сможем услышать чистый ручеёк нашей речи.

Анализируя свою речь, мы сможем вовремя себя остановить, когда хочется сказать запретное слово.

Для многих слов-паразитов можно найти синонимы из литературного стиля речи.

Попробуйте придумать аналоги для слов, от которых хотите избавиться.

«Блин» - «Как же я разочарован!», «походу» — «по-видимому», «типа»- «будто», «капец» - «провал», «е-мое» - «досадно».  

                             (достаем валуны- слова-паразиты, очищаем речь и речку)

К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?

К. Паустовский писал: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

- Мы преодолели это препятствие. Что же еще может испортить чистоту нашей речи?

(Подростковый сленг)

Мы уже говорили, что сленг – это слова имеющие аналогичные слова в литературном языке. Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А так ли легко это сделать?

Блиц-опрос. Вы должны подобрать к сленгизмам синонимы, передать смысл слова другим выражением. 

  1.     Прикинь – пойми, узнай.
  2.     Зырить - смотреть
  3.     Ништяк – все в порядке, здорово, хорошо
  4.     Прикид – одежда
  5.     Ботан – ученый, умный
  6.     Нафиг – незачем.
  7.     Пофиг – всё равно.
  8.     Ништяк – хорошо.
  9.     Офигели – обнаглели.

10.  Не догоняет – не понимает.

11.  Не врубается – не понимает.

Учитель:  Ребята, к какому выводу пришли?

-Какую речь приятнее слушать: наполненную сленгизмами или речь, богатую образными выражениями, крылатыми словами, фразами?

- Учитель: Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: «Ах, ох, о, ай!» или еще что-то в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное ВАУ! Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоции чрезвычайного изумления или восторга: вот это книга! Вот это кино! Вот это девчонка, Вау!..

  1. Стадия  «Осмысление». Восприятие и переработка информации.

Учитель:

Мы часто используем иностранные слова. И в этом нет ничего плохого.

Есть две группы слов: оправданные и неоправданные. Оправданное заимствование обозначает, что в языке нет замены, например, «шоколад», «телефон» и другие. А есть слова, у которых есть достойный аналог. Зачем же портить русский язык?

Игра. Подбери к иностранному слову синоним из русского языка.

 (карточки со словами) Играют группы детей. Иностранные слова на красных карточках, русские слова – на зеленых)

Бизнес — дело
Шопинг — покупки
Габариты — размеры
Голкипер — вратарь
Гуманность — человечность

Дайвер — ныряльщик
Дискуссия — обсуждение, спор
Имидж — образ
Камуфляж — прикрытие
Коммерсант — торговец

Компенсация — возмещение
Контракт — договор
Лингвист — языковед
Менталитет — склад ума
Отель — гостиница

Паркинг — стоянка
Полемика — спор
Толерантность — терпимость
Хобби — увлечение

Шеф — глава


Ведущий: И.С. Тургенев писал: «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего убрать у тех, кто беднее нас!»   И.С. Тургенев

- Что значит “беречь язык?

 - От кого его беречь?

-Разве у языка есть враги?

Оказывается есть. И враги эти – бранные слова, нецензурная речь. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности.

Ведущий-2: Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической.

Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

- Где можем проверить свои предположения? (в учебнике, в справочнике по грамматике, в интернете, в дополнительной справочной литературе)

 - Кто уже сориентировался с поиском информации?

-  Прочитайте с пометками (помечают новое знание и под вопросом то, что требует дополнения) сообщение информации.

- Обменяйтесь в парах информацией и покажите свою готовность.

- Что –нибудь стало понятнее? Какую новую информацию получили?

Ученик: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Учёные доказали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ученик: Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к конкретным болезням: экземам.

Учитель: мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Горную речку трудно перейти. И речь сделать чистой тоже трудно. Давайте сделаем мостик из слоганов:

(мостик из дощечек, на которых написаны слоганы. Дети зачитывают, строят мостик)

1 ученик. Ударим чистым словом по разгильдяйству и безответственности

2 ученик. Секрет идеального общения – это грамотность и вежливость.

3 ученик. Всем ребятам знать пора добрые, волшебные слова!

4 ученик: Рана от сабли заживет, рана от слова – нет.

5 ученик: Мат – не наш формат!

6 ученик: Слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданием в вере.

7 ученик: Выброси словесный мусор! 

8 ученик: Кто использует мат, тот умишком небогат.

9 ученик: Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

Учитель: Ещё римский поэт Публий Сир говорил, что речь – это образ души. Ведь благодаря речи мы можем в буквальном смысле раскрасить наши будни разными красками.

Конкурс «Собери пословицы» (работа в группах)

За умную речь хвалят, за дурную хают.

Хорошую речь приятно и слушать.

Кто не умеет говорить, тот портит разговор.

Слово – ключ, которым открывают сердца.

Прием «Корзина идей»

Михаил Пришвин сказал: «Слово – звезда». Так давайте соберем эти звездочки для того, чтобы речь наша была чистой. Составим правила  «Культура речи»

1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

2.Говори только о том, что знаешь. Помни,  что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

3.Не спеши высказывать свои мысли.

4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

9. Не давай кличек своим товарищам.

10. Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.

11. Дарите чаще всем прекрасные слова!  Культура речи – это и употребление вежливых слов.

1 учащийся:

– Как много добрых слов на Голубой планете: 
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети! 
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.

2 учащийся:

– И пусть из чистых уст на голубой планете 
Прекрасные слова лишь произносят дети! 
И голубь мира всем несет благое слово, 
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

3 учащийся:

– Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи 
Все грубые слова и злое просторечье. 
А чистые слова бриллиантом засверкают, 
Как капельки росы на солнце засияют. 
Пусть радуга-дуга, как символ красоты, 
Приносит в нашу речь побольше

Все:

– Чистоты!

4 учащийся:

– Чистое слово, 
Чистое дело, 
Чистое сердце 
Радостно, смело 
Провозглашаем мы на планете 
Чтоб были счастливы люди на свете.

3. Стадия «Рефлексия».

- На все ли вопросы получили ответы?

- Надо ли проверить, насколько уверенно вы чувствуете себя в новом знании?

-Слово- очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

- Так давайте беречь наш язык, нашу речь – достояние наших предков.

Выбросим в омут все то, что засоряет нашу речь и лишает ее чистоты….

И пусть наша речь будет чиста как воды чистой горной реки!

- Вернёмся к нашему кластеру. Что мы забыли сделать? (Найти место новому знанию). В каком направлении кластера будем двигаться дальше?

- Обменяйтесь мнениями. К какому решению вы пришли?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Довольны результатом?

- Чтобы чувствовать себя увереннее, что нужно сделать?

(исполнение песни на музыку Ю. Лозы «Плот»)

На маленьком плоту плыли по стране волшебной

Познавая мир Вселенной и что такое наша речь.

Мир слов богат, велик, схож он с речкой полноводной

И русский наш язык свободный беречь и защищать велит.

Но и пусть будет нелегким наш путь

Тянут на дно сленг и грубость прежних ошибок груз.

Но наш плот, свитый из правил и слов,

Чистой речь сделать готов, подарит нам новых творцов.

Наш маленький плот, свитый из правил и слов,

Чистой речь сделать готов, подарит нам новых творцов.

Учитель: Вернемся  к началу урока. 15 апреля – Международный День Культуры под знаменем Мира. Это особый день защиты всех культурных сокровищ… А речь – это тоже сокровище. http://vseprazdnichki.ru/wp-content/uploads/2013/09/dove1.gif

                   Голубь – символ мира на этом знамени. 

                   Пусть летит от края и до края
                   Голубь мира — белое крыло,
                                                            Черной силы тучи разгоняя,
                                                             Пусть несет Надежду и Добро!

Учитель: Ребята, я хочу задать вопрос. Какой водой вы хотите пользоваться: чистой или грязной?  А какой речью вы хотите владеть? На крылышке голубя напишите, какой речью вы хотите пользоваться? И давайте отпустим голубков над нашей чистой речкой в небеса.

(дети пишут пожелания, прикрепляют голубков над картиной Н.Рериха)

Итог:

– Заканчивается наше путешествие по стране “Чистых слов”, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь! Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной и доброй, ведь это и есть культура речи. И хочется сказать: «Ваше величество Слово», чтобы берегли каждое из них!

родная речь, вызванивай
из каждого названия!
Тобой, как речкой Речицей,
любая боль излечится,
твои слова, пророчица,
журчат – и слушать хочется.
                                                В. Шефер 
(для оформления)

«Дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» А.П.Чехов

«Гнилое слово от гнилого сердца» - так указывал в «толковом словаре» В. И. Даль -

«скверна – мерзость, гнилость, пакость, все гнусное, отвратительное, что мерзит плотски и духовно, мертвечина, смрад, вонь; разврат, нравственное растление, все богопротивное».



Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на открытое факультативное занятие по русскому языку во 2 классе

Учитель: Тюменцева Л.А.

Присутствовали: Зарипова Н. В., Папана Д.Г., Хабирьянова Е.В., Македонская Н.П., Юрьева Н.И.

Цель посещения: открытое мероприятие в рамках проведения методической недели учителей начальных классов, использование образовательных технологий на различных этапах урока, использование электронно-образовательного ресурса на уроке.

Тема: «Ваше Величество Слово»

Цель: формирование культурного общения; развитие интереса к русскому языку.

Прогнозируемые результаты УУД:

Предметные: уточнить смысл понятия «чистая речь».; уметь использовать на практике речевые единицы; уметь сравнивать разные группы слов.

Метапредметные: уметь ставить цели, анализировать материал, делать выводы; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Личностные: устанавливать значимость познавательной деятельности; формировать способность к самооценке, оцениванию  жизненных ситуаций; уметь работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу.

Учащихся по списку: 29, присутствовало 29.

Вовлечены в процесс обучения: 29.

Выводы:        

        Урок построен и проведен методически верно, с четкой организацией, имеет воспитательную, развивающую и практическую направленность.          Начался с организационного момента и постановки учебной задачи. Совместная с детьми формулировка целей и задач позволила мотивировать их познавательную активность, а разнообразие видов деятельности обеспечило занятость всех учеников.

        1. Урок построен с учетом продуктивного применения технологии развития критического мышления и технологии сотрудничества разноуровнего подхода к усвоению материала. Форма организации мероприятия – путешествие.

        2. Структура урока и его организация полностью продумана и соответствует требованиям ФГОС. Каждый этап урока работал на достижение личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения.

3. В основу мероприятия положен системно-деятельностный подход. Насыщенный по содержанию урок, позволил всем обучающимся проявить высокую активность в работе на всех этапах.  Ведущей формой деятельности учащихся на уроке являлась самостоятельная образовательная деятельность, которая оценивалась по участию в групповой, парной и индивидуальной работе. Использовались элементы технологии критического  мышления: «чтение текста с остановками», «цветок ассоциаций», «кластер»,  метод наглядности (фронтальная беседа сочеталась с демонстрацией слайдов и практическими заданиями).

        4. В основе представленных технологий лежит активная познавательная деятельность, способствующая развитию коммуникативных компетенций, исследовательских и творческих способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать и обобщать информацию из различных источников.

        5. Темп урока оптимальный. На протяжении всего урока отмечалась комфортная психологическая обстановка. Применение информационно-коммуникационных технологий  повысило интерес обучающихся к теме урока, сделало ход урока более доступным для понимания, а так же создало возможность для развития у учащихся умений и навыков  в следующих видах деятельности: интеллектуальной, практической, организационной, поведенческой.

        Проведенная в конце урока рефлексия подтвердила наличие навыков самоконтроля учащихся, умение учащихся продуктивно работать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания.

Директор МБОУ г. Иркутска СОШ № 42:             _______ / Зарипова Н.В./

Заместитель по учебно-воспитательной работе:  _______ /Валиулина Ю.А./ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка... и вашей семьи

Ваш ребенок поступил в первый класс. Поздравляем! Но это будет непростой год, постараться придется всей семье. Ведь в самом начале обучения, пока первоклассник привыкает к школьным требованиям, ...

«ВАШИ ДЕТИ – ВАШИ ТАЛАНТЫ!» /внеклассное мероприятие в 3 классе

Организация совместного досуга детей и родителей...

Классный час "Ваше здоровье в ваших руках"

Классный час в 4 классе о сохрнении здоровья, связанный с олимпиадой...

Праздник "Ваше величество - Мама!"

Сценарий праздника, посвященный Дню матери...

Как Ваше слово отзовется! Сквернословие

Данная  разработка направлена на выяснение отношения учащихся к проблеме сквернословия, установление причин распространения ненармотивной лексики, а также о её пагубном влиянии на духовное и физи...

Авторская программа "Ваше Величество Природа"

В «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерац...