Перенос слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Абраменко Елена Валерьевна

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Перенос слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrurok_26.10.22_2klass_gotovoe.docx45.71 КБ
Файл perenos_2.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Перенос слов                          

Класс: 2 класс.

Тип урока: урок открытия  новых знаний через создание проблемной ситуации 
Дата проведения: 26. 10. 2022 г

Цели урока:

     - Знакомство с  правилами  переноса слов;

     - Формирование умения переносить слова с одной строки на другую;

     - Развитие логического мышления учащихся (операции анализа и сравнения);

     - Обогащение  словарного запаса;

     - Развитие  самоконтроля, самооценки, взаимоконтроля.
Задачи: 
обучающие: 
- формировать новые способы действий;

- обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов;

развивающие: 
- формировать умения логически рассуждать, выделять главное; 
- развивать воображение, мышление, речь учащихся; 
воспитательные: 
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; 
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. 
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз; приобщать детей к ЗОЖ. 

Планируемые результаты: 
Личностные УУД:

- умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- проявление творческого отношения к процессу обучения; 
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. 
Метапредметные связи: окружающий мир, развитие речи 
Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса; 
Коммуникативные УУД:

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока  

 - умение слушать и понимать других; 
Регулятивные УУД:   

 - умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  

 - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
Предметные:  

 - умение   переносить слова с одной строки на другую по   алгоритму 
Технологии:  элементы технологии интерактивного обучения и здоровьесберегающей технологии.    

Методы: 

 частично-поисковый

 проблемный

 репродуктивный

 работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: 

 парная работа;

 групповая работа.

Оборудование:

 учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;

 рабочая тетрадь;

 карточки;

 мультимедийный проектор, экран;

 компьютер;

 электронное приложение к учебнику

                                                   

                                               Ход урока                                слайд № 1

                                                                                        Если хочешь много знать,

                                                                                                                Многого добиться,

                                                                                                                Значит, грамотно писать

                                                                                                                Должен научиться!

                              Прозвенел опять звонок,                
                              Он зовёт нас на урок.
                              На уроке не зевать,
                              А работать и писать!

  1.  Минутка чистописания   

Запишите:           26 октября

                            Классная работа

     Труд – дорога к успеху!

(Если есть труд – значит, будет и успех!)

Больше науки – умные руки.

Где труд, там и счастье!

Без усилий нет успеха!

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете?

(Чтобы пришел успех, необходимо прикладывать усилия, трудиться. )

- С каким настроением вы приметесь за работу? ( С хорошим, радостным)

- Почему важно приступать за работу с хорошим настроением?

(Чтобы быстр, легко справиться с работой)

- Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания русского языка, обобщить накопленные умения.

- С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь, и я желаю вам удачи! В добрый путь за знаниями!

2. Словарная работа

- Сегодня на уроке вы продолжите работу со словами, а все ваши знания обязательно вам пригодятся. Учебник с.72 упр.109.

                                Заглянула осень в сад -                                  слайд №

                          Птицы улетели.

                          За окном с утра шуршат

                          Жёлтые метели.

                                                            Владимир Александрович Степанов          

- Прочитайте шепотом. Кто хочет прочитать выразительно?

- Придумайте заголовок? (Осень)

****- Назовите синоним к слову «Золотые»? (золотой, лимонный, янтарный, соломенный)

****- Какое осеннее явление природы автор назвал желтой метелью?            

                                                                                                                   (Листопад).

- Узнайте слово из этого четверостишия, по его лексическому значению:

       Имеющий окраску одного из основных цветов спектра,  среднего между оранжевым и зеленым, цветом яичного желтка, золота? (Жёлтый).

- Какая буква в слове жёлтый пишется не так как слышится? (ё)

- Это новое словарное слово. Запишите. Подчеркните «опасное место в слове».

- Почему не обозначено ударение в этом слове?

3. Определение темы урока 

- Давайте повторим, какая тема нашего урока?

(Мы будем изучать правила переноса слов с одной строки на другую.)

- По какому плану будем работать?  

      1. Вспомним  правила переноса слов. 

      2. Будем учиться применять полученные  знания.

      3. Поупражняемся в переносе слов.  

    - Сегодня я расскажу вам сказку, в которой, как и в любой другой сказке, будет волшебство. Наша сказка, вероятно, тоже сможет чему-то научить нас.

      Итак, жили-были слова. Однажды они сильно загоревали о том, что при письме ученики записывают их так, что им, буквально, хочется заплакать.

Слово «ученики», например, сказало: «Один мальчик записывал предложение в тетрадь и изменил в моём слове размер букв так, что мне стало ужасно тесно на строке!!!»

      И ещё много слов подтвердили, что и с ними происходило подобное.

     «А вот у меня своя беда!!! - закричало слово «дом», - ученики часто записывают моё слово так, что буква «м» в моём слове частенько плачет от одиночества!»

     «И у меня похожая ситуация, - тихо сказало слово «усы», - мою букву «у» тоже часто оставляют одну».

      Другие слова тоже сильно жаловались и возмущались...

Наконец, слово «проблема» спросило: «Что же мы будем делать?!»

     А слово «эврика» воскликнуло: «Нужно идти в Царство Грамотея. Он нам точно поможет!!»

     В одну секунду все буквы оказались в Царстве Грамотея. Они пожаловались Грамотею на свои проблемы. Умный и добрый Грамотей дал буквам такой совет:

- Конечно, иногда, при записи слов, мы пользуемся переносом, так как слово не помещается на строке. Но что бы это сделать, надо знать правила. Тогда у нас не будет проблем.

- В русском языке много «тайн», которые знает Грамотей и обязательно с нами поделится, в том числе и о случаях переноса. Поэтому, к сегодняшнему уроку он  подобрал поговорку, которая станет ключом к изучению нашей темы урока:  «Всё тайное становится явным».

- Как вы понимаете эти слова?

(Фраза (фразеологизм) употребляется в прямом смысле - как бы ни пытались что-либо скрыть или утаить, это всё равно, рано или поздно, станет известно). 

- Сегодня мы вспоминаем все «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая «тайна» обозначена знаком вопроса.

(На доске 5 табличек с цифрами и карточка с ладонью)

4. Актуализация знаний

          Ученик  открывает 1 правило под первой цифрой – «Слова переносятся по слогам».

Вспомним стихотворение-правило о переносе слов.

         Сколько в слове гласных –

         Столько и слогов.

         Это знает каждый из учеников.

                                                       Перенос веди толково

                                                       Чтобы дело шло на лад

                                                       Раздели на слоги слово

                                                       Как на дольки шоколад.

-Вернёмся к нашей пословице. Давайте разделим каждое слово для переноса.

 Труд – дорога к успеху!

Труд – до-ро-га  к  ус-пе-ху!

        Ученик открывает 2 правило под второй цифрой – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву».

Осень, якорь, иней.

- Эти правила мы с вами уже знали, не так ли?

- Послушайте стихотворение-шутку  Александра Александровича Шибаева «Как я перенёс слова»  (1923 – 1979)

              Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва 
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
 И получил
За это «КОЛ».
Опять 
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
 Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».

- А вы как думаете, ребята, какую отметку получил ученик за последний перенос?                                                                           слайд №                                                           

Лексическое значение слов.

- Всем понятно лексическое значение слова ЕДВА? объясните мне его.

   (Насилу, с трудом, еле–еле. Едва добежал дистанцию.)

- А лексическое значение слова ОПЯТЬ? 

   (Еще раз, снова. Прозвенел опять звонок.)

 

- Какой вывод сделаем? Можно ли переносить слово опять?

(слово опять нельзя разделить для переноса, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую.)

- Придумайте несколько своих примеров.

(узор, осень, змея, обувь, якорь, угол, иней, улей …)

Можно подключить гостей.

- Запишите одно слово на это правило.

           Ученик открывает 3 правило под третьей цифрой – «Буквы ъ, ь не переносятся на следующую строку».

Пальто, крыльцо, маленький, сильный, платье, льёт.

    Ученики по одному выходят к доске и ножницами разрезают напечатанные слова для переноса.

Паль-то, крыль-цо, силь-ный, пла-тье?! (проблема), льёт, пись-мо.

Разделить ножницами эти слова.

- Давайте поразмышляем,  почему нельзя отрывать мягкий знак от согласной?

- Можно ли сказать, что согласный звук и мягкий знак после нее обозначают один мягкий согласный звук? 

- Можно ли разделить звук?

- Запишите одно слово на это правило.

  4 правило под четвёртой цифрой – «Буква й не переносится на следующую строку».

            Клей, стройка, улей, лейка, плойка.

- Какие слова нельзя перенести?

           Клей, улей, строй-ка, , лей-ка, плой-ка.

- Запишите одно слово на это правило.

 5 правило под пятой цифрой – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом».

           Касса, аллея, рассказ, суббота.

           Кас-са, ал-лея, рас-сказ, суб-бо-та.

- Запишите одно слово на это правило.

- Молодцы, ребята! Все карточки  открыты, дело движется к завершению (обобщению, применению этих правил на практике).

5. Физминутка.

6. Обобщение изученного.

- Как определить, поняли вы  тему урока  или нет? (поработать самостоятельно)

- Ваша задача – разделить слова для переноса.

Запись под диктовку:

     Лейка, жуки, кузнечик, пальчик, суббота, день.

                                                                                                                                 

Проверка.                           слайд №

- У кого возникли трудности?

- В чём причина?

- Не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность отработать эти правила.

- Кому все удалось? Молодцы! Хвалю. Благодарю за работу.

7. Итог урока

                        Чтобы хорошо учиться,
                        Надо очень много знать.
                        Каждый день копилку знаний,
                        Непременно пополнять.

- Давайте повторим  правило, как переносить слова с одной строки на другую? 

Вспомним нашу ладошку! В правиле 5 пунктов, как 5 пальчиков.

- Надеюсь, нашу копилку знаний мы тоже пополнили новыми умениями.

- Мы выполнили задачи урока?

- Давайте озвучим эти правила.                                             слайды № 6-10

- Цель урока достигнута?

- Проверю сейчас.

На доске:        Мы изуч-аем пер-енос слов.

- В чём моя ошибка?

- А как правильно разделить эти слова для переноса?

                       Мы изу-ча-ем пе-ре-нос слов.

- Как вы думаете, для чего нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? (мы становимся образованными, грамотными и экономим место на строке, экономим лист в тетради, а следовательно экономим бумагу и бережём лес.)

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

     

ТЕСТ

Ф.И.________________________________________________

1. Как переносятся слова?

            а) по слогам
           б) как поместятся

2. Можно ли разрывать слог при переносе слова?

            а) да;
           б) нет

3. Можно ли переносить одну букву или оставлять одну букву на строчке?

            а) да;
           б) нет

4. можно ли переносить слова, которые состоят из одного слога?

            а) да;
           б) нет.

______________________

8.  Самооценка                       

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Поднимите карандаши

трёх  цветов:

hello_html_m7e324dec.jpg   - Я всё понял, могу объяснить другу.

hello_html_250d5f47.jpg   - Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.

hello_html_m51f367e8.jpg  - У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.           слайд № 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С К А З К А

Слайд 5

? «П Р О Б Л Е М А»

Слайд 6

! «Э В Р И К А»

Слайд 7

Ц а р с т в о Г р а м о т е я

Слайд 8

Ц а р с т в о Г р а м о т е я М О Л О Д Ц Ы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Развитие умения переносить слова. (й при переносе).

Данная разработка урока русского языка по теме : Развитие умения переносить слова (й при переносе) поможет учителю начальных классов в проведении урока....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. "Перенос слов. Правила переноса".

Целью урока является знакомство с правилами переноса слоа с одной строки на другую. Развитие логического мышления учащихся, обогащение словарного запаса. Умение выражать свои мысли в грамматически пра...

Перенос слов. Правила переноса слов. 1 класс

Цель: познакомить с правилами переноса слов....

Презентация "Перенос слов. Правила переноса" русский язык, 2 класс

Презентация по русскому языку. Тема "Перенос слов. Правила переноса" 2 класс, УМК "Школа России"...