Технологическая карта урока обучения письму по теме: «Письмо заглавной буквы Ч» (1 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Зарипов Данияр Альфритович

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование графического навыка написания заглавной буквы Ч, соединений строчной и заглавной буквы Ч с другими буквами.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать графически верное написание заглавной буквы Ч;

2. Формировать умение соединять букву ч с другими буквами;

3. Учить составлять звуко-буквенную модель слова;

4. Учить составлять и анализировать модель высказывания.

Развивающие:

1. Развивать и обогащать устную речь обучающихся.

2. Развивать мелкую моторику с помощью письма.

Воспитательные:

1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

2. Воспитывать милосердие и желание помочь другим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch_pismu_8_12.docx55.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 08.12.2023

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148»

Класс: 1 кад.

Урок: 2

Студент: Зарипов Данияр Альфритович

Группа: 45

Учитель: Долгих Антон Александрович

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Время: 8:55-9:35

 Кабинет: 105

Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ч»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование графического навыка написания заглавной буквы Ч, соединений строчной и заглавной буквы Ч с другими буквами.  

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать графически верное написание заглавной буквы Ч;

2. Формировать умение соединять букву ч с другими буквами;

3. Учить составлять звуко-буквенную модель слова;

4. Учить составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1. Учиться писать без искажений заглавную букву ч.

2. Учиться писать правильное соединение строчной и заглавной буквы Ч, ч;

3. Учиться составлять звуко-буквенную модель слова;

4. Учиться анализировать написанное;

5. Учиться выполнять гигиенические правила письма.

Развивающие:

1. Развивать и обогащать устную речь обучающихся.

2. Развивать мелкую моторику с помощью письма.

Личностные:

1. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт.

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Воспитательные:

1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

2. Воспитывать милосердие и желание помочь другим.

УМК: «Школа России», «Прописи», 1 кл., 4 ч. – 2023 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности к включению в учебную деятельность.

- Здравствуйте, товарищи кадеты, меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок обучения письму, садитесь.

- Перед началом урока мы выполним небольшое упражнение, которое позволит настроиться на продуктивную работу.

- Вы знали, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев? Давайте развивать наши таланты!

- А делать мы это будет следующим образом... Возьмите в руки карандаш. Покатайте его по ладоням. Прокатываем с небольшим нажимом до кончиков пальцев. Прилив крови к рукам благоприятствует хорошему настроению и физическому здоровью.

- Отлично, молодцы! Отложите карандаши, и покажите мне, как должны сидеть настоящие первоклассники.

- Чтобы сегодня показывать мне  свою готовность, согласие \ несогласие, а также оценивать свою работу на уроке мы будем использовать с вами цветные карандаши:

Зеленый цвет – согласны, готовы, выполнили свою работу отлично;

Желтый – частично согласны, выполнили свою работу хорошо;

Красный – не согласны, не готовы, не справились с работой.

- Все понятно?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос.

УУКД:  воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; 

УУРД:  ответственно выполнять свою часть работы. 

Карандаш

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: подводящий диалог

Внешний контроль

Ф:  фронтальная

М: беседа

П:отгадывание загадок

 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- Поиграем в игру «Отгадай-ка», я вам буду загадывать загадки, а вы по поднятой руке будете называть мне отгадку.

1. Снаружи я стальной,

Внутри я водяной,

На плите стою

Всех чаем напою.

- Составим звуко-буквенную модель слова.

- Охарактеризуйте звук [ч’].

2. Он не зайчик и не слон,

Но ушастый все же он.

Не нужна ему рубашка–

Он игрушка.

- Составьте звуко-буквенную  модель слова. Какой звук первый? Какой он?

3. Стучит, гремит, вертится, никого не боится,

Ходит весь век, а не человек.

- Составьте звуко-буквенную модель слова  дайте характеристику первого звука.

- Ребята, что объединяет эти слова? Какая буква у них общая?

- Что мы можем сказать про эту букву?

Отвечают на вопросы.

- Чайник

Буква Ч - звук [ч'] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Чебурашка

Звук  [ч']. Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Часы

- Буква Ч.

- Буква Ч обозначает звук [ч’].

Это согласный звук, т.к. при произношении у нас возникают преграды. Всегда является мягким непарным.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

 

УУКД:  строить устное диалогическое выказывание;

УУПД:  сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

УУКД:   строить устное речевое высказывание о звуковом и буквенном составе слова;

Загадки

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальный

М: беседа

П: формулировка темы

Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Какую букву вы учились писать на предыдущем уроке?

- А какая еще буква Ч в письме у нас есть?

- Кто догадался, какая тема нашего с вами урока?

- Какую цель поставим на урок?

 Научиться…

- Верно. Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву «Ч», которая нужна нам для обозначения согласного звука [ч'].

- Покажите, кто готов достичь цели урока?

- Для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо составить план урока.

- Вот вам слова-помощники:

1. Узнаем, как писать … букву …

2. Будем учиться писать … букву … и ее соединения

3. Напишем предложение с буквой …

4. Сделаем …

Формулируют тему и цель урока.

- Строчную букву Ч.

- Заглавная буква Ч

- Тема: «Письмо заглавной буквы Ч»

- Цель: «Научиться писать заглавную букву Ч»

Правильно садятся.

План урока:

1. Узнаем как писать заглавную букву Ч

2. Будем учиться писать заглавную букву Ч и ее соединения

3. Напишем предложение с буквой Ч

4. Сделаем выводы

УУКД:  строить устное диалогическое выказывание;

УУРД:  планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Проектор с презентацией

«Открытие» детьми нового знания

(10 мин)

Построение

детьми

нового

способа

действий и

формирование

способности к его

выполнению

Ф: фронтальная.

М: язык. ан.

П:

граф.анализ
Внешний контроль

Ф: фронтальная.

М: язык. ан.

П:

граф.анализ
Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: демонстрация П: объяснение написания буквы

Ф: фронтальная

М: демонстрация П:  показ учителя с комментированием

Ф: фронтальная

М:репродуктивный  

П: письмо в воздухе с тактированием

Ф: индивидуальная

М:копировальный

П: письмо по образцу

Самоконтроль

Учитель организует работу с новой буквой.

-На что похожа буква «Ч»?

-Посмотрите на экран. В чем сходство и отличие между печатной и письменной буквами Ч ?

- Молодцы. Мы с вами убедились, что заглавные печатная и письменная буква ч отличаются между собой.

- А мы с вами какие буквы учимся писать печатные или письменные?

Организация письма. Предъявление правил

к правильной посадке и держанию ручки на письме.
 -  Давайте покажем, как сидят первоклассники. Спинки прямые, ножки на полу ровно стоят. Проверьте расстояние между туловищем и партой кулачком. Голову нужно держать правильно, чтобы узнать это поставьте руку на локоть и коснитесь своей ладошкой лица.

- Сейчас мы с вами научимся писать заглавную букву Ч.

- Откройте пропись на странице 29. Посмотрите на образец заглавной буквы Ч.

- Посмотрите на образец написания в правом верхнем углу на странице 29.

- Из каких элементов состоит эта буква?

- Сколько клеток занимает буква в ширину? А в высоту?

- Давайте посмотрим, как пишется заглавная буква Ч поэлементно.

- Посмотрите еще раз, как пишется заглавная буква Ч. В это время вы повторяете написание буквы в воздухе обратной стороной ручки.

(пишу на доске с проговариванием)

- Ставлю точку чуть ниже верхней линии дополнительной строки. Веду вверх вправо, закругляю, веду наклонную прямую вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не доходя до верхней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до верхней линии рабочей строки и поднимаюсь вверх вправо до верхней линии дополнительной строки. Затем пишем второй элемент. Начинаю писать от верхней линии дополнительной строки. Веду вниз длинную прямую наклонную, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, довожу до нижней линии рабочей строки и поднимаюсь вверх вправо до середины рабочей строки.

- Хорошо. Возьмите ручки  и обратной стороной ручки пропишем букву в воздухе.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Проверяем посадку. Спинки прямые, ножки на полу ровно стоят. Пропись положите под углом.

- Напишите 3 раза заглавную букву Ч на 1 строчке в прописях простым карандашом.

- Подчеркните зеленой ручкой элемент, который у вас получился лучше всего.

(ДИН. ПАУЗА)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- Напишите так же по 3 раза 2 и 3 строчку в наших прописях. Следите за своей осанкой, ноги касаются пола, расстояние между грудью и партой кулачок.

Отвечают на вопросы.

- На топор с поленом

- Сходство: состоят из 2

элементов.

Отличие: письменная наклонная, закругленная.

- Письменные

- Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо (крючок), длинная наклонная прямая с закруглением внизу вправо.

- 3 клетки в ширину, 2 клетки в высоту.

УУКД:  строить устное диалогическое выказывание;

УУПД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

УУРД:  планировать с помощью учителя действия по решению задачи;  

УУПД:  анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

УУРД:  корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок

УУРД: оценивать правильность написания букв;

Проектор с презентацией

Проектор с презентацией

Доска

Ручка

Прописи, ручка

Первичное

закрепление

(5

мин)

Усвоение

нового

способа

действий

Ф:  фронтальная

М: беседа

П: отгадывание загадки

Ф: фронтальная М: язык. ан.

П: звуко-букв. анализ

Внешний контроль

Ф: фронтальная М:репродуктивный

П:копировальный

Внешний контроль

1. Организует работу с прописями.

- Прежде чем выполнить следующее задание, отгадайте загадку.

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить и людей уважать

- Верно, теперь давайте охарактеризуем звук [ч’] в этом слове.

- Какое соединение между буквами «Ч» и «И»?

- Посмотрите, как пишется данное слово.

- Отлично напишите слово «учитель» один раз в прописи.

- Теперь составьте звуко-буквенную модель слова. Сколько слогов в данном слове? Назовите слоги-слияния. В каком слоге находится  звук [ч']? Какой он?

- Теперь у меня для вас задание. Ответьте на вопрос: «За что вы благодарны своему учителю?». Необходимо ответить тремя предложениями.

- Следующее слово также угадаем по загадке.

Я уроки посещаю и всегда веду дневник.

Сам себя я называю школьник или …

- Охарактеризуйте звук [ч'] в данном слове.

- Какое соединение у буквы «Ч» с буквой «Е»?

- Напишите слово «ученик» в прописи 2 раза.

- Составьте звуко-буквенную модель слова. Сколько слогов в данном слове? Назовите слоги- слияния. В каком слоге находится  звук [ч']? Какой он?

- Посмотрите на 3 слово в вашей прописи. Какое это слово?

- Как можно охарактеризовать звук [ч']?

- Какое будет соединение между «Ч» и «Т»?

- Напишите данное слово 2 раза у себя в прописях.

-  Составьте звуко-буквенную модель слова. Сколько слогов в данном слове?  Назовите слоги- слияния. В каком слоге находится  звук [ч']? Какой он?

- Учитель

-Буква Ч - звук [ч'] – согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Верхнее

- 3 слога, во втором слоге

- Ученик

-  Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Среднее

- 3 слога, во втором слоге

- Чтение

-  Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Верхним

- 3 слога, во первом слоге

УУПД:  сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

характеризовать звуки по заданным параметрам;

УУКД:   строить устное речевое высказывание о звуковом и буквенном составе слова;

УУРД:  удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа.

Прописи, ручка

Прописи, ручка

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: упражнение

П: самостоятельная работа

М: язык. ан.

П: звуко-букв. анализ

Организует самостоятельную работу.

- Молодцы. Сейчас вы немного поработаете самостоятельно. Найдите в ваших прописях предложение.

- Прочитай его.

- Теперь все вместе его прочитаем.

- Докажите, что это предложение.

- Сколько слов?

- Составьте модель предложения.

- Ваша задача – написать данное предложение 2 раза. Начинаем.

- Не забывайте про осанку во время письма.

-  Мы писали букву Ч.

- Начинается с большой буквы, на конце стоит точка.

- Три

- Пишут предложение.

УУПД:  сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

УУКД:  строить устное диалогическое выказывание;

УУРД:  удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа.

Прописи, ручка

Проектор с презентацией

Включение в

систему

знаний,

повторение

(5 мин)

Включение «открытия»

в систему

знаний,

повторение и

закрепление

ранее

изученного

Ф: фронтальная

М: частично-поисковый  

П: игра

- Сейчас посмотрим все на последнюю строчку на с. 29 в ваших прописях. Вам дано слово. Какое это слово?

- Охарактеризуйте звук [ч'].

- Над буквами в данном слове стоят числа. Вы должны буквы расставить в данном порядке, чтобы у вас получилось слово.

- Какое это слово?

- На какой слог падает ударение в слове?

- Охарактеризуем первый звук в слоге.

- Напишите слово «чудо» 2 раза на последней строке.

- Дудочка

-  Согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

- Чудо.

- На первый.

- [ч'] -  согласный, глухой непарный, мягкий непарный.

УУПД:  сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

УУРД: выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа.

Слова

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальный

М: беседа

П: оценка деятельности

Организует предметную и эмоциональную рефлексию.

- Кто вспомнит тему урока?

- Верно. Какую цель перед собой ставили?

-Поднимите карандаш соответствующего цвета, кто считает, что мы достигли поставленной цели.

-Посмотрите на экран. Продолжите фразу:

Я сегодня вспомнил(а)…

Я смог(ла) выполнить…

Больше всего мне понравилось…

- Спасибо вам за урок, вы большие молодцы!

- Письмо заглавной буквы Ч.

- Научиться писать заглавную букву Ч.

Самооценка собственной деятельности на уроке.

УУКД:  в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

УУРД:  устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий.

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"

Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Письмо удлиненной наклонной линии с петлей внизу"

Тема урока: Письмо удлиненной наклонной линии с петлей внизуЦель урока: формирование представления о написании элементов букв.Задачи урока Дидактические:1. Научить учащихся письму нового элемента...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Виды соединений букв, алгоритм"

Тема урока: Виды соединений букв, алгритмЦель урока: формирование навыка написании соединения букв.Задачи урока Дидактические:1. Научить учащихся соединять элементы;2. Выработать навык написания элеме...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Согласный звук [б], [б\'] . Буква Б, б" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о согласных звуках [б]  и [б'], навыка письма буквы б; умения читать и писать слоги, слова с новой буквой.Задачи урока:Дидактические:1.Фор...