Части речи
план-конспект урока по русскому языку

Дяченко  Лилия  Анатольевна

дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе

обогащать словарный запас детей; развивать умение находить слова данных частей речи в тексте
воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Части речи 74 КБ
Файл chasti_rechi.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Части речи

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе

Развивающая: обогащать словарный запас детей; развивать умение находить слова данных частей речи в тексте

Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к русскому языку

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать части речи по их признакам

Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ

Оборудование: учебник русского языка автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  проектор, ноутбук, раздаточный материал: карточки с заданиями, цветные конвертики для рефлексии

 Формирование УУД

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей; духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к языку.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые  учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия предложения (текста); осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии;

умения строить высказывания ; искать информацию; создавать моделирование.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; адекватно оценивать свою роль в коллективной  работах

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, готовность класса к уроку.

- Доброе утро, ребята. Сегодня   у  нас  на  уроке  присутствуют гости,давайте  их  поприветствуем.. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Улыбнёмся соседу  и начнём урок.

2. Актуализация знаний

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа. (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит)

 (на слайде  записано четверостишие)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу…

Я с ромашками дружу.

Прочитаем четверостишие. Какой звук(слог) чаще звучит? Что передает звук? (как разговаривает жук, его речь), он разговаривает с ромашками в стихотворении.

- Из чего состоит наша речь? (из звуков, слогов, слов, предложений)

- Для чего нужны слова? ( для выражения мыслей)

- В русском языке слов очень много. Слова окружают нас. Оказывается, у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы. Другие их признаки, третьи – действия. (привести примеры)

(на доске, на слайде опорная схема)

Слова-названия

предметов             признаков предметов         действий предметов

Кто? Что?              Какой? Какая? Какое? Какие?         Что делает? Что сделал?

                                                                                                      Что будет делать?            

3. Самоопределение к деятельности.

(На слайде изображён клоун)

- Ребята, к нам пришёл гость. Посмотрите, кто изображён на картине (изображён клоун). Кто такой клоун? (ответы детей, Клоун в Энциклопедическом словаре:
Клоун - (англ. clown) - 
цирковой артист, комический персонаж, использующий приемы гротеска и буффонады. Существуют клоуны: коверный, комик и др.).

- Что делает клоун? (жонглирует). Чем он жонглирует? (словами). Давайте прочитаем эти слова и подумаем по какому признаку эти слова можно распределить на группы ( лес, снег, солнышко, играет, лёгкая, яркое, тёмный, падает, светит )

 Слово - это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Давайте поможем клоуну распределить эти слова на группы. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? (о словах с разными признаками или разных частей речи)

Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем, и обозначающем предмет называются – имена существительные.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному и которые обозначают  признак предмета называются  именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать» о том, что любят делать имена существительные назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Запишем  слова в тетрадь  + 2 слайда. На вопрос кто?      что? лес, снег, солнышко;  на вопрос какой? тёмный и т.д., на вопрос что делает? светит…

- Наш друг клоун принёс нам не просто слова, а новые знания. Сегодня мы узнали только о трех частях речи.

4. Работа по теме урока

Первичная проверка понимания нового материала.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.(запомни)

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)+ на доске карточки с названиями частей речи. Обрати внимание на стр.41 есть схема – помощница, которая подскажет, что обозначает и на какие вопросы отвечает изученная часть речи.

- Выполнение упр. 68 с.40. Рассмотри рисунок.    Определи его тему. Назови по рисунку сущ., прил., глаголы. На какой вопрос отвечает каждое слово (устно).

6. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а наш друг клоун приготовил нам интересное задание. Сейчас мы будем играть, но игра не простая. Давайте поиграем, я вам бросаю мяч и называю слово, а вы бросаете обратно и говорите, какая часть речи. Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить,  что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

Пожалуйста, встаньте со своих мест. Когда я бросаю мяч, все остальные слушают своего товарища, если он ответил правильно – мы хлопаем, если ошибся – вы топаете.

 Чему мы учились?

(Учились распознавать части речи)

Работа в тетради. (коллективная письменная работа)

- А подружка клоуна, подготовила нам другое задание. Мы его выполним в тетради. Давайте прочитаем слова, какой темой они связаны. Давайте составим предложение и определим части речи.

Задание: (один ученик выполняет зад-е на доске)

Веселый клоун танцует. Клоун показывает интересные фокусы. (сверху карандашом подпиши ч.р., )

- в русском языке приняты сокращения: имя существительное – сущ., имя прилагательное – прил., глагол – гл.

- Молодцы, справились с заданием.

-А теперь посмотрите, что я держу в руке? (карандаш)

-На какой вопрос отвечает это слово? (на вопрос что?)

-Что обозначает? (предмет)

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет? (сущ-е)

-Подберите к этому существительному прилагательное.(цветной, деревянный)

-На какой вопрос отвечает прилагательное?-Теперь подберите к нему глагол? (пишет, раскрашивает, рисует, подчёркивает)

-А сейчас подобную работу  вы будете выполнять в парах.

Откройте свои конверты и выньте цветные части. Задание: соберите картинку и устно подберите к сущ. подходящие по смыслу прил. и глаголы. Приступайте к заданию.  (Ответы детей)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

-Продолжаем работу, у вас в конвертах осталось ещё задание. Каждый выполняет самостоятельно. Задание «Найди лишнее». (В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи).

Существи-тельное

прилагатель-

ное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

летает

читать

белочка

вкусное

фея

орешек

интересная

мечтаем

 Проверьте, правильные ответы на слайде и оцените себя – 2 ошибки «3», 1 ошибка «4», 0 ошибок  «5». Спасибо за работу.

Итог урока.

-Что нового мы узнали сегодня на уроке и чему научились?

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

 Рефлексия.

- Наш друг клоун хочет узнать, как вы поняли новую тему. У вас на партах лежат конвертики, сложите свои выполненные задания обратно в конверт и  подумайте, в какой ящик вы отправите конверт. Жёлтый – я понял новый материал, зелёный – надо подучить, синий – я не понял. (Под руководством учителя, учащиеся оценивают свою работу на уроке) 

+ 1 слайд «спасибо»

Домашнее  задание:  Составить  мини  -рассказ о Зиме.  Подчеркнуть  имя  существительное  одной  чертой,  имя  прилагательное – волнистой  линией,  глагол – двумя  чертами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧАСТИ РЕЧИ

Слайд 2

На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу , жу-жу-жу … Я с ромашками дружу.

Слайд 12

Существительное прилагательное глагол сказка добрый выдумывать чудо волшебная заколдует золотая сказочный рассказываем терем летает читать белочка вкусное фея орешек интересная мечтаем