Технологическая карта урока Обучение грамоте: «Звуки [й' а], [‘а], буква «Я, я». Закрепление» ( 1класс, УМК: "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Юсупова Дамиля Жумабековна

Цель урока: закрепление характеристики звуков  [й' а], [а'] и знаний о роли буквы в слове.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) закрепить умения характеризовать звуки [й'а], [а'];

2) закрепить знания о роли буквы я в словах: обозначает два звука в начале слова и после гласного; мягкость предшествующего согласного.

Предметные:

уметь вычленять звуки из слова;

уметь различать понятия «звук» и «буква».

Развивающие:

развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов;

развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Личностные:

осознание важности русского языка как средства общения;

проводить самооценку своих действий, поступков других людей;

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстом.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе;

воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 08.12. 2023

Школа: МАОУ «АЛ №95»

Класс: 1-6

Урок: 2

Время: 08:55 – 09:30   Кабинет: д/о 7

Студент: Юсупова Дамиля Жумабековна

Группа: 43

Учитель: Маркина Елена Ивановна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Звуки [й' а], [‘а], буква «Я, я». Закрепление»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: закрепление характеристики звуков  [й' а], [а'] и знаний о роли буквы в слове.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) закрепить умения характеризовать звуки [й'а], [а'];

2) закрепить знания о роли буквы я в словах: обозначает два звука в начале слова и после гласного; мягкость предшествующего согласного.

Предметные:

уметь вычленять звуки из слова;

уметь различать понятия «звук» и «буква».

Развивающие:

развивать мышление и речь с помощью построения развернутых ответов;

развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету.

Личностные:

осознание важности русского языка как средства общения;

проводить самооценку своих действий, поступков других людей;

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстом.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение друг к другу при совместной работе;

воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности и средству общения.

УМК: «Школа России», Русский язык. Азбука : 1-й класс / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку и устанавливает эмоциональный интеллект.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дамиля Жумабековна. Очень рада вас видеть, сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.  Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку. Отлично, тогда мы можем начинать.

3. Предъявляет гигиенические требования.

- Сегодня на уроке и не только на этом не забывайте о правильной посадке.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

Р: выработать учебную мотивацию

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проектор с презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: языковой анализ

П: звукобуквенный анализ

Внешний контроль

 - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (лента букв и звуков)

- Для чего она нужна?

 

- Чем же отличаются буквы от звуков?

- А какие бывают звуки?

- Верно!

-  Чем они отличаются?

- Ребята, с какой буквой вы познакомились?

- Что вы узнали о ней? Какую функцию она выполняет?

- Молодцы!

- Предлагаю вам сыграть в игру. Встаньте со своих мест. Итак, я вас буду говорить слова, если в этих словах буква я обозначает 2 звука, то сядьте, а если 1 звук, то встаньте.

- Что мы делаем, если буква я обозначает два звука? Один звук?

Яма, мяч, якорь, моря, дятел, мята, яблоко.

- Молодцы, ребята. Вы успешно справились с этой игрой. Занимайте свои места.

- лента букв и звуков

- для того, чтобы упорядочить буквы.

- буквы мы видим и пишем, звуки слышим и говорим.             - гласные и согласные

- Когда мы произносим гласные звуки, то  воздух,  выходящий изо рта не встречает преграды, также мы используем голос при произношении. Когда мы произносим  согласные звуки воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

- с буквой Я, я

- Буква Я, я обозначает:

1) два звука в начале слова и после гласного

2) одни звук после мягкого согласного

Участвуют в игре

- 2 звука – садимся, 1 звук- встаем.

- 1 звук: мяч, дятел, мята, моря

- 2 звука: яма, якорь, яблоко.

 Р: проявлять готовность подчиняться

П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Презентация

Постановка учебной задачи (5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формулирует тему и цель урока вместе с детьми.

- И так, с какой буквой мы продолжим работать?

 Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слова из нашей темы разбросались. Восстановите последовательность слов в нашей теме.

- Буква «я» и ее звуки.

- Знакомы ли мы с этой темой?

- Итак, какую цель мы поставим перед собой?

- Верно! Посмотрите на слайд. Тут представлен план нашего урока.

1. Вспомнить знания о буквах и звуках

2. Узнать тему и цель урока

3. Закрепить знания о букве я и ее звуках

4. Сделать выводы

- Кто согласен с  этим планом?

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Определяют тему и цель урока.

- с буквой я

- «Буква я и ее звуки»

- Закрепить знания о букве я и ее звуках    

- Вспомнить знания о буквах и звуках; узнать тему и цель урока

П: с помощью учителя формулировать цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Проектор с презентацией

Пункты плана

Коррекция знаний и способов действий

(5 мин)

Определение типич

ных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствование знаний и умений

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: репродуктивный

П: скороговорка

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

М: работа с книгой

П:чтение текста

Внешний контроль

- Ребята, откройте учебники на странице 112.

- Посмотрите на картинку. Кто знает,  что изображено на ней?

- Как вы думаете, что такое маяк? Для чего он служит?

- Он служит для того, чтобы указывать путь кораблям. Маяк подает звуковой и световой сигнал. Маяк построили для того, чтобы далеко в море корабли и другие судна могли ориентироваться в темноте или во время шторма, когда очень плохая видимость.

- Итак, перед тем как прочитать слова, давайте прочитаем скороговорку.

- Итак, давайте все вместе прочитаем скороговорку.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

- Ребята, о  чем эта скороговорка?

- Кто такой дятел?

- Ребята, что вы заметили в этих словах?

- Давайте все вместе медленно прочитаем эту скороговорку.

- А теперь, произнесем эту скороговорку немного убыстряя темп

- Молодцы!

- Теперь произнесем эту скороговорку еще быстрее

- Кто хочется произнести скороговорку быстро и правильно.

- Ребята, вы молодцы!

- Приступим с чтению слов над картинкой.

Маяк, маяки, высоко, высокая, ярко, море, морская.

- Ребята, определите, сколько букв и звуков в слове маяк.

- Почему

 - Верно!

- Чем отличаются слова маяк и маяки

- Давайте найдем слово с буквой я в начале слова.

- с буквой я в середине слова. С буквой я в конце слова.

- Молодцы!

- Предлагаю вам прочитать текст после картинки. Прочитайте текст вполголоса, жужжащим чтением

-  Итак, давайте прочитаем текст по цепочке, начиная с 1 ряда по 1 предложению.

- Молодцы!

- Теперь поработаем в парах. Но прежде, скажите мне, как мы должны работать в парах?

- Верно! Друг другу составьте и задайте такие вопросы, чтобы ответы были из текста

- Итак, давайте проверим, как вы составили и задали вопросы друг другу.

 - Молодцы! Давайте немного отдохнем.

- Маяк

- Башня с сигнальными огнями.

Читают скороговорку

- о детле

- Птица

- В словах повторяется буква д

- 4 буквы, 5 звуков

- Потому что буква я стоит после гласной и обозначает 2 звука.

- Числом, в слове маяк 4 буквы, 5 звуков, в слове маяки 5 букв, 6 звуков.

1. ярко

2. маяки, маяк

3. высокая, морская.

Читают текст вполголоса

Читают текст по цепочке.

- не перебивать, учитывать мнение друг друга.

В парах задают вопросы.

УУПД:

сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;

УУПД:

характеризовать звуки по заданным признакам.

УУКД:

строить устное высказывание о звуковом составе слова.  

УУРД:

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

УУПД:

определять количество слогов в слове.

УУПД:

Читать вслух короткие тексты.

УУКД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью.

Проектор с презентацией

   

Учебник

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Спал цветок ( закрыли глаза, расслабились. Помассируйте веки по кругу в одну сторону и в другую.

И вдруг проснулся ( поморгали глазами)

Больше спать не захотел ( руки подняли вверх, делаем вдох. Посмотрите на руки

Встрепенулся, потянулся ( руки вниз, делаем выдох)

Взвился вверх и полетел (потрясите кистями рук, посмотрите направо – налево)

Выполняют динамическую паузу

Ф

М: языковой анализ

П: лексический

-Давайте перейдем к следующему заданию.

- Посмотрите на картинки. Что вы видите?

- Давайте прочитаем предложения.

- Давайте определим, какое значение имеет слово земля в каждом предложении? Какая бывает земля.

- Какой вывод мы можем сделать о слове Земля?

- Вы большие молодцы!

     Читают предложения.

- Землю

1. Земля- планета

2. Земля – участок суша

3. Земля – почва

- Что у слова земля 3 значения, она может иметь значение планеты, участка суши и почвы.

П: устанавливать связи и зависимости между правилом и практическим заданием

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Проектор с презентацией

Учебник с упражнением

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: языковой анализ.

П: звукобуквенный анализ.

Самопроверка

Итак, давайте поработаем самостоятельно.

- Итак, на ваших столах лежат карточки со словами. Ваша задача – записать слова в  два столбика. В первый столбик запишите слова, где буква я обозначает 1 звук, а во второй столбик слова, где буква я обозначает 2 звука.

Яблоня, Маня, Яна, язык, Таня, стая, якоря, Витя, змея.

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

- В каких словах буква я обозначает 1 звук? 2 звука?

- Проверьте работу по эталону.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибку?

- Молодцы!

- Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки?

- Не расстраивайтесь, вам нужно дома повторить это и у вас обязательно все получится.

Выполняют самостоятельную работу

1 звук: яблоня, Маня, Таня, якоря, Витя

2 звука: яблоня, стая, змея.

Проверяют работу

УУПД:

Делить слова на слоги.

анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова;

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: работа с книгой

П: чтение текста

 - Откройте страницу 114. Перед вами текст. Давайте прочитаем заголовок.

- Как вы думаете, о чем будет текст?

-  Давайте прочитаем текст по цепочке и узнаем, правильно ли мы предполагали.

- Ребята, о чем этот текст?

- Ребята, перечислите героев рассказа.

- Как вы думаете, с какой интонацией говорят герои?

Рая? Катя? Валя? Коля?

- Итак, давайте еще раз прочитаем по цепочке, используя правильную интонацию.

Читают текст

- о землянике

- Рая, Катя, Валя, Оля, Коля

- Рая говорит с вопросительной интонацией, Катя – сначала с восхищением, Валя – с недоумением, Оля с восклицанием, Коля – с насмешкой

Читают по цепочке.

УУПД:

Читать вслух короткие тексты.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями

Проектор с презентацией

учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Самопроверка

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Ребята, какая тема была сегодня на уроке?

- Отлично, а какую цель мы ставили на урок?

- Давайте проверим достигли ли мы целей на сегодняшний урок. Кто считает, что мы выполнили цель, поднимите палец вверх.

- Отлично! Поднимите зеленый карандаш, если вы смогли решить все задания.

- Поднимите желтый карандаш, если вы получили новые знания.

- Поднимите красный карандаш, если вы были старательны

-  Спасибо за урок!

Участвуют в рефлесии.

Буква «я» и ее звуки.

- Закрепить знания о звуках и букве я

Поднимают пальцы вверх

Проводят рефлексию

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

Проектор с презентацией


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [м], [м\'], буквы М, м", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Звуки [м], [м'], буквы М, м»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о звуках [м], [м'], заглавной буквы «М&raq...

Технологическая карту урока обучение грамоте «Звук [б], [б’]. Буква Б, б. Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: систематизирование знаний у обучающихся о букве Б, б.Планируемые результатыПредметные:1.Различать понятия «звук» и «буква».2. Составлять предложение из набора форм ...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звукЗадачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [в], [в’], буква «В, в». Закрепление" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [в], [в’] и читать слова с буквой В(в).Планируемые результаты:Предметные:Уметь вычленять звуки из слова.Уметь различать понятия...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [л], [л’], буква «Л, л». Закрепление» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: закрепление умения характеризовать звуки [л], [л’], находить букву «л» в словах.Задачи урока:  Дидактические:1. Закрепить знания об отличии гласных звуков от согласн...