Технологическая карта урока русского языка "Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова?" 2 класс, УМК - "Начальная школа XXI"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель деятельности учителя:

углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.

Задачи урока:

Дидактические:

1) повторить, что такое лексическое значение слова;

2) закрепить умения о разборе слова по составу.

Развивающие:

1) развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

1) знать способы определения лексического значения слова; состав слова;

2) уметь определять лексическое значение слова; разбирать слова по составу

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 04.04.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей №95»

Класс: 2-8

Урок: 2

Время: 8:55-9:35          Кабинет: д/о 6

Студент: Лобанова Екатерина Дмитриевна

Группа: 31

Учитель: Соколова Оксана Николаевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Повторение: что ты знаешь о

лексическом значении слова и составе слова?»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цель урока: углубление и закрепление знаний у обучающихся о лексическом значении слова и его составе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) повторить, что такое лексическое значение слова;

2) закрепить умения о разборе слова по составу.

Предметные:

1) знать способы определения лексического значения слова; состав слова;

2) уметь определять лексическое значение слова; разбирать слова по составу

Развивающие:

1) развивать умение строить речевые высказывания, отвечая на вопросы;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1) воспитывать умение слушать и понимать речь других, посредством участия в диалоге, беседе;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 2 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова. – М.: «Вентана-Граф», 2019. -Ч.2; учебная презентация; раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка (слайд №1).

2. Создаёт эмоциональный настрой на урок

- Сядьте, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. Сядьте, пожалуйста, те, кто сегодня выспался. Сядьте, пожалуйста, те, кто готов к работе.

- Отлично, давайте начнём наш урок!

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных нам сегодня понадобятся?

Разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень (слайд №2).

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке. Поднимите руку, кто согласен.

- Отлично, начнем работу!

1.Приветсвуют учителя.

2. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

- Старание, внимание, сообразительность.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Презентация

Презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Индивидуальная

Группа практических методов: словарная работа

 

Внешний контроль

1. Организует работу со словарными словами.

- Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки от предыдущего задания, запишите число, сегодня у нас «4 апреля». Ниже пишем «Классная работа».

- Давайте вспомним, что такое устаревшие слова? (слайд №3)

-Посмотрите на слайд. Вам дано определение устаревшего слова, ваша задача в тетради написать это слово (слайд №4-5).

1. Старинная воинская защитная одежда - …

2. Старинная мужская одежда - …

3. Человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю - …

4. Дом в виде башни - …

5. Глаза - …

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по эталону на слайде.

(слайд №6)

2. Организует работу с ребусами.

- Посмотрите на слайд и попробуйте отгадать ребусы (слайд №7-8).

- Давайте вспомним, что такое лексика?

Работают в тетради.

- Слова, которые перестали употребляться в современном языке.

1. Кольчуга

2. Кафтан

3. Боярин

4. Терем

5. Очи

Проверяют друг друга.

Отгадывают ребусы.

- Лексика.

- Состав слова.

Лексика это раздел науки о языке, изучающий слово и его лексическое значение.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация

Презентация

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа

наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Ребята, кто уже догадался, о чем мы с вами будем говорить?

- Предположите тему нашего урока.

(слайд №9)

- Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока с помощью слов: (слайд №9).

1) закрепить …

2) отработать умение …

- Для достижения поставленных целей, мы должны составить план урока.

- На слайде есть опорные слова для составления плана: (слайд №10)

1) Вспомним …

2) Будем выполнять …

3) Сделаем …

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели.

- О лексическом значении слова и его составе.

Тема: «Повторение лексического значения слова и состава слова».

Цель: 

1) закрепить знания о лексическом значении слов и их составе.

2) отработать умение делать морфологический разбор слов.

План:

1) Вспомним, что такое лексика и морфологический разбор слова;

2) Будем выполнять морфологический разбор слова;

3) Сделаем вывод.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

Презентация

Презентация

Обобщение и систематизация знаний и умений

(7 мин)

Научить ориентироваться в разных способах выполнения задания;
использовать
приобретённые знания и умения
при выполнении задания.

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Фронтальная

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа практических методов: выполнение упражнения

1. Организует повторение определений.

- Назовите мне компоненты, которые входят в состав слова.

2. Организует работу в учебнике.

- Откройте учебники на стр.95 и найдите №2.

Прочитайте задание.

- Сейчас по цепочке с 3 ряда читаем по одному предложению.

- Теперь давай попробуем определить значение выделенных слов. Если затрудняемся, то ищем определение в конце учебника, в словаре.

- Что такое консерватория?

- Второе слово – концерт, что это?

- Что такое оркестр?

- И последнее слово дирижёр, кто это?

- Какой вывод мы можем сделать? Как определить лексическое значение слова?

2. Организует работу в парах.

- Сейчас вам нужно будет выполнить следующее задание на стр. 96 №5. Прочитайте, что нужно сделать.

- Как называются слова, противоположные по значению?

- В парах обсуждаете задание и записываете ответ в тетрадь. Выделяем приставки у слов.

- Теперь давайте проверим, что у вас получилось. Одна пара озвучивает только одну пару слов. Если у вас верно, то ставьте плюс рядом с парой слов.

- У кого получилось 5 плюсов? 4 плюса и т.д.

2. Организует работу в группах.

- В первом задании вам нужно будет соотнести понятие с подходящим ему определением.

1. Корень - это ...

2. Приставка - это ...

3. Суффикс - это ...

4. Окончание - это ...

5. Основа - это...

А) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

Б) изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении;

В) часть слова, которая является общей для родственных слов;

Г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;

Д) часть слова без окончания.

- Во втором задании по лексическому значению узнай слова. 

Запиши их. 

1. Лиственное дерево с белой корой, символ  России   …

2. Зелёный продолговатый хрустящий овощ  …

3. Первый осенний месяц  …

4. Небольшой сочный плод травянистых или  кустарниковых растений  …

5. Движение потока воздуха в горизонтальном  направлении …

- Давайте повторим правила работы в группах.

(слайд №11)

- Давайте поверим, что у вас получилось. Каждая группа озвучивает только один ответ, остальные проверяют.

- В какой группе не было ни одной ошибки?

- Окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Читают задание.

Читают текст.

- Высшее музыкальное учебное заведение.

- Выступление на сцене.

- Музыканты, играющие на различных инструментах.

- Человек, который руководит оркестром.

- Определить лексическое
значение слов мы можем с
помощью текста, в котором они
используются, а также из
толкового словаря.

Читают задание.

- Антонимы.

Выполняют работу в парах.

Прибежал - убежал.

Вошел – вышел.
Унести – принести.
Вылить – налить.
Отплыть – подплыть.

1. – В

2. – Г

3. – А

4. – Б

5. – Д

1. Берёза

2. Огурец

3. Сентябрь

4. Ягода

5. Ветер

Озвучивают правила работы в группах.

Озвучивают ответы.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Презентация

Учебник

Учебник

Рздаточный материал

Презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест. Повторяйте движения из видео.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения

Видео

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: выполнение самостоятельной работы

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

- На партах у вас лежат листочки, в которых вы будете работать самостоятельно.

№1 Допиши подходящие по смыслу приставки.

…плыть от берега;

…резать хлеб:

… ехать из города;

…писать в тетрадь:

…жарить картофель;

№2 Подбери к данным словам однокоренные. Используй суффиксы -ик,

-ок.

дом…

ангел...

двор...

стол…

дым....

гриб…

№3 Из  группы слов выберите то слово, которое соответствует лексическому значению, указанному в таблице и запишите его.

1. Начинающий стареть,
немолодой - (какой?)...

2. Любящий трудиться,
усердный - (какой?)...  .

3. Жить некоторое время у
кого-нибудь в гостях -
(что делать?)...

4. Перевёртываться через
голову - (что делать?)...

Слова: пожилой, ленивый, кувыркаться, прыгать, жизнерадостный, ленивый, баловаться, угрюмый, гостить, трудолюбивый.

- Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по эталону на слайде

(слайд №12-13).

Поставьте оценку в соответствии с критериями  (слайд №14).

Оценка 5 – 1-2 ошибки

Оценка 4 – 3-5 ошибок

Оценка 3 – 6-9 ошибок

Неудовлетворительно – 10-15 ошибок

1.Выполняют самостоятельную работу.

Ответы

№1

отплыть от берега;

нарезать хлеб;

уехать из города;

записать в тетрадь;

пожарить картофель;

№2

Домик

Ангелок

Дворик

Столик

Дымок

грибок

№3

1. пожилой

2. трудолюбивый

3. гостить

4. кувыркаться

Взаимопроверка.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Раздаточный материал

Презентация

Презентация

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

 

Внешний контроль

1.Организует повторение темы и целей урока.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока? (слайд №15)

- Какую цель на урок мы ставили?

2. Организует рефлексию деятельности обучающихся.

- Теперь оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

1. Поднимите зеленый предмет, если вам было всё понятно, и вы успели сделать все задания.

2. Поднимите жёлтый предмет, если вы столкнулись с трудностями.

3. Поднимите красный предмет, если вы ничего не поняли, и вам было трудно.

- Почему подняли желтый и красный предмет?

1.Анализируют свою работу на уроке.

Тема: «Повторение лексического значения слова и состава слова».

Цель: 

1) закрепить знания о лексическом значении слов и их составе.

2) отработать умение делать морфологический разбор слов.

Выполняют самооценку.

Аргументируют свой выбор.

УУРД:

оценивать свою работу.

УУПД:

оценивание процесса и результатов деятельности

Презентация

Презентация

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 апреля Доброе утро! Русский язык

Слайд 2

Разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень.

Слайд 3

Устаревшие слова это слова, которые перестали употребляться в современном языке.

Слайд 4

1. Старинная воинская защитная одежда - … 2. Старинная мужская одежда - …

Слайд 5

3. Человек старинного знатного рода, приближенный к князю, царю - … 4. Дом в виде башни - … 5. Глаза - …

Слайд 6

1. Кольчуга 2. Кафтан 3. Боярин 4. Терем 5. Очи

Слайд 7

Состав слова

Слайд 8

Лексика

Слайд 9

Тема «Повторение лексического значения слова и состава слова» 1) закрепить … 2) отработать умение … 1) закрепить знания о лексическом значении слов и их составе. 2) отработать умение делать морфемный разбор слов. Цель

Слайд 10

План 1) Вспомним … 2) Будем выполнять … 3) Сделаем … 1) Вспомним, что такое лексика и морфемный разбор слова; 2) Будем выполнять морфемный разбор слова; 3) Сделаем вывод.

Слайд 12

№ 1 от плыть от берега; на резать хлеб; у ехать из города; за писать в тетрадь; по жарить картофель; № 2 Дом ик Ангел ок Двор ик Стол ик Дым ок гриб ок

Слайд 13

№ 3 1. пожилой 2. трудолюбивый 3. гостить 4. кувыркаться

Слайд 14

Оценка 5 – 1-2 ошибки Оценка 4 – 3-5 ошибок Оценка 3 – 6-9 ошибок Неудовлетворительно – 10-15 ошибок

Слайд 15

Тема «Повторение лексического значения слова и состава слова» 1) закрепить знания о лексическом значении слов и их составе. 2) отработать умение делать морфемный разбор слов. Цель

Слайд 16

План 1) Вспомним … 2) Будем выполнять … 3) Сделаем … 1) Вспомним, что такое лексика и морфемный разбор слова; 2) Будем выполнять морфемный разбор слова; 3) Сделаем вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание парных согласных в корне слова" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о парных согласных по глухости-звонкости и совершенствование навыков их правописания в корне слова.Задачи урокаДидактические:1.    Построит...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока Русского языка "Правописание безударных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель урока:формирование умения грамотно писать слова с орфограммой «безударные окончания имен существительных на -ий, -ие, -ия», умения видеть и слышать данную орфограмму в тексте и провер...