Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности" для 1 класса (вариант 3.2)
рабочая программа (1 класс)

Цыбeнoвa Дулмa Бaярoвнa

Коррекционно-развивающая программа "Развитие коммуникативной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-r_programma_razvitie_kommunikatsii.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 62 III–IV ВИДА»

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

 (______________) М.С. Соболеева

  «_31_» ____августа__ 2023 г.      

 

«УТВЕРЖДАЮ»

  Директор:

  (_____________) Б. Д. Доржиев

«_31_» ____августа__ 2023 г.      

                           

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету (курсу, модулю и т. д) Развитие коммуникативной деятельности___

Вариант, вид____3.2_____________________________________________________

Класс___1_____________________________________________________________

Количество часов по программе__33_ч.____________________________________

Срок реализации программы__________2023-2024 учебный год_______________

Учитель:_Цыбенова Д.Б.__________________________________________________

г. Улан-Удэ, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Адаптированная рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие коммуникативной деятельности» для обучающегося 1 класса Полякова Никиты ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1598; (ФАОП НОО, вариант 3.2)
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся с ОВЗ (вариант 3.2) ГБОУ СКОШИ №62 III-IV вида;
  • Положение о адаптированных рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП, ФАОП начального общего образования ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №62 III-IV вида».

Целью изучения коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» является формирование у слепых обучающихся компенсаторных способов преодоления специфических коммуникативных трудностей посредством овладения навыками вербальной и невербальной коммуникации, освоения правил и норм общения, а также накопления и расширения опыта межличностного и социального взаимодействия.

Задачи:

  • ознакомление с ролью общения в жизни человека;
  • ознакомление с компенсаторной ролью и функциями общения и речи в жизни слепых;
  • развитие потребности в общении, повышение мотивации коммуникативной деятельности;
  • формирование культуры общения;
  • овладение правилами и нормами общения со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях;
  • формирование навыков вербальной и невербальной коммуникации;
  • обучение правильному воспроизведению и пониманию неречевых способов общения с помощью осязания, формирование механизмов произвольного воспроизведения доступных выразительных движений, элементов мимики и жестов;
  • обучение способам выражения эмоциональных состояний с помощью неречевых средств;
  • расширение представлений о собственных коммуникативных возможностях;
  • обучение восприятию образов других людей на основе их мимики и пантомимики;
  • развитие навыков межличностного и социального взаимодействия в различных видах деятельности;
  • преодоление вербализма и формализма речи посредством соотнесения слова, установления связи речи с ее предметным содержанием;
  • обучение навыкам конструктивного взаимодействия при работе в группе, команде.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Развитие коммуникативной деятельности»

Коррекционно-развивающий курс «Развитие коммуникативной деятельности» направлен на формирование у слепых обучающихся навыков коммуникации для установления контактов с окружающими, развитие потребности в общении, овладение вербальными и невербальными средствами коммуникации, навыками их использования в различных коммуникативных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, нормами и правилами общения, его культурой, обогащение представлений о себе и собственных коммуникативных возможностях, восприятие образов других людей на основе их мимики и пантомимики, накопление социального опыта. Курс обеспечивает развитие межличностного взаимодействия между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением. В рамках освоения программного содержания курса слепые обучающиеся приобретут опыт самовыражения в речи, мимике, жестах и пантомимике.  

У слепых обучающихся отмечаются специфические трудности в развитии коммуникативной деятельности, обусловливающие снижение уровня сформированности коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте. Отсутствие или глубокое нарушение зрения блокируют или резко ограничивают основной канал поступления информации, которая характеризует партнера по общению, что значительно затрудняет обратную связь с ним. У слепых обучающихся наблюдаются изменения внешних эмоциональных проявлений. К их числу относятся ослабленность выразительных движений, нечеткость, упрощенность мимики, жестов и пантомимики. Слепым обучающимся свойственны вялые, бедные, маловыразительные мимика, жесты и пантомимика. Внешние проявления эмоций могут носить неадекватный характер и сочетаться с навязчивыми движениями. Наряду с трудностями в формировании невербальных средств коммуникации, у слепых обучающихся наблюдается своеобразие в развитии языковых средств общения (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй речи). Характерными для слепых обучающихся являются трудности в восприятии, интерпретации и воспроизведении средств общения, нарушения соотношения слова и образа, проявляющиеся в недостаточной связи речи с ее предметным содержанием, вербализм и формализм речи. Перечисленные трудности определяют необходимость целенаправленной и систематической коррекционной работы по развитию у слепых обучающихся коммуникативной деятельности на уровне начального общего образования. При этом, важно отметить, что у слепых обучающихся речь должна выполнять компенсаторную функцию.

Содержание курса «Развитие коммуникативной деятельности» включает многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации, их использование в различных сферах жизнедеятельности и общения. Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» носит ярко выраженную практико-ориентированную направленность. Особое внимание уделяется формированию навыков невербальной коммуникации и обучению использованию в коммуникативной деятельности невербальных средств общения. Необходимо учить слепых обучающихся не только воспроизведению выразительных движений, но и их пониманию с помощью осязания. Работа по формированию у слепых обучающихся навыков невербальной коммуникации предполагает обучение правильному воспроизведению и употреблению неречевых способов общения. Кроме того, в процессе преподавания курса проводится специальная работа по овладению обучающимися правилами и нормами общения со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях. Реализация содержания курса обеспечивает овладение обучающимися начальными навыками межличностного и социального взаимодействия, а также работы в команде, как важнейших надпрофессиональных компетенций. На коррекционных занятиях по развитию коммуникативной деятельности используются подгрупповая и индивидуальная формы работы.

Воспитательный потенциал содержания учебного предмета

Воспитательными ориентирами начального общего образования слепых обучающихся выступают:

1. Гражданско-патриотическое воспитание.

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины - России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, образовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

2. Духовно-нравственное воспитание.

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

3. Эстетическое воспитание.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

5. Трудовое воспитание.

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

6. Экологическое воспитание.

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.

Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

7. Ценности научного познания.

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

Все слепые обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные зрительной депривацией, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех слепых обучающихся являются в разной степени выраженные недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у них отмечаются нарушения умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Особые образовательные потребности обучающихся

Требованиях к организации учебного процесса

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования:

  • чередовать тактильную, слуховую и зрительную нагрузки; фронтальную и индивидуальную формы работы;  
  • иметь достаточное количество и разнообразие дидактического и наглядного материала, технических средств обучения;
  • проводить физкультминутки;
  • следить за правильным использованием обучающимися оптических средств коррекции зрения (очки, лупы и увеличивающие устройства различной модификации);
  • использовать при необходимости подставки для книг и наглядного материала, в частности, ими непременно должны пользоваться дети с концентрическим сужением поля зрения и

ограничением поля зрения снизу при восприятии иллюстраций);

  • в солнечные дни использовать жалюзи;  осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
  • необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
  • индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
  • целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;
  • руководство тактильным восприятием;
  • расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
  • развитие познавательной деятельности слепых как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;
  • систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;  
  •  строгий учет зрительного диагноза (основного и дополнительного), состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;
  • использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера

нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слепых обучающихся;
  • увеличение времени на выполнение практических работ;
  • постановка и реализация на общеобразовательных уроках целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слепого;
  • активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
  • целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
  • создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
  • повышение коммуникативной активности и компетентности;
  • совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.
  • необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся;
  • обеспечение доступности учебной информации для зрительного и тактильного восприятия слепыми обучающимися;
  • рациональное чередование тактильной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
  • использование приемов, направленных на снятие физического напряжения;
  • использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слепых;
  • использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;
  • необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

«Развитие коммуникативной деятельности»

Для проведения занятий по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» необходимо следующее оборудование и дидактическое обеспечение:

  • объемная шарнирная модель «Деревянный человечек»;
  • рельефные рисунки человека на наглядных пособиях;
  • рельефные рисунки, изображающие представителей некоторых профессий;
  • рельефная модель схемы лица;
  • рельефные изображения базовых эмоций человека;
  • модели мимики, поз, жестов человека;
  • атрибуты для создания ситуаций общения;
  • цифровая техника для виртуального общения (компьютер или ноутбук, смартфон со специальным программным обеспечением невизуального экранного доступа);
  • аудиозаписи образцов речи, диалогов, монологов и коммуникативных ситуаций.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение коррекционного курса «Развитие коммуникативной деятельности» в начальной школе отводятся часы внеурочной деятельности учебного плана, входящие в коррекционно-развивающую область. По учебному плану 1 класса (вариант 3.2) индивидуального обучения на дому на коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» отводится 1 ч. в неделю, в год – 33 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 КЛАСС

Общение и его роль в жизни человека.

Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Базовые нормы и правила общения. Культура общения. Базовые средства речевого и неречевого общения. Отдельные ситуации общения. Роль и компенсаторные функции общения и речи в жизни слепых. Использование в коммуникативной деятельности сохранных анализаторов и остаточного зрения.

Формирование образа человека.

Формирование представлений о себе и собственного образа. Развитие психомоторного образования «схема тела». Приобретение первоначального опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Речь и голос человека. Базовые эмоции человека и их выражение. Движения человека в ситуации общения. Образ человека и деятельность. Приобретение первоначального опыта восприятия и понимания партнера по общению.

Развитие навыков невербальной коммуникации. Невербальные средства общения.

Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Развитие мышц лица, тела. Знакомство с понятиями «Мимика», «Жесты», «Пантомимика». Кинетические (жесты, мимика) средства общения. Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения. Первоначальные представления о мимических, и пантомимических средствах невербального общения.

Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства общения.

Знакомство с интонационными и фонационными (тембр, громкость речи) средствами общения. Приобретение первоначальных знаний в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах вербальной коммуникации: слово, предложение. Развитие речевой культуры. Формирование первоначальных представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие способности выражать свои мысли, чувства.

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

Формирование знаний и умений привлечь внимание к себе, к предмету, вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Развитие пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Понятие «Виртуальное общение».

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

Развитие слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Развитие воображения. Приобретение первоначального опыта в подключении и использовании остаточного зрения в ситуацию общения. Приобретение первоначального опыта очередности высказываний. Роль эмоций в процессе общения. Формирование базовых речевых моделей. Соотнесение слова с его чувственным образом, речи с ее предметным содержанием.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

 «Развитие коммуникативной деятельности»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • осознание значимости общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития, продолжения образования, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации;
  • сформированность потребности в общении, в использовании средств общения;
  • обогащение представлений о себе и своих коммуникативных возможностях;
  • сформированность представлений о вербальных и невербальных средствах общения;
  • приобретение первоначального опыта общения;
  • развитие межличностной системы взаимоотношений между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением;
  • приобретение опыта самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, речи;
  • сформированность мотивации к самостоятельности, активности, социально-бытовой независимости;
  • сформированность адекватной самооценки, способности к позитивной оценке окружающих, конструктивному межличностному и социальному взаимодействию.

  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности;
  • установление связи между целью коммуникативной деятельности, мотивом и результатом общения;
  • понимание значения овладения навыками коммуникации для осмысления социального окружения, своего места в нем;
  • установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной и внеурочной деятельности;
  • использование знаний и умений в области вербальной и невербальной коммуникации;
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, владение диалогической формой речи;
  • моделирование ситуаций общения, социального взаимодействия как способа устранения коммуникативных трудностей;
  • использование компенсаторных способов, остаточного зрения для решения различных коммуникативных задач;
  • постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с обучающимися с нарушенным и сохранным зрением;
  • умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слепые обучающиеся осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития, продолжения образования, профессионального самоопределения и профессиональной самореализации. У них будет формироваться потребность в общении, в использовании средств общения.

У обучающихся будут развиваться навыки коммуникации для установления контактов с окружающими, обогащаться представления о себе и своих коммуникативных возможностях, формироваться образы окружающих людей, развиваться вербальные и невербальные средства общения, расширяться и обогащаться социальный опыт.

У них будет развиваться межличностное взаимодействие между обучающимися с нарушенным и сохранным зрением.

Слепые обучающиеся расширят и углубят знания о себе, своих коммуникативных возможностях.

Обучающиеся приобретут опыт самовыражения в мимике, жестах, пантомимике, в речи. У них сформируется адекватная самооценка, способность к конструктивному межличностному и социальному взаимодействию.

Слепой обучающийся научится:

1. Общение и его роль в жизни человека: понимать роль общения в жизни человека; понимать основные нормы и правила общения; понимать и дифференцировать средства речевого и неречевого общения; осознавать роль слуха, речи, движений, зрения (для слепых с остаточным зрением) в общении.

2. Формирование образа человека: дифференцировать части тела, использовать движения тела адекватно ситуации общения; дифференцировать, узнавать, называть базовые эмоции; использовать некоторые движения и действия человека в ситуации общения; пользоваться способами обогащения опыта восприятия и понимания партнера по общению.

3. Развитие навыков невербальной коммуникации. Невербальные средства общения: использовать адекватно ситуации невербальную коммуникацию; практической дифференциации двигательно-мышечных ощущений в использовании невербальных средств общения.

4. Развитие навыков вербальной коммуникации. Вербальные средства общения: использовать адекватно ситуации вербальную коммуникацию и вербальные средства общения.

Владеть диалогической и монологической формой речи; уметь вести дискуссию; аргументировать свою точку зрения; выступать публично; задавать вопросы и отвечать на вопросы; обращаться с просьбами к взрослым и сверстникам, знакомым и незнакомым людям (в том числе с просьбами о помощи); использовать свои коммуникативные возможности и способности.

5. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия: создавать ситуацию общения; использовать пространственные, социально-бытовые представления, умения и навыки в коммуникативной деятельности; регулировать совместные с партнером действия; работать в паре, группе, команде; договариваться о распределении функций, действий, видов деятельности, поручений; конструктивно взаимодействовать в коллективе; владеть навыками виртуального общения; уметь пользоваться мессенджерами, осуществлять обмен мультимедийным контентом, адекватно использовать и понимать смайлы.

6. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей: осмысленному, целостному и детализированному слуховому восприятию для ориентации в коммуникативной ситуации; моделировать разные ситуации общения; понимать роль остаточного зрения в общении и адекватно использовать его в коммуникативной деятельности; координировать свои действия и высказываний; строить и использовать речевые модели.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Основные        виды        учебной        деятельности

обучающихся

1

Общение и его роль в жизни человека.

2

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

- понимают, что такое общение;

- понимают роль общения в жизни человека;

- приводят простейшие примеры общения (человек-человек, человек-информация, человек- природа);  

- знают основные нормы и правила общения;

- понимают, что такое речевое и неречевое общение;

- приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения;

- используют навыки осязательного восприятия для обследования рельефных моделей мимики, жестов и позы человека;

-  развивают опыт выражения некоторых собственных эмоциональных состояний;

- знают ситуации общения;

- понимают роль осязания, слуха, речи, зрения (для обучающихся с остаточным зрением) в ситуациях общения;

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

2

Формирование образа человека.

5

понимают учебную задачу занятия и стремятся ее выполнить;

- обследуют по алгоритму объемную шарнирную модель «Деревянный человечек»;

- выделяют основные крупные части человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги);

- выделяют мелкие части – шея, ладони, ступни;

- используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека, используя шарнирную модель

«Деревянный человечек»;

осваивают приемы осязательного восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой;

- воспринимают базовые мимические движения;

- читают изображение базовых эмоций человека на рельефных наглядных пособиях;

- осваивают приемы базовых характерных жестов;

- читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях;

- понимают «схему тела»;

- воспринимают схему собственного тела;

- отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека на основе использования шарнирной модели;

- читают рисунки человека на рельефных наглядных пособиях;

- знают внешний облик человека;

- понимают основные (базовые) эмоции человека;

- знают основные движения и действия человека в ситуации общения;

приобретают первоначальный опыт коммуникативной деятельности (моделирование ситуаций общения: врач-пациент, продавец-покупатель и т.д.);

- приобретают опыт коммуникации в конкретных ситуациях общения;

3

Формирование коммуникативной грамотности.

11

приобретают представление о невербальных средствах коммуникации;

- приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении;

- моделируют ситуаций общения;

приобретают представления о кинетических (жесты, поза, мимика) средствах невербального общения;

- развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

- развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации;

-  изучают базовые мимические движения на основе использования рельефных наглядных пособий;

- воспроизводят базовые мимические движения;

- изучают жестовые движения;

- воспроизводят жестовые и пантомимические движения;

- приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

приобретают представления об интонационных средствах невербального общения;

- знакомятся с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) средствами общения;

- воспроизводят различный тембр голоса;

- воспроизводят различный уровень громкости речи (моделирование ситуаций общения);

развивают двигательную активность;

- развивают гностический (познавательный) компонент невербальных средств общения;

- воспроизводят различный тембр голоса в конкретных ситуациях общения;

- воспроизводят различный уровень громкости речи в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения);

- приобретают опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения;

развивают знания и умения в области вербальной коммуникации;

- приобретают представление о вербальных средствах коммуникации;

- приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения);

развивают речевую культуру (моделирование ситуаций общения);

- осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения);

4

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.

9

знают нормы и правила поведения при общении с другим человеком и умеют их адекватно применять;

- формируют понятие «культура общения», «нормы поведения», «правила поведения»;

- развивают понимание необходимости соблюдения норм и правил поведения в обществе;

- анализируют свои поступки и поступки других в конкретных ситуациях общения;

усваивают на практике модели поведения в разнообразных видах деятельности (моделирование ситуаций общения);

- развивают навыки вербальной и невербальной коммуникации на основе моделирования ситуаций общения;

- развивают умения оценивать результативность общения на основе моделирования ситуаций общения;

- развивают умения обосновывать свое мнение, свой выбор, свое решение на основе моделирования ситуаций общения;

5

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.

7

развивают внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации на основе упражнений и моделирования ситуаций общения;

развивают осязательное восприятие и остаточное зрение для совершенствования коммуникативной деятельности;

-используют остаточное зрение в ситуациях общения;

развивают слуховое восприятие для совершенствования навыков коммуникативной деятельности;

- используют слух в ситуациях общения;

- изучают   речевые модели;

итого

33 ч

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Календарно-тематическое планирование

№ 

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Домашнее задание

Роль общения в жизни человека

Как мы общаемся

Образ человека

Выражение эмоциональных состояний человека

Образ другого человека

Образ человека и деятельность

Обогащение опыта общения

Средства невербальной коммуникации

Мимика и пантомимика как средства общения

Фонациональные средства общения

Эмоции как средства общения

Овладение приемами невербальной коммуникации

Средства вербальной коммуникации

Развитие речевой коммуникации

Развитие речевой коммуникации

Диалог как средство формирования коммуникативной грамотности

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации

Как взаимодействовать с другим человеком

Усвоение норм, правил, моделей поведения

Усвоение норм, правил, моделей поведения

Усвоение норм, правил, моделей поведения

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

Усвоение практических навыков соблюдения моделей поведения в разнообразных видах деятельности

Проверка усвоения знаний и умений в области социального взаимодействия

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Внимание, память, восприятие, мышление

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Зрение

32

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух

33

Трудности коммуникации и способы ее устранения. Слух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для обучающейся 1в класса с ТНР вариант 5.2 (1 отделение).

Рабочая программа разработана и составлена в соответствии с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными в...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ вариант 7.2 3 класс

Групповое занятие направленное на развитие внимания и памяти для обучающихся 3 класса. Вид  занятия – игра-путешествие, так как для наиболее эффективного развития и коррекции познавате...

Рабочая программа коррекционного курса "Коррекционно-развивающие занятия" для обучающихся 4 класса с глубокой умственной отсталостью, вариант 2.

    Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общеп...

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» для обучающихся 4 класса (АООП ФГОС НОО ЗПР 7.2, НОДА 6.2.)

Общая характеристика курсаРабочая программа коррекционного курса «Дефектологические коррекционно – развивающие занятия» представляет собой комплекс специально разработанных зан...

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)

План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс) на тему: ориентировка в пространстве. Лексическая тема: «Путешествие ...