Конспект урока родного русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бутюгина Татьяна Евгеньевна

Урок родного языка "Самовар кипит-уходить не велит!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского родного языка во 2 классе.

Тема урока: «Самовар кипит – уходить не велит». Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. Слова, связанные с традициями русского чаепития.

Цели урока:

  • познакомить детей с историей  русского самовара;с историей  появления чая, традициями чаепития; с целебными свойствами чая.
  • учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
  • развивать выразительность речи;
  • воспитывать культуру поведения учащихся за столом, прививать навыки этикета.
  • пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование и реквизит:
Компьютер, репродукции картин: «Купчиха за чаем» Б. Кустодиева, презентация, плакат с изображением самовара, самовар, сушки, баранки, заварной чайник, чай в пачке, рушник на стол.

Ход урока:

I Организационный момент:

Очень часто за событиями

                                      И сутолокой дней

                                      Старины своей  не помним,

                                      Забываем мы о ней.

                                      И хоть более привычны

                                      Нам полеты на Луну,

                                      Вспомним русские обычаи,

                                      Вспомним нашу старину.

II Мотивация к учебной деятельности:

1)  - Сегодня мы совершим очередное путешествие  в мир русской народной культуры. Наша встреча посвящена одному из  неофициальных символов России.

- Давайте назовём государственные символы России.(герб с трёхглавым орлом, гимн, флаг бело-сине-красный)

- Естьи неофициальные  символы.Назовите их. (Березка, матрешка, самовар, ушанка, валенки, балалайка).

2)  - Представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола …

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)

- Подумайте, чему будет посвящён наш урок?

3) - Наш урок пройдёт под темой «Самовар кипит – уходить не велит». Только на Руси пили чай из самовара.В  русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

4) - Запишите в тетрадях число и тему урока.

III Работа по теме урока:

1.Что же такое самовар, как его ещё называли раньше вы узнаете, прочитав «Приложение 1»?(Читают текст и устно отвечают на вопросы)

2. История самовара

- Втолковом словаре В.И.Даля указано: назначение самовара – нагревать воду.

Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

- У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас - без самовара.

- Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении.

Тула до сих пор славится своими самоварами, даже есть поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят».

3. Устройство самовара

-Прочитать текст из «Приложения 2». (Читают текст о том, как разжигали самовар)

 - Рассмотрите серию картинок «Как разжигали самовар». Описание какой картинки пропустил автор? (По серии картинок устанавливают порядок разжигания самовара)

1.В металлическую чашу заливали воду

2. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев.

3. Поджигали их лучиной.

4. Раздували огонь специальной «гармошкой», напоминающей голенище сапога, и вода закипала.

5.Сверху у самовара ставили трубу.

Ученик:

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар?

В нем пылал когда-то жар,

В нем бурлил когда-то пар,

В золотой, пузатый бок

Глухо бился кипяток.

                                                       

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка?!

4. Разновидности самоваров

- Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.

(Презентация о самоварах)

- Самовар Русское поле поформе напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".

- Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу.

- Самовар «Тула- город-герой» 7 декабря 1976-го года Туле присвоено звание города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится

- Самовар-паровозНеобычный самовар находитсяв Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар.

Самовар из напёрсткаЧтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!

- Самый большой самовар - В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня!

- А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в  XVIII веке также самовары для каши и щей?

5. Чай в России

- В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

До чая у нас в стране употребляли различные напитки.

- Назовите напитки, которые пили на Руси.(кисель, морс, квас)

- А что пили зимой?

- Особой  любовью пользовался сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.

- Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В 1638 году, боярский сын Василий Старков привез чай в Россию от одного монгольского хана в подарок царю Михаилу Федоровичу. С опаской пробовали московитяне диковинный напиток. Вот отзыв того времени: «Питие доброе, и когда привыкнешь, гораздо вкусно».

- Когда в России появился чай, то многие люди даже и не знали, как его приготовить.

- Послушайте одну историю.(читает ученик)

 «Раз прислал мне барин чаю…»

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Гости с барином плевались,

Сам он аж но озверел,

И отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался –

Чай забыл я посолить.

- Сейчас вы услышите, как правильно нужно заваривать чай.(Рассказывает ученик)

«... Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».

- Вплоть до  18 века чай можно было купить только в Москве и на ярмарках. Стоил он дорого, и простому люду был недоступен. В Россию его ввозили из-за границы. Только в 1814 году в Ботаническом саду в Крыму был посажен первый опытный куст. И затем чай прижился в южных краях России. С 19 века чай стал народным напитком. Повсеместно открывались чайные трактиры, где за пузатым самоваром собирался русский люд потолковать о том, о сем.

6. Польза чая

- Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи». Значит пить нужно, только свежезаваренный чай.

- Придворные лекари того времени вынесли свое заключение: «Изрядное есть лекарство против насморков, головоболезней».

- О пользе чая расскажут ребята.

Ученик1:Я хочу открыть секрет

                         И полезней дать совет:

                         Если хворь с кем приключится –

                         Чаем можете лечиться.

                         Чай всех снадобий полезней,

                         Помогает от болезней.

Ученик2:Чай в жару нас освежает,

                         А в морозы согревает,

                         И сонливость переборет,

                         И с усталостью поспорит,

                         Сокрушит любой недуг,

                         Чай здоровью – лучший друг.

Ученик 3:

     Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!

7. Чайные плантации.

- Где сейчас мы берём чай?

- Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай.

Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай.

- Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов – трех верхних листиков. Сорвешь их – и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.

- Собирают с кустов листики вручную и отвозят на фабрику.  На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать всякий запах.

8. «Самовар» в литературном чтении

- Угадайте, из каких произведений взяты эти строки?(читают дети)

1. Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл…
А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
А пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

1. Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

9. Пословицы о чае

- Немало пословиц и поговорок сложил русский народ о чае и его свойствах. (Приложение 3) (Читают по цепочке)

        Чай пьешь - до ста лет проживешь.

        Чай не пьешь - откуда силы берешь?

        Чай пить – не дрова рубить.

        Выпей чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

Чай пьёшь – здоровье бережёшь.

Пей чай, беды не знай!

С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.

Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!

Чай пить – приятно жить!

Выпьешь чайку – позабудешь тоску!

- Спишите в тетрадь одну из пословиц.

10. Выпечка к чаю.

- Постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки,  с  устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.

- Трудно представить чайный столбезвыпечки.

- Что пекли в старину? Отгадайте загадки.(читают дети)

1.Он бывает с толокном, 
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог.)

2. Кольцо не простое – кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объедение! (Бублик.)

3. Отгадать легко и просто:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)

- Какую ещё выпечку можно было увидеть на столе?(Пирожки, ватрушки, баранки, сушки,  пряники, калачи, коврижки)

(«Подать на  блюдечке с голубой каёмочкой»)

IV. Закрепление:

1. – Выберите самое точное слово, чтобы закончить предложение:

Самовар – это символ ……    .(благополучие, доброта, гостеприимство, трудолюбие).

2. (Приложение 4)

- В тексте нарушен порядок следования предложений. Соберите текст, расставив предложения в правильном порядке. Запишите его в тетрадь.

(2,1,3,4,5)

V. Рефлексия:

- Наш урок подошёл к концу. Давайте дадим ему оценку. Если вам было интересно на уроке, вы узнали что-то новое и интересное, то прикрепите на доску к самовару чайную чашку. Если вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, ваша чашка останется у меня.(дети оценивают урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)

Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать,  зачем  людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...

Конспект урока родного (русского) языка " Путешествие в страну звуков и букв"

Цель урокаразвивать умение распознавать гласные и согласные звуки по их   существенным признакам. Закреплять умение наблюдать за произношением звуков речи, производить их звуковой анализ. Со...

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Конспект урока родного русского языка, 2 класс.

Слова- предметы русского быта....

Конспект урока родного (русского) языка

Конспект урока родного (русского) языка 2 класс. Тема: "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"....