Наблюдение за окончанием глаголов в прошедшем времени.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Горячева Екатерина Александровна

Тип данного урока - открытие новых знаний (обьяснение нового материала).

Цель урока: познакомить детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом "Л", с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Технологии, прискняемые на уроке: сотрудничества, развития познавательного интереса, проблемного обучения, оптимизации и индивидуализации обучения, обучение на основе здоровьесберегающих технологий, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_r.yaz_._v_3_kl.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени».

Предмет: русский язык Класс: 3 .Программа «Школа России»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

-ознакомление  детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам.

2.Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

1.Развивать мышление, память, монологическую речь, воображение.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к родному языку

2.Воспитывать внимание, усидчивость.

3.Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Формы работы: фронтальная, парная.

Планируемые результаты:

предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени

личностные:

 проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу

 понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

регулятивные

 определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

 использует знако-символические средства при выделении суффикса;

 делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

 составляет алгоритм под руководством учителя; коммуникативные

 слушает и понимает речь других;

 учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, карточки с заданиями для парной работы.

План урока:

1. Самоопределение к деятельности.  Психологический настрой (Звучит песня о русском языке)

Дети приветствуют учителя.

Уч. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

-Доброе утро!

-Доброе утро – солнцу и птицам.

-Доброе утро! – приветливым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера.

Уч. –Чем необычен сегодняшний урок? (ответы детей)

Уч. - Для меня необычен тем, что ваши глаза смотрят на меня особенно внимательно и всё видят. И осанка по-особенному красивая.

- Что сказали вам родители, когда провожали вас в школу? (ответы детей)

- Я тоже вам желаю успехов! И верю, что у нас всё получится.

Мотивация

-Как вы думаете, можно знать всё на свете?

-А если нельзя знать, может не стоит учиться?

Вывод: Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.

Уч. –Какую тему мы изучали на уроках?

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол? Что обозначает? Как изменяется?

-Что обозначают глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени?

-Сегодня мы продолжим изучать тему глагол и узнаем что-то новое.

II. Работа в тетради.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(Дети записывают число,  классная работа).

1.Минутка чистописания

-Для чистописания я предлагаю запись букв «ж» и глагола «желать». посмотрите как он пишется и напишите его 3 раза.

2.Орфографическая минутка.

Запись под диктовку на доске и в тетрадях. Называем род, окончание.

а)(Свежий воздух, уютная комната, письменный стол, яркая звезда, верный друг, хищное животное, красивые пейзажи).

-Со словами какой части речи мы работали?

-Отчего зависит род и число имён прилагательных?

б)Открываю слова, записанные на карточках.(скосить, сломать, посадить, отменить, сходил, полетать, списать)

-Слова  какой части речи прочитали?(глаголы)

-Что можете сказать про эти глаголы? (глаголы неопределённой формы)

-Найдите глагол, который отличается от других.

-Какой суффикс есть у этого глагола?(л)

-Измените глаголы в неопределённой форме и запишите их через запятую в прошедшем времени.(СКОСИЛ, СЛОМАЛ,ПОСАДИЛ, ОТМЕНИЛ, СХОДИЛ, ПОЛЕТАЛ, СПИСАЛ)

-Какой суффикс есть во всех этих словах?

(-Суффикс -л-)

III. Постановка учебной задачи.  

-Прочитайте тему нашего урока: Род глаголов в прошедшем времени.

-Давайте поставим цель урока (исходя из темы урока). Ребята, как вы думаете, чему мы сможем научиться?

(Научиться узнавать (находить) глаголы прошедшего времени.)

IV. Запишите предложения.

Мальчик упал.

Девочка упала.

Яблоко упало.

-Что общего в этих предложениях?(глагол упал)

-Чем различаются?(окончанием)

-От чего это зависит? (от рода глаголов) Выделим окончание.

-В каком числе стоят существительные?(ед.ч.)

-Попробуем поставить во мн.ч. Изменился ли глагол? (не изменился)

-Вывод: во мн.числе глаголы по родам не изменяются.

V Динамическая пауза.

VI.Закрепление материала

-А вот ещё одна загадка глаголов прошедшего времени.(НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

-Ветер прилетел.

-Метель прилетел.

-Облако прилетел.

-Птицы прилетел.

-Согласны ли вы с таким написанием? Чего не хватает?(окончаний)

-А какие бы написали окончания? Почему?

-Какие окончания будут в ж.р., м.р., ср.р.?  Прочитаем правило (стр.122)

VII. Работа в парах (заполнить таблицу, дописать форму глаголов в указанном роде)

В мужском роде

В женском роде

В среднем роде

синел

синело

зацвела

зацвело

узнал

узнало

съела

-Проверка.

VIII. Включение в систему знаний

-Пришло время проверить, как вы усвоили всё то, о чём мы сегодня говорили. Посмотрите на экран.

Оля (читать)

Ветер (подуть)

Солнце (сесть)

Чайка (кричать)

Окно(блестеть)

-Перед вами пары слов, но  имена существительные и  глаголы в каждой паре не согласованы. Надо изменить глаголы так, чтобы они стояли в прошедшем времени и согласовывались с именем существительным.

-Проверка. (Оля читала(ж.р., окончание –а).

- Подобное задание выполните дома. Запишите дом.задание.  стр.122, выучить правило; упр.219.

IX. Рефлексия. Заполните лист самооценки.

Итог. –Я смог.

      -Урок дал мне для жизни…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка по теме "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

План проведения урока русского языка в 4 классе. Программа "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:"Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени."

Урок  русского языка в 4 классе по теме: "Правописание   родовых окончаний глаголов в прошедшем времени" дан на материале, посвященном победе  в Великой Отечественной вой...

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.      Цель: создать содержательные и организационные условия для  формирования умения автоматически и безошибочно выпо...

Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени"

Презентация "Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени" 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 класс

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в  прошедшем времени. 4 классУМК Полякова А.В....